Флот как убийца империи |
В итоге всех этих колоссальных трат к началу войны Россия не имела ни одного современного крупного корабля кроме нескольких новых эсминцев типа «Новик» и подлодок. Остальное – устаревшие броненосцы и крейсера. «Гангуты» начали входить в боевой состав флота лишь в 1915-16 годах.
Миллиард с лишним рублей фактически вылетел в трубу. В боевых действиях дредноутный флот практически не участвовал. Черное море почти два года защищали старые броненосцы. И лишь в январе 1916-го, единственный раз, произошло боевое применение дредноутов -- «Императрица Екатерина» дала несколько залпов по «Гебену». Три балтийских дредноута вообще всю войну отстаивались в Ревеле и Кронштадте. И даже для защиты стратегически важного Моонзунда была послана всего одна-единственная «Слава» -- старый броненосец против пятнадцатидюймовок новейших «Байернов» Второго Рейха.
Но куда худшими были «сухопутные» последствия
неразумных затрат на флот в ущерб армии. Как отмечает историк Захар Оскоцкий, фронт потреблял ежемесячно примерно три миллиона снарядов, а в начале 1915 года их производили всего 400-500 тысяч. То же было с винтовками. К 1914 году их изготовили 4,5 миллиона – столько, чтобы хватило вооружить отмобилизованную армию, плюс 10% запаса. Считалось, что этого достаточно, и оружейные заводы вообще не получали новых заказов. Так, за первые семь месяцев 1914 года самый мощный Тульский оружейный завод изготовил всего 23 винтовки —то есть, просто-напросто завод простаивал.
С началом войны ежемесячная потребность в винтовках достигала 200 тысяч, а все три оружейных завода – Тульский, Ижевский, Сестрорецкий – в конце 1914-го – начале 1915-го производили лишь порядка 35 тысяч. Винтовок не хватало даже для восполнения их убыли в боях, не говоря о вооружении новых частей. Если в конце 1914-го в запасных батальонах была одна винтовка на четверых, то в 1915 г. – уже на десятерых. Маршевые роты в ноябре 1914-го отправляли в армию с половиной вооружения, а уже весной 1915-го пополнения прибывали на фронт вообще невооруженными. Они рыли окопы, выполняли вспомогательные работы и, как вспоминает генерал Н,Н. Головин, «ждали смерти своего товарища, чтобы взять его винтовку, если она уцелеет».
***
В начале 20х годов ХХ века большевики распродали большую часть оставшихся от «старого режима» кораблей на металлолом. И не только потому что не хватало средств на их содержание или просто требовались деньги для разоренной страны – но также и потому что на тот момент столь дорого обошедшийся бывшей империи флот являл собой скопище морально и физически устаревших небоеспособных уже плавсредств –зачастую еще ХIХ века. Лишь через десять с лишним лет после окончания Гражданской войны появилась первая кораблестроительная программа, рассчитанная на 1933-38 годы, и предусматривавшая создание упор на легкие крейсера, эсминцы и подлодки. Она не была выполнена до конца, но все же вывела советский флот в десятку мировых лидеров –причем относительно недорого. Стратегически предполагалось что флот будет обеспечивать морские фланги сухопутных армий, содействовать операциям войск в прибрежных районах, организовывать оборону берегов; осуществлять по мере возможностей действия на морских коммуникациях противника.
На случай же гипотетических конфликтов с Англией или и с Японией (США на тот момент придерживались изоляционистской политики) имелся свой ассиметричный ответ: не состязаться с островными державами на море а разбить врага на суше, где ситуация с соотношением сил выглядела зеркально. Против Англии --удар через Иран на Ближний Восток и Индию (план Троцкого на случай полномасштабной английской интервенции в 20е годы), а в ситуации большой войны с Японией --действия в союзе с Китаем и Монголией в Манчжурии и Корее. (Судьбу японских сил можно хорошо представить на примере Халхин-Гола).
Казалось, наконец-то оптимальная идеология развития флота для нашей страны найдена. Не тут-то было!
К концу тридцатых эта по выражению классика «умеренная и аккуратная» стратегия была репрессирована вместе с прежним руководством РККФ. И лично И.В. Сталин постановил: СССР срочно нужны линкоры и тяжелые крейсера. В 1936 году по инициативе генсека была принята семилетняя программа «крупного морского судостроения» на 1937—1943 годы, позже продленная до 1946г.
В соответствии с ней планировалось построить 15 линкоров типа "Советский Союз" – или «проект 23» -- водоизмещением 58 500 тонн, вооруженные 9ю 406-мм орудиями Б-37. С такими линейными силами – не имея ввиду даже другие корабли –такие как тяжелый крейсер проекта 69 ("Кронштадт") – с 9ю 305-мм орудиями или крейсер проекта 68 "Чапаев" -- советский ВМФ и близко не имел бы себе равных. Ведь даже американцы построили лишь 10 аналогичных линкоров а у британцев и французов и проектов подобных не было.
А на подходе были аванпроекты настоящих монстров не имеющих равных в мире -- суперлинкоров, водоизмещением в 75000 тонн, с 12ю 456 миллиметровыми орудиями!
Общая стоимость лишь четырех линкоров «проекта 23» достигала трети годового бюджета страны на 1940. Но затраты мало кого смущали.
http://community.livejournal.com/ru_history/2736642.html?#cutid1
А теперь мы хотим иметь пять авиносцев. Хотя, ВБ и Фрнция решили использовать один авианосцев на двоих…
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |