Сказочные сюжеты в реальной жизниОбычно сказку принято противопоставлять реальной жизни. Взрослые люди хорошо понимают разницу между вымыслом и действительностью. Однако это не мешает им проживать сказочные сюжеты в реальной жизни. Образ персонажа, его действия, обстоятельства и ситуации, в которые он попадает, иногда проигрываются с поразительной точностью. И чаще всего человек даже не отдает себе в этом отчета.
Почему так происходит? Неужели сказка, рассказанная в детстве, способна запрограммировать развитие реальных событий?
Еще как способна. Ведь никакая сказка не появляется на пустом месте. Она – концентрат жизненного опыта целых поколений (даже авторская). Это философия, психология, социология и много чего еще в одном флаконе. В ней закодированы способы видения мира, взаимоотношений с другими, причинно-следственные связи между событиями и т.д. А язык сказки – образный, символический – это язык бессознательного.
Именно на этом языке – даже если ребенок слушает не сказку, а реальную историю – считывается смысл происходящего. Множество ролей, с которыми мы сталкиваемся и в воображении примеряем на себя в детстве, оставляют свои отпечатки. Это возможные способы самопроявления. Из которых мы выбираем «любимые», а затем проживаем их многие годы.
Структура сказочного сюжета сложена из разных деталей – как город из конструктора. Поэтому в одной и той же сказке, и даже в одном и том же образе – каждый находит свой акцент. Кто-то проживает Белоснежку как альтруистичную героиню, вечную няньку «семерых гномов». Кто-то всю жизнь ест «отравленные яблоки» из рук переодетых врагов. А кого-то этот персонаж наделяет силой притягивать помощь и защиту окружающих, которые спасают из безнадежной ситуации даже в глухом лесу. Слушая «Айболита», ребенок может бессознательно ассоциировать себя как с добрым доктором, так и с зайчиком, который даже после переезда трамваем полностью выздоравливает и продолжает весело прыгать.
А чем не символ плацебо волшебные исцеления в сказках? Цветик-семицветик, живая и мертвая вода, молодильные яблоки, зелья – все это средства внутреннего, наружного и «ритуального» применения. Благодаря которым мы учимся верить в целительную силу, заключенную в чем-либо, – и находим ей подходящую «упаковку» в реальности.
Сказочные «фавориты» определяются к шести годам. К этому возрасту ребенок уже выбрал, кем будет в той или иной ситуации: волком, зайцем, золотой рыбкой или Кощеем Бессмертным. Позже он может забыть саму сказку, но ее структура отпечатывается в сознании, как план лабиринта с вариантами выхода. И, попадая в схожую ситуацию, он бессознательно «перевоплощается» в избранного персонажа и действует согласно своему пониманию этой роли.
Например, предупрежденная трагическим примером Снегурочки, молодая девушка «замораживает» свои эмоции, избегая любви. В ее сказке влюбиться равнозначно смерти, потому что именно на этом фрагменте сделан акцент. Конечно, она может все-таки «растаять» со временем и понять, что это не настолько смертельно, либо добиться трагического финала. А может и усилить свою позицию через образ Снежной Королевы, которая создает свое ледяное царство, чтобы чувствовать себя в безопасности и держать под контролем других.
Сказочные сюжеты, ставшие руководством к реальным действиям, можно осознанно менять. Обнаружив свой сценарий развития событий, человек получает возможность выйти за его пределы. И стать больше, чем версия сказочного персонажа – сценаристом и режиссером собственной жизни.
Автор: Оксана Токарева.