-Метки

* пасха вербное воскресение стихи * film muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * опера-балет film * тв музей рондизма - истины и ошибки 1 мая праздник труда 50 шедевров - но есть вопросы? __film muzeum rondizm tv_ cinema cinema painting * literature music muzeum rondizm tv muzeum rondizm tv * painting science ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское кино яндекