Gostevoj все записи автора
Приветствую участников содружества "Искусство звука"!
С.В. Рахманинов – мой самый любимый композитор. Объяснить, почему это так, непросто. Вышло так, что с детства его музыка вызывает в душе что-то такое, необъяснимое, что-то такое, что заставляет сердце биться в унисон с его музыкой. И еще… музыка С.В. Рахманинова для меня ассоциируется с Россией, с ее природой, с русским народом. Мне кажется, что нет другого композитора, музыка которого так связана с Россией. Да, все мы знаем, что композитор часть жизни провел не в России, это так. Но, его музыка, его сочинения, написанные в то время, когда он жил в России, и тогда когда он ее покинул, остаются привязанными к России, в них тот же лейтмотив.
В своем блоге я уже написал немало постов о музыке, но так вышло, что ни разу не обращался к творчеству моего самого любимого композитора. Сейчас, когда организовалось сообщество людей, преданных музыке, постараюсь восполнить этот пробел, и свой первый пост посвящаю С.В. Рахманинову.
Намеренно в заголовке поста не указал, о каких именно прелюдиях С.В. Рахманинова идет речь, ведь их у него намного больше. Уверен, что большинство из вас догадалось о каких именно прелюдиях идет речь. Одна из них, вообще, как говорят, находится вне конкуренции, это прелюдия До диез минор соч. 3 №2.
Можно отметить, что эта фортепианная прелюдия относится к числу самых популярных классических произведений, в самом широком смысле этого слова. Примечательно, что у этой замечательной прелюдии очень интересная история. Следуя своей традиции, не буду переписывать то, что написано на
страничке Интернета. Там рассказано об истории создания прелюдии, причем не просто рассказано, а процитированные слова самого С.В. Рахманинова, что очень важно. Думаю, что читатели поймут меня правильно и простят, за то, что вместо переписывания я указал лишь соответствующую ссылку. Рекомендую только то, что написано простым, понятным языком и доступно любому слушателю.
Интересно, что композитор дает ответ на вопрос, что было источником его вдохновения при создании этой прелюдии. У композитора, ведь, как и у каждого из нас тоже есть ассоциации, которые он хочет выразить в своем произведении. Наши ассоциации при прослушивании могут совпадать, а могут и не совпадать с ассоциациями композитора, интересно просто сравнить их. Думаю, что большинство ассоциаций связано так или иначе с природой.
Могу поделиться своими ассоциациями. Мотив из трех звуков, который звучит вначале и затем повторяется, у меня ассоциируется с неторопливой поступью человека, идущего в гору на фоне очень красивой, но немного суровой (отсюда такой минор) русской природы. После каждого шага человек как бы останавливается, чтобы полюбоваться своей землей. И вот, он достигает вершины, перед ним открывается панорама всей окрестности. Мотив из трех аккордов переходит в другую мелодию, которая напоминает дуновение ветра или игру бликов света на озере. Затем мелодия возвращается к мотиву трех аккордов, но это уже не те три аккорда. В первой части человек с трудом поднимался в гору, аккорды звучали с замиранием. Теперь аккорды звучат убыстренно – человек получил энергию от увиденного, которая придает ему силы. Да и спуск всегда легче подъема. Медленная часть в самом конце – небольшое раздумье. Человек оглядывается на пройденный путь, оглядывается на вершину горы. Эта часть, хоть и минорная, звучит оптимистически.
Вторая прелюдия, о которой хочу написать – Прелюдия соль минор соч.23 №5.
Помню, когда я еще учился в ДМШ, зашел как-то в книжный магазин и очень обрадовался, обнаружив на книжной полке тоненький сборник с нотами этих двух прелюдий. Конечно, сразу кинулся разучивать, с трудом растягивая пальцы для таких полновесных аккордов. Постепенно что-то стало получиться. У прелюдии Соль минор нет какой-то особенной истории создания, или просто я не нашел ее пока в Интернете. Об этой прелюдии можно прочесть
тут.
Вас, конечно, интересуют ассоциации? – Пожалуйста, готов поделиться. Они есть , несмотря на нестандартную ситуацию, связанную с темпом марша. Мне кажется, что мелодия рассказывает о приближающейся грозе. Тучи, упорно, одна за другой, заволакивают небо. Из-за порывов ветра они двигаются рывками, отсюда темп марша. Далее, в момент, когда небо полностью становится серо-черным, вспыхивают молнии (этот момент отчетливо слышен), затем начинается дождь. Затем дождь прекращается, природа оживает. Но, в этот момент, уже с другой стороны начинается новый грозный наплыв туч. Начинается гроза, сопровождаемая порывами ветра (только вслушайтесь), но вскоре все заканчивается. Последние капельки дождя пролились с неба.
Вот и все, чем хотел поделиться о двух фортепианных прелюдиях С.В. Рахманинова.