-Метки

* пасха вербное воскресение стихи * film muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * опера-балет film * тв музей рондизма - истины и ошибки 1 мая праздник труда 50 шедевров - но есть вопросы? __film muzeum rondizm tv_ cinema cinema painting * literature music muzeum rondizm tv muzeum rondizm tv * painting science ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское кино яндекс дзен авторское чтение акварель алиса косаговская авторское кино алтай артефакты археология архитектура аудио _ наука и искусство _ дополнение * аудио книга аудио-книга бандера психопат и садист позор украины босх и поздняков вена видео-книга водопад военный аналитик сша об операции на украине вольтер - кумир многих? * вольтер? не понимаю восторгов... воспитание мужества в россии восприятие всем улыбнется го всем улыбнется гоголь высший свет голосование на первом никейском соборе город городской пейзаж горы греция дети джотто рембрандт косаговский врубель - пасха диалоги * богуславский - косаговский диалоги * как человек стал человеком диалоги * сухомлинский - косаговский дизайн дом древность женский образ женский портрет женское женщина женщины живопись животные животный мир заглянем в музей рондизма в день города здоровье знаменитости золотая баба индия интересное интерьер искренность и фальшь в искусстве искусство истории история история россии история создания камни картины катунь кино кино на выходные игорь ильинский кино на выходные косаговский кино на выходные юрий яковлев кино яндекс дзен косаговский кипр китай классический балет книги когда страшное имеет оправдание косаговский - менталитет россиян косаговский михеев о россии косаговский роль россии в мире косаговский эстетика кошки креатив куклы легенды ленен луи и его братья летнее настроение лето лингвистика литература лодка любовь мальта мода море москва москоляку на гиляку музыка музыкальная открытка народности натюрморты наука необычное нереальное нет дьяво о чем напоминает пушка в имении поэта общественное устройство онегина читает косаговский осень вертинский косаговский есенин осень гумилев пастернак бродский отлучение от церкви ошибка отлучение от церкви толстого ошибка отношения парк пасха вербное воскресение пасха воскресла истина когда христос воскрес пейзажи позорная история меркантильного запада полеводка полезное португалия поэзия поэзия в науке поэзия великого пушкина прикладное искусство природа прости мы не встретимся более психология птицы пушка в имении поэта пушкина пушкин пушкин великий мыслитель пушкин христос против насилия пьеса моцарт и сальери против профессионализма разное растения религия ретро рисунки и стихи косаговский россия россия исторически спасает мир россия спасает мир русские художники русь саванарола самоцветы сказки скульптура ссср освобождает мира от нацизма ссср разбивает армию гитлера ссср спасает мир от нацизма стихи стихи и рисунки стихи импровизация алиса стихи русских поэтов стокгольм такер карлсон из сша рубит правду матку тверская улица телевидение переполнено меркантильностью традиции уголки мира умные мысли услышит и теперь мари лепен народ! философия фильмы по искусству и наукам _ фото фотоискусство художник художники цветы человек черногория читает косаговский читает ксаговский шаман швейцария швеция ювелирное искусство ювелирные изделия

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58605


Психологический феномен - перенос

Четверг, 03 Августа 2017 г. 04:06 + в цитатник
Отрада все записи автора 51aa9e2ac192c23a3874af468689b620 (484x302, 115Kb)
Почему мы и наши знакомые по-разному воспринимаем одних и тех же людей? Почему так легко влюбиться в какого-нибудь артиста? Ответить на эти вопросы помогает понимание одного из основных психических механизмов - проекции.

В психоанализе перенос — это процесс, в ходе которого один человек проецирует на другого собственные чувства и переживания.

Когда Фрейд начинал свою терапевтическую практику, то, как и его коллеги, укладывал своего пациента на кушетку и вел записи, в которых отражалось содержание беседы. Один из терапевтов сказал Фрейду: «Знаешь, оказывается, я ужасно привлекательный и сексуальный мужчина. Вчера я вел прием, а после сеанса моя пациентка неожиданно бросилась мне на шею...» Фрейд задумался над этим эпизодом, и у него мелькнула догадка: когда пациентка лежит на кушетке, голос аналитика она воспринимает как бы со стороны. В ходе разговора воскрешаются давние впечатления, восстанавливаются детские эмоциональные переживания. Голос, льющийся от изголовья, рождает образ отца, с которым неожиданно и проигрывается партитура давно забытых отношений. Чувства, которые вдруг возникают в ходе сеанса, относятся вовсе не к аналитику. Они перенесены с отца на терапевта.

После первой беседы с пациентом я обычно прошу его (или ее) записать дома впечатления от беседы. Мне интересно, куда поведет собеседницу (или собеседника) его бессознательное. Беседа наверняка вызвала смятение чувств: ведь мы говорили о душевной боли.

Дома он (или она) присели за стол, чтобы сделать записи. При этом думалось одно, а написалось вдруг другое... Стоит только прижаться к столу, как из глубин подсознания поднимается нечто...

Одна женщина пишет: «Павел Семенович мне понравился. Мне даже показалось, что он похож на Пастернака, у него большие синие глаза». Глаза у меня не синие, а карие. И на Пастернака я вовсе не похож... Что за блажь? Кто понравился моей пациентке — я или кто-то другой? Сомнений нет: она сама создала этот условный образ, можно сказать, спроектировала его.

