Ksana_-San все записи автора
Масленичная неделя
В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча
Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.
Вторник — заигрыш
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Среда — лакомки
В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — разгуляй (разгул, широкий разгул)
С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, катанием на лошадях, кулачным боям, шумным пирушкам. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.
Пятница — тёщины вечёрки
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Суббота — золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
Воскресенье — проводы
Также называется целовальник, прощенный день, последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали «чучело Масленицы», полученный пепел рассыпали по полям.
Проводы Масленицы
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах.Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).
В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.
В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в сицевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда в котором чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по повериям что это принесёт хороший урожай.