Южанка_Анка все записи автора
По наводке MihTimak
В исторической миниатюре Валентина Саввича Пикуля "Быть главным на ярмарке", рассказывающей о нижегородском губернаторе Николае Михайловиче Баранове (1837-1901), есть такой эпизод:
Не успели накормить голодающих [после неурожая 1891 года или около того], как началась холера. Она катилась вдоль Волги от Астрахани, пожирая людей, ещё не оправившихся после голодухи. Эпидемия, как всегда вызывала бунты. Астраханский губернатор Тевяшев, человек большой смелости, прятался под столом, закрываемый от народных взоров юбкой жены. Баранов повёл себя иначе. Пока не сколотили холерные бараки, он сразу отдал для размещения больных свой губернаторский дворец. Не боясь заразиться, смело шлялся среди холерных. Когда же глупцы разорались на улицах, что врачи сами травят людей, Баранов цепко выхватил из толпы самого богатого крикуна - миллионера Китаева:
- Ты что, мать твою так? Решил, что меня умнее?
- Никак нет! Но ведь нету холеры, это всё телигенты придумали, чтобы народ православный лекарствами извести. Рецепты в аптеку ведь не по-русски пишут... злодеи!
- Ясно. Умён. Снимай портки. Ложись...
Как ни вопил купец, как ни отбивался, но штаны с него спустили и при всём честном народе выпороли, чтобы себя не забывал и чтил медицину. После этого Баранов, подобно своему великому земляку Кузьме Захаровичу Минину, выступил перед народом на площади:
- Я вас давно знаю, а вы меня тоже знаете. Зачинщиков бунта против врачей повешу без разговоров... здесь же!
В "Военной энциклопедии" Сытина сказано: "Все знали, что у Баранова дело не разойдётся со словом. Баранов спасал всероссийскую ярмарку, то есть нерв торгово-промышленной России и, несомненно, повесил бы всякого виновника общественной паники..." Баранов обратился к писателям, чтобы не боялись писать правдиво, и в Нижнем газеты писали правду о холере, хотя в других губерниях холерная эпидемия даже скрывалась. В статье "О том, как я учился писать" Максим Горький неожиданно припомнил и Баранова, который одного из баламутов отправил в холерный барак - санитаром. Лично убедившись, что врачи не травят больных, а лечат, он "благодарил губернатора за урок", а Баранов сказал ему:
- Окунувшись башкой в правду - врать не станешь!
"Баранов был человек грубый, но не глупый", - так писал о нём Максим Горький. [Как мне кажется, примерно то же можно сказать о царе Александре III. ] Именно Баранов придумал тогда плавучие госпитали-баржи, ходившие по Волге, чтобы подбирать с берега заболевших.
Холера отступала. Повешенных не было, но многие из горожан ещё долго не могли сесть на лавку...
Живя на торжище всероссийской ярмарки, Николай Михайлович жил едино лишь жалованьем [вы можете себе представить, чтобы хоть один из наших нынешних губернаторов так делал??]; мало того, он не раз закладывал в ломбард свои личные вещи. Сам в долгах по самое горло, он любому бедняку давал в долг, никогда не требуя отдачи:
- Ладно! Бог с вами. Да и где вам взять-то? Разве что по ночам выходить с кистенём на большую дорогу...
А кончается эта миниатюра так:
Николай II сразу после воцарения удалил Баранова в отставку. Он скончался в Петербурге в 1901 году, всеми покинутый, живя в бедности, и был очень скромно погребён на кладбище Новодевичьего монастыря (ныне по Московскому проспекту Петербурга). В память об этом человеке один из эсминцев Черноморского флота был наречён его именем: "Капитан-лейтенант Баранов".
Странных людей иногда порождала русская жизнь!
Порою даже не разобраться: где кончается плохой человек и начинается хороший...