в 1702 Слоун получил в наследство от друга юности, богатого судовладельца Уильяма Куртена, большое собрание гербариев, редких камней, гравюр, медалей и рукописей.
Теперь его дом в лондонском районе Блумсбери (недалеко от места, где сейчас находится Британ ский музей) и особняк в Челси вмещали почти 80 тысяч различных предметов.
Собиратель решил передать коллекцию британскому народу при условии, что его дочерям выплатят 20 тысяч фунтов стерлингов. Сумму, составлявшую менее одной пятой ее стоимости, король Георг 11 счел чрезмерной (вот и лечи после этого королей!). Однако после смерти Слоуна в 1753 парламент принял акт о покупке его музея и еще двух замечательных собраний: коллекции древних манускриптов, книг и монет антиквара и библиофила XVII века Роберта Копона и богатейшей библиотеки видного английского политика Роберта Харли, лорда Оксфордского.
Чтобы получить средства для их выкупа у наследников и оборудования помещений для хранения, была организована лотерея, которая принесла казне 100 тысяч фунтов стерлингов. Часть денег пошла на приобретение и перестройку огромного дворца Монтегю-Хаус в Блумсбери, где решили разместить коллекции. И вот 15 января 1759 это здание, уже обновленное, получило название «Британский музей» и встретило первых посетителей.
Правда, многие люди месяцами дожидались своей очереди: туда пускали только по предварительной записи и далеко не всех, хотя изначально музей создавался как общедоступный. Свободный доступ публики во все галереи был открыт лишь в конце XIX века.
Мощь Британской империи росла, а вместе с ней и возможности английских политиков и ученых разными способами добывать по всему миру для национального музея уникальные памятники.
В 1802 после захвата Александрии у разгромленных французов изъяли собрание египетских древностей. В их числе была одна из нынешних жемчужин Британского музея - Розеттский камень, благодаря которому французский ученый египтолог Жан-Франсуа Шампольон открыл секрет расшифровки древнеегипетских иероглифов.
Но это был честно отвоеванный у неприятеля трофей, а бывало и по-другому!
В 1816 английский посол в Константинополе лорд Элгин, большой поклонник античной Греции, добился от турецкого правительства (в то время Афины принадлежали Турции) документа, где было написано: «Никто не должен чинить ему препятствий, если он пожелает вывезти из Акрополя несколько каменных плит с над писями или фигурами».
Лорд широко истолковал любезное разрешение: он отослал в Лондон ни много ни мало двести ящиков, содержавших целые фризы и множество архитектурных деталей Парфенона, созданного некогда под руководством великого Фидия.
• Мандала в виде граната. Закрытый вид
Произошел нешуточный скандал (греческую часть экспозиции Британского музея и сегодня иногда назы вают «коллекцией ворованных шедевров»). Представители Великобритании отвечали, что благодаря попаданию в музей барельефы отреставрированы и спасены для мировой культуры.
В палате общин даже устроили специальные слушания, по итогам которых было признано, что Элгин приобрел сокровища на законных основаниях «как частное лицо».
• Мандала в виде граната. Фрагмент
Но это не мешает Греции до сих пор требовать возвращения на историческую родину вывезенных экспонатов.
В дальнейшем пополнение коллекции музея шло более легитимными способами. Что-то покупали, что-то получали в дар. Колониальная экспансия позволила приобретать замечательные изделия индийских, африканских, ближневосточных мастеров.
Британские офицеры, врачи и путешественники тогда находились во всех концах света, новые экспонаты прибывали из самых дальних уголков земного шара.
В ХХ веке изыскания английских археологов обогатили коллекцию шедеврами египетского искусства, изделиями мастеров древнего Междуречья, памятниками доисторической и раннесредневековой культуры Британии.
А потом наступил закат колониальной эры (Африка рвала цепи, Индия тоже), но Британский музей продолжал расширяться. Появлялись новые экспонаты и под оды к музейному делу.
Древнее и современное оказались совсем рядом. Еще лет 50 назад ни о какой золотой Кейт Мосс не могло бы и речи, а сегодня - запросто.
Или вот недавний пример: выставка «Римский пир». Хотите узнать, чем питались в Древнем Риме?
Милости просим в современный Лондон. Вход бесплатный.
Британский музей - это весь мир под одной крышей, а знакомство с его коллекцией подобно кругосветному путешествию.