"Ожившая душа" музыки Марго Фонтейн |
«В карьере важна удача, я просто оказалась в нужное время в нужном месте».
«Многим приходится ждать своего часа, а я попала в струю – британский балет только начинался, и меня вынесло на гребень. Родись я на двадцать лет раньше, у меня бы не было такой возможности, а на 20 лет позже – пришлось бы дольше ждать»
«Тщеславие, претензии – все это неминуемо ведет к заурядности в искусстве и поражению в личной жизни»
Марго Фонтейн - первая дама английского балета, образец безупречной элегантности
Карьера легендарной балерины XX века была необычайно долгой и ошеломительно успешной. Её боготворила публика, и превозносили самые требовательные критики. В годы Второй мировой, когда в Лондоне объявляли воздушную тревогу, зрители отказывались покидать театр, если на сцене танцевала Фонтейн.
Марго Фонтейн, впрочем, тогда еще просто Пегги Хукэм, родилась 18 мая 1919 года в семье британского инженера и большую часть детства провела в переездах между Лондоном и Шанхаем, где работал ее отец. Жили небогато – ее любимым лакомством до конца жизни был тост с печеными бобами.
Талант ребенка заметила мать Хильда, яркая женщина, наполовину ирландка, наполовину бразилианка. Это она, увидев волшебную, недетскую грацию девочки, в четыре года отдала ее в балетный класс. Впоследствии у начинающей танцовщицы была возможность брать уроки у Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской. В возрасте 15 лет она поступила в лондонскую школу русской танцовщицы Серафимы Астафьевой.
Когда Нинетт де Валуа, подыскивающая новых балерин для детской труппы, посетила школу «Вик-Уэллс», она разглядела среди девочек-подростков одну, показавшуюся ей особенно одаренной. Темноглазую девочку с короткой стрижкой она сперва приняла за китаянку. Но когда Пегги показала, чему научилась, Нинетт де Валуа взяла ее в свой коллектив. Девочке было пятнадцать лет, когда она дебютировала в роли снежинки в «Щелкунчике», а уже через год она превратилась в блистательную Марго Фонтейн, получив свою первую главную роль в обход других, уже признанных звезд.
В семнадцать лет она заменила прима-балерину Алисию Маркову и танцевала свою первую Жизель. Она прекрасно исполнила главные партии в классических балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». В 1939 году началось сотрудничество с хореографом Фредериком Аштоном. Он поставил для Фонтейн балеты «Дафнис и Хлоя», «Сильвия» и «Ундина». Нинетт де Валуа связывала с юной танцовщицей немало надежд. И действительно – ее танец был безупречен, техника отточена до совершенства, очень скоро Фонтейн покорила балетоманов Англии, а к тридцати годам, после выступления в Нью-Йорке, к ее ногам пала и Америка.
Нинетт де Валуа долго уговаривала ее взять молодого артиста в партнеры. Танцовщица боялась, что разница в возрасте будет слишком заметна.
— Для того чтобы танцевать с ним, – сказала Фонтейн, – мне нужно в него влюбиться. Похоже, это случилось. Нуриев был на 19 лет моложе Фонтейн, но их дуэт сразу стал легендой.
Марго Фонтейн в балете "Жизель"
В истории балета нет более элегантной, мужественной и мудрой балерины, чем Фонтейн. Легкая улыбка, горячий блеск глаз, темперамент, а еще стальная спина и железная воля - это Марго.
Рудольф Нуриев так вспоминал об их совместных репетициях:
«Полная самоотдача. Она вкладывала в меня всю душу. А потом наши эмоции выбрасывались в зал. Выбрасывались, а не преподносились. Мы играли и жили друг другом».
Когда занавес закрылся, Фонтейн и Нуриева вызывали на поклоны двадцать три раза. Под грохот аплодисментов Фонтейн вытащила из букета красную розу на длинном стебле и преподнесла ее Нуриеву, он, тронутый этим, упал на колено, схватил ее руку и стал осыпать поцелуями. Публика от этого зрелища лежала в обмороке.
Они были неразлучны, они ходили, держась за руки, смеялись без видимой причины, словом, вели себя, как влюбленные дети. Через много лет Нуриев говорил о Фонтейн:
«Это все, что у меня есть. Только она…»
"Боже! Я никогда не делала в танце и половины вещей, которые делаю теперь", - с удивлением признавалась Фонтейн, говоря о влиянии на нее Нуриева. А Рудольф признавался: "Если бы я не нашел Марго, я пропал бы".
Фонтейн и Нуриев были идеальной балетной парой. Их партнерство, может быть, являлось самым удачным за всю историю балета. Нуриев обладал невероятной способностью вдохновлять на подвиги. В нем было столько энергии, что ее хватало не только для него самого, но и для окружающих. Он танцевал на грани невозможного и подталкивал к тому же Марго. Когда она падала от усталости и говорила: «Я больше не могу», он говорил ей в ответ: «Можете! Я знаю, что можете!» И она вставала и делала невозможное.