Проекция (лат. — бросание вперед) — психологический механизм, благодаря которому собственное содержание бессознательного приписывается другому лицу.

Мы склонны считать, что мир таков, каким мы его видим, что и люди таковы, какими мы их себе воображаем. Собственные мысли, чувства, переживания мы переносим на других. Проекцию в этом случае можно рассматривать как переложение субъективного внутреннего содержания на внешний объект. Этот процесс имеет бессознательный характер. Он обнаруживает себя как спонтанный, а не волевой акт.

Одна студентка рассказывает мне на индивидуальном сеансе психоанализа: «Когда вы начали читать нам лекции, то очень мне понравились как мужчина. Мне даже показалось, что и я вам приглянулась. Но потом вы мне разонравились, потому что много говорите о сексе». Нетрудно догадаться, что она демонстрирует проективный механизм. Ее рассказ имеет ко мне косвенное отношение. Я вовсе не заприметил ее в студенческой аудитории, да и о сексе не рассказывал параноически много. Просто я читал лекцию о Фрейде. Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Можно предположить, что в основе ее проективных фантазий лежат собственные сексуальные проблемы. Она перенесла их на меня, и оказалось, что я сексуальный маньяк. Не будь этого, возможно, между нами возникло бы долгое и прочное нежное чувство.

А вот отрывок из дневника. Женщина пересказывает свой сон: «Я гуляю с вами по Парижу. Вы, Павел Семенович, молодой, высокий и красивый. Меня радует все, что я вижу вокруг. Вы меня держите за руку и я чувствую какую-то нежность и к вам, и ко всему, что меня окружает. Неожиданно вы предлагаете мне зайти в больницу, где лежит ваша дочь. Я не задаю вам вопросов, хотя и не могу понять, откуда у вас появилась дочка? Мы заходим на красивую зеленую территорию больницы. Потом мы идем по узкому длинному и темному коридору. У меня появляется ощущение, что я здесь уже была и мне все знакомо. Мы заходим в палату, и я вдруг вижу маленькую девочку на подоконнике, которая смотрит в окно и буквально обливается слезами, но делает она это тихо, почти беззвучно, будто хочет скрыть это от всех. Вы подходите к окну и берете ее на руки, а я в этот момент смотрю в окно, куда смотрела девочка, и вижу свою маму, молодую, она уходит за пределы больницы. У меня защемило сердце, в этот миг я отворачиваюсь и вижу, что стою одна в высоком зале огромных размеров. Когда я проснулась, то у меня было неприятное ощущение от сна. И я вспомнила, что такой эпизод действительно со мной был, и даже почему-то мне вспомнились слова врача, который сказал мне, что если я буду плакать, то маму ко мне больше не пустят. Это воспоминание на меня сильно подействовало, и мне захотелось плакать, так мне стало жалко себя».

Кто же тут «молодой и красивый»? Ясное дело не я: молод я, разумеется, был, относительно красивым, возможно, тоже, но вот высоким не был точно. Да это и не обо мне. «Моя» дочка — это сама пациентка. Она ведь вспомнила, как лежала в больнице и тоскливо смотрела в окно. А тот, о ком пишет моя чаровница, — это проекционный образ ее отца. Обидно, конечно, не побывать в Париже с молодой и красивой женщиной, но что поделаешь?

Механизм проекции показывает, как раздражение или аффект, переживаемый кем-то, может получить ложную направленность. Вспомним Грибоедова: «Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!» Но действительно ли «этот» субъект служит источником тех или иных болезненных чувств? Или в силу различных психологических закономерностей в качестве виновника оказывается совсем другое лицо или обстоятельство?

Помните, у Ильфа в записной книжке рассказывается о некой старой деве, которая боялась выйти на улицу, потому что там мужчины.

— Почему вы боитесь мужчин? — спрашивают у нее, — ведь они одетые.

На что она непременно отвечает:

— Да, но под одеждой-то они голые. Вы меня не собьете...

Старая дева, одолеваемая эротическими видениями, приписывает их другим людям. Ханжа обвиняет всех в распущенности. Тайный растлитель подозревает, что все люди таковы. Основываясь на проекции, человек создает сложную сеть взаимоотношений, которые часто не имеют ничего общего с самой реальностью. Однако данный механизм, несмотря на свою иллюзорность, облегчает межличностные отношения.

Вот что пишет одна их моих студенток: «Теперь я понимаю, почему некоторые мои однокурсники испытывают к вам смутно отрицательные чувства...» Прямо в точку! Когда я начинаю работать с пациентом, я предупреждаю его, что наши отношения будут драматургически обостренными и различными: могут возникнуть неприязнь, конфликт, отчуждение. Ведь в процессе работы я беру на себя множество проекций. Строго говоря, эти чувства не имеют отношения ко мне лично. Работает безотказный механизм проекции. Меня воспринимают как отца и излагают мне детские обиды. Я могу оказаться в роли «отвергнутого любовника» или сладкой персонификацией первой любви...

Из книги П.С. Гуревича «Практическая психология для всех»

0_575e1_dfb69d23_L.gif (450x20, 6Kb)
Рубрики:  разности
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку