Отрада все записи автора
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов-известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма изображавший «дворянские гнёзда».
Родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Мальчик очень любил его и гордился им настолько, что его имя - Борис - взял приставкой к родовой фамилии Мусатов. В результате этого мир знает художника, имя которого - Борисов-Мусатов.
Родители безумно любили своего сына. Когда ему исполнилось 3 года, случилась трагедия. Резвый, подвижный мальчик повредил себе спину, упав со скамейки. Этот ушиб вызвал хронический воспалительный процесс в позвоночнике. Родители болезненно переживали постигшее несчастье. Они сделали все от них зависящее, чтобы добиться излечения сына. Но ни в Москве, ни в Петербурге, куда отец возил мальчика, ничем не смогли помочь.
Автопортрет с сестрой, 1898, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В результате травмы у него стал расти горб. Но Виктор оставался, общительным, трогательным и сердечным. Любил мечтать, побродить в одиночестве.
В шесть лет увлекся рисованием. Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф. А. Васильева. В одиннадцать стал учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться,особенно любил черчение и рисование. Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы,
"Окно"
Находится в Государственной Третьяковской Галерее.
В шестнадцать лет он бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния, а затем в Петербургскую Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Академию и возвращается в Москву, в училище, где его преподавателем стал В. Поленов, разглядевший в своем ученике талант живописца.
Дама в качалке (эскиз к неосуществленной картине "Maternite"), 1897, Государственная Третьяковская галерея.
Как и многие молодые художники тех лет, Борисов-Мусатов решил продолжить свое образование в Париже, в студии Ф. Кормона, где особенно внимательно изучал импрессионизм и символизм. Стал близок художникам «Мира искусства».
В 1895 году Борисов-Мусатов путешествует по Крыму и Кавказу, вступает в Союз русских художников.
Вернувшись на Родину, встречает свою будущую жену художницу Елену Владимировну Александрову, которая стала для Мусатова не просто женой, но и его другом, соратником, музой. С 1898 года жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Его сестра Елена вспоминала:
Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин.
Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
Призраки, 1903; Художник запечатлел Южный фасад дворца в усадьбе Зубриловка.
С 1903 года он жил в Подольске, а с 1905 года в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
Художник усердно работает, в год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его картины приходятся по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий "среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана"... Но многочисленные мучительные операции на позвоночнике не могли не сказаться на здоровье. К болезни позвоночника добавились болезнь почек, сердца.
26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было всего 35 лет. Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на высоком берегу Оки. Кто бы мог подумать, что жизнь художника так внезапно оборвется. Борисова-Мусатова похоронили на том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика – подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить...
Водоём, 1902, Государственная Третьяковская галерея, Москва