Вскоре хореограф Фредерик Аштон создал для них балет "Маргарита и Арман" по "Даме с камелиями" Дюма-сына на музыку фортепианной Сонаты си минор Листа. Этот балет стал самым долгожданным событием сезона 1963 года и породил массу слухов и сплетен на тему.
Рудольф и Марго так рассказывали о своих отношениях: "Когда мы были на сцене, наши тела, наши руки соединялись в танце так гармонично, что, думаю, ничего подобного уже никогда не будет, - вспоминал Нуриев. - Она была моим лучшим другом, моим конфидентом, человеком, который желал мне только добра".
"Между нами возникло странное влечение друг к другу, которое мы так и не сумели объяснить рационально, - признается Фонтейн, - и которое в каком-то смысле напоминало глубочайшую привязанность и любовь, если учитывать, что любовь так многообразна в своих проявлениях. В день премьеры "Маргариты и Армана" Рудольф принес мне маленькое деревце белых камелий - оно было призвано символизировать простоту наших взаимоотношений в окружающем нас ужасном мире".
Триумфами стали выступления этой пары в постановках Аштона «Маргарита и Арман» (1963), Кеннета Макмиллана «Ромео и Джульетта» (1965) и Ролана Пети «Пеллеас и Мелисанда» (1969).
С 1954 Фонтейн стала президентом Королевской академии танца. В 1956 она была удостоена ордена Британской империи.
У танцовщицы было только два выхода – делать так, как он говорит, или оставить балет. Она не могла оставить балет, а потому ей пришлось соответствовать молодому партнеру, постоянно, день за днем совершать подвиг, делать невозможное.
Фонтейн ушла со сцены в конце семидесятых. Какое-то время она еще участвовала в особенно выгодных ангажементах вместе с Нуриевым, но большую часть времени она проводила на ферме. Она устала…
В окружении стада коров и пяти собак артистка жила вдали от блистательного света, в тишине и покое, ведя весьма спартанский образ жизни. После сорока пяти лет служения английскому балету она не имела пенсии, а накопленные за выступления сбережения давно иссякли, потраченные на врачей мужа.
Фонтейн никогда не узнала, что Нуриев оплачивал многие ее больничные счета, потому что ее собственных средств совсем не осталось. Потом пошли с молотка драгоценности, а 30 мая 1990 года торжественный бенефис в ее честь принес двести пятьдесят тысяч фунтов стерлингов, направленные в трастовый фонд для поддержки Марго до конца ее дней.
Марго Фонтейн вышла замуж в 1955. Ее мужем стал сын высокопоставленного панамского политика Роберто Ариас. Брак был длительный, но не слишком удачный – Ариас продолжал завязывать многочисленные романы и в конце концов на него в 1964 году было совершено покушение одним из обманутых мужей. Марго Фонтейн на оставшиеся 25 лет брака получила на руки капризного паралитика.
Марго Фонтейн скончалась в Панаме 21 февраля 1991 года. Муж Роберто умер за два года до нее, Нуриев – через два года после нее. В завещании Марго просила похоронить ее не в Вестминстерском аббатстве – как гордость Англии, – а на кладбище города Панама, в ногах у мужа. Ее памятник – самый маленький на этом кладбище.
Источник текста: http://www.belcanto.ru/
Рубрики: | Балет/Танцовщики |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Annakraj
Спасибо, Анна, за цветы и оценку сообщения, ТамараОтвет на комментарий ШАТАНА
Спасибо Вам. Не будете ли Вы столь любезны объяснить мне, как вставить флэш? Простите за нахальствоОтвет на комментарий Нина-Ник
Большое спасибо, Нинель, за добрые слова. ТамараОтвет на комментарий Barucaba
Интересное сообщество у Вас получилось. Я хоть и зареклась участвовать в каких бы то ни было обществах, но не устояла. "Никогда не говори: никогда"Ответ на комментарий Томаовсянка
Томаовсянка, Тамара, спасибо ещё раз огромное, что поддержали нас и конечно же за Ваши интересные сообщения! Всегда рады видеть Вас в сообществе!Ответ на комментарий Сирик
Спасибо, дорогой, очень рада букету! Там в вазочке камешки лежат, очень трогательноОтвет на комментарий Gallena
Спасибо, Елена, за великолепный комментарий! Рада тебя видеть в этом музыкальном сообществе. Обнимаю. ТомаОтвет на комментарий Томаовсянка
Я-Сирик, дома-СусаннаОтвет на комментарий Сирик
Милая Сусанна! Прости, за "дорогой". Мне бы надо было догадаться по цветам: разве лицо мужского пола способно старушке такой букет вручить? Бывает, но очень редко и в другой ситуацииОтвет на комментарий Ангел_добра
Спасибо. У Вас потрясающий Ник!Ответ на комментарий nadezhda_65
Согласна с Вами. Только добавлю: талантливая балерина редчайшей трудоспособностиОтвет на комментарий Томаовсянка
Ответ на комментарий Надежда-Ариана
Спасибо, Надежда, за буквально сияющий букет!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |