Для музыкантов мира Scherzo значит "шутка" |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
Для музыкантов мира Scherzo значит «шутка»
Специально для публики, засыпающей не в своей постели, классик Йозеф Гайдн сочиняет симфонию. Начинается вторая её часть, как колыбельная – тихо и умиротворяюще, но в самый нужный момент, неожиданно для сладко задремавших, раздаются громоподобные удары литавр и фортиссимо всего оркестра. Симфонию любители музыки назвали «Сюрприз».
Музыкальное классическое искусство считается делом серьёзным, а игра на музыкальных инструментах только для непосвящённых остаётся всего лишь игрой. В действительности, в музыкальной среде, как и в любой другой, принято шутить. Для обозначения данного «занятия» существует даже специальный термин. Поскольку международный музыкальный язык – это язык Италии, то для всех музыкантов мира Scherzo буквально значит «шутка». Однако в разные эпохи «скерцо» было разным.
Виланеллы из XVI века
Как-то раз мы с подругой отправились на концерт оркестра старинной музыки. Сидели с прямыми спинами, не шуршали шоколадными обёртками, слушали-слушали, а в какой-то момент не выдержали и начали... смеяться в кулачки, чтобы никто не заметил. А ведь реакция наша была вполне адекватной и не стоило нам тогда смущаться.
Певцы в тот вечер исполняли итальянские виланеллы, а рассмешила нас разновидность этих песен – мореска. В ней с помощью разнообразных слогов («ки-ки», «ку-ку», «мяу-мяу», «на-на») и гаркающих гортанных звуков передавалась «тарабарщина» мавров. Социальный статус последних отражался также грубыми, непристойными ругательствами, что и определило жанр такой музыки.
Думаю, что не меньше нас позабавила бы и другая разновидность виланеллы – трёхголосная джустиниана. В ней пародийно, с характерными повторами-«заиканиями» повествуется о похождениях трёх старичков, «которые все ещё интересуются амурными приключениями, но так стары, что не нужны никому, кроме продажных куртизанок» (Д. Арнолд).
Кофе от Иоганна-Себастьяна
Кантата – серьёзнейший жанр хоровой музыки. И вот вам – очередная* баховская шутка. «Кофейная кантата», как отмечают музыкальные историки, стала своеобразным ответом на общественное движение, призванное запретить женщинам пить... кофе (считалось, что этот напиток сделает их стерильными).
Сюжет прост. Возлюбленный юной Лизхен приучил её к употреблению новомодного напитка, который совсем недавно появился в Европе. Отец девушки решительно против страсти дочери к Клаусу и кофе. Несмотря на неоднократные призывы «Кофе меньше пей, дружок!», в ключевой арии делается вывод: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!» Счастливая развязка оперы традиционна: молодые играют свадьбу, а непримиримый отец выпивает за их здоровье... чашечку кофе.
«Сюрприз» от Гайдна
Современники композитора-классика Йозефа Гайдна, по-видимому, не слишком ценили его Hi-класс. Может, даже не подозревали о нём. А как ещё относиться к молодому человеку, которого за «полную профессиональную непригодность» выгоняют из хора, который зарабатывает перепиской нот, потом становится учителем пения и бродячим музыкантом, работает скрипачом, органистом, аккомпаниатором и обитает на чердаках, а иногда ночует на скамейке в каком-нибудь венском парке? Может, именно из-за такого непонимания завсегдатаи лондонских концертных залов, устроившись поудобнее в креслах, сладко засыпали, когда за дирижёрским пультом стоял Гайдн?
И тогда специально для публики, засыпающей не в своей постели, классик сочиняет симфонию. Начинается вторая её часть, как колыбельная – тихо и умиротворяюще, но в самый нужный момент, неожиданно для сладко задремавших, раздаются громоподобные удары литавр и фортиссимо всего оркестра. Симфонию любители музыки назвали «Сюрприз», а история сохранила для нас эту легенду.
«Вечное движение» от Иоганна Штрауса и американская пишущая машинка
Музыканты никогда не оставались в стороне от мировых проблем и даже... технических революций.
Мартын: Что такое perpetuum mobile?
Бертольд: Perpetuum mobile, то есть вечное движение. Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому ... видишь ли, добрый мой Мартын, делать золото – задача заманчивая, открытие, может быть, любопытное, но найти perpetuum mobile ... О!...
А.С. Пушкин «Сцены из рыцарских времён»
Пока учёные очень серьёзно, но тщетно решали проблему вечного двигателя и пытались поставить на службу человечеству энергию, музыканты сочиняли пьесы с аналогичным названием, демонстрируя публике нескончаемое движение к музыкальным шуткам. Например, таким, как у И. Штрауса в Скерцо под названием «Вечное движение».
Чем было продиктовано обращение американского композитора прошлого века Лероя Андерсона к использованию в качестве музыкального инструмента пишущей машинки, остаётся только догадываться. Может, всему виной его образование? Андерсон окончил Гарвардский университет, консерваторию в Новой Англии, был лингвистом и в совершенстве освоил датский, норвежский, исландский, немецкий, французский, итальянский, португальский языки. Сочинённый им «Концерт для пишущей машинки с оркестром» неизменно вызывает восхищение и улыбку.
И, чтобы читатель немного взбодрился, завершаем экскурс в несерьёзно звучащий мир классики анекдотом о музыкантах:
Идёт репетиция государственного симфонического оркестра, дирижёр по сотому разу заставляет переигрывать одно и то же место:
– Вторая скрипка, опять вы сбиваетесь с темпа! Ещё раз с семнадцатой цифры!
Играют снова. Дирижёр опять недоволен:
– Стоп, стоп, стоп! Флейта, здесь не ля, а ля-бемоль! Ещё раз.
Литаврист не выдерживает и в знак протеста остервенело колотит по всем своим барабанам и литаврам. Дикий грохот, все замирают в оцепенении... Дирижёр обводит тяжёлым взглядом оркестр, долго молчит, потом спрашивает:
– Ну, и кто это сделал?
Любителям музыки хорошо известна также часть из сюиты си-минор И.-С. Баха, которая так и называется – «Шутка».
**«Если бы у меня был талант, меня бы признали сразу, – шутливо говаривал впоследствии по этому поводу Гайдн. – Но я, видимо, был гениален, а гениев, как известно, всегда поначалу не понимают, так уж в жизни заведено... Так что приходилось терпеть до поры до времени... Такова уж у нас, у гениев, участь
http://www.softmixer.com/p/blog-page_22.html
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы/Скерцо |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |