Шедевры оперной классики XIX в. |
XIX в. — важнейший этап развития мировой оперной культуры, период расцвета великих национальных школ, развития многообразных стилевых направлений, рождения новых жанровых разновидностей, обновления и обогащения идейного содержания, структуры музыкально-сценического произведения.
Опера создавшей этот жанр Италии проникнута одухотворенным лиризмом, сила ее воздействия обусловлена пленительной, страстной и вместе с тем пластически ясной мелодикой. Привлекая слушателей всей Европы своим театрально-эффектным, блестящим выражением чувства, она обращалась к значительным темам и образам.
В стране, освобождение которой от чужеземного владычества и объединение наступило лишь в 1870 г., развитие искусства было в решающей степени связано с воплощением героико-патриотической идеи. В условиях жестокого подавления австрийскими властями любого проявления свободомыслия художники вынуждены были прибегать к маскировке, обращаться к историческим и легендарным сюжетам. Но зрители узнавали в героях Древнего Востока и средневековых рыцарях своих современников. В героической опере громовые рукоплескания публики вызывал призыв к отчизне. К этому великому образу обращались крупнейшие композиторы Италии. Верность долгу, гражданственность, духовное величие и мужество характерны для «Танкреда», «Семирамиды» и в особенности для «Вильгельма Телля» Дж. Россини, для «Нормы» и «Пуритан» В. Беллини,
Винченцо Беллини. "Норма" (1831)
Casta Diva - исп. Anita Cerquetti
![]() ![]() |
«Набукко», «Ломбардцев» и «Битвы при Леньяно» Верди.
Джузеппе Верди. "Набукко" (1842)
Va, Pensiero
![]() ![]() |
Мысль о родине определяла основную идею произведения и тогда, когда фабула, казалось, была связана только с драмой несчастной любви.
Одним из основных жанров итальянского музыкального театра оставалась опера-буффа, достигшая высокого расцвета в творчестве Россини и Доницетти. Конечно, и в этой области произошли существенные изменения: сохранив полнокровный юмор, опера обрела большую психологическую правдивость, театральные маски стали живыми людьми, лирика одухотворила их. Усилилась и демократическая тенденция. Если в очаровательном «Севильском цирюльнике» Дж. Паизиелло главным героем, вызывавшим сочувствие зрителей, был одураченный Бартоло, то в «Севильском цирюльнике» Россини все развитие действия определяет умный, дерзкий, находчивый сын народа Фигаро — он борется и побеждает скупого, злого, подозрительного Бартоло.
Джоаккино Россини. "Севильский цирюльник" (1816)
Largo Al Factotum - исп. Ettore Bastianini
![]() ![]() |
Гаэтано Доницетти. "Любовный напиток" (1832)
Una Furtiva Lagrima - исп. Giuseppe di Stefano
![]() ![]() |
В творчестве Верди, одного из величайших музыкальных драматургов XIX, и не только XIX в., итальянская опера достигла вершины развития. Крупнейший композитор Италии, он был художником социальным, правдивым в раскрытии судеб народа и отдельной личности. В центре его первых опер стояли конфликты национальные, общественные, религиозные — это были гигантские зеркала истории, в которых зрители могли увидеть отражение судьбы своей отчизны. И позднее, когда композитор обратился к другим темам и воплощал, казалось бы, только личную драму, он сохранил верность социальной проблематике. Его внимание привлекали герои, восстающие против несправедливости, или люди обездоленные, жертвы жестокости. Им — будь то Эрнани или Риголетто, Виолетта или Манрико и многие другие — отданы его симпатии.
Джузеппе Верди. "Риголетто" (1851)
La Donna E Mobile - исп. Luciano Pavarotti
![]() ![]() |
Французская опера в XIX в. развивалась, как и ранее, в двух основных жанровых направлениях, хотя, разумеется, структура драматических и комических опер уже во многом отличалась от прежней.
Постепенно менялись предъявляемые к опере требования: время нуждалось в произведениях более правдивых, пусть и менее эффектных в постановочном отношении. Ведь и в литературе происходили изменения, все более утверждался реализм. На смену «большой опере» пришла опера лирическая, в которой внимание композитора сосредоточивалось на внутреннем, душевном мире героев, чаще всего — женщины, как носительницы поэтического начала. Так появились «Фауст», «Мирей», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно.
Шарль Гуно. "Ромео и Джульетта" (1867)
Je Veux Vivre Dans Ce Reve - исп. Maria Callas
![]() ![]() |
Реализм вторгся в область оперы, одержав решающую творческую победу в «Кармен» Ж. Бизе по новелле П. Мериме. «Кармен» — подлинная музыкальная психологическая драма, её герои – простые люди с сильными и противоречивыми характерами.
Жорж Бизе. "Кармен" (1875)
Les Tringles Des Sistres Tintalent - исп. Maria Callas
![]() ![]() |
В известной мере она послужила образцом для веристских опер итальянских композиторов рубежа XIX и XX вв. — А. Каталани, У. Джордано и крупнейшего из них, Дж. Пуччини. Веризм (итал. il verismo, от слова vero — истинный, правдивый) — реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века.
Альфредо Каталани. "Валли" (1892)
Ebben?... Ne Andro Lontana - исп. Maria Chiara
![]() ![]() |
Умберто Джордано. "Федора" (1898)
Amor Ti Vieta - исп. Bruno Prevedi
![]() ![]() |
Джакомо Пуччини. "Тоска" (1900)
E Lucevan le Stelle - исп. Franco Corelli
![]() ![]() |
Джакомо Пуччини. "Джанни Скикки" (1918)
O Mio Babbino Caro - исп. Renata Tebaldi
![]() ![]() |
В XX в. опера вступила в новую фазу развития и в то же время пережила кризис, давший повод утверждать, что она утратила связь с действительностью и обречена на вымирание. Отрицать наличие кризиса было бы неверно, но он был обусловлен не тем, что оперный жанр будто бы утратил жизненную силу,— ведь классическая опера находила и находит живой отзвук у миллионов зрителей в наши дни. Кризис оперы в XX в. был обусловлен идейным кризисом общества, утратой контакта между композиторами и их аудиторией.
И все же слушатель встречал восторженно произведения, обращенные к его уму и сердцу. А если даже та или иная новая опера сперва не получала справедливую оценку, то ведь и ранее многие шедевры, даже произведения Моцарта, Бетховена, Верди, Бизе, не сразу находили понимание у зрителей и критики.
Не может устареть жанр, в котором отражены проблемы, волнующие человечество; жанр, в котором сливаются музыка, поэтическое слово, сценическое действие; жанр, обращенный к разуму и душе человека.
Автор текста А. Гозенпуд
Живопись - Mary Cassatt (1844 - 1926)
Рубрики: | Опера |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий ИМеля
Ответ на комментарий alibby
Ответ на комментарий Arlinn
Ответ на комментарий Музредактор
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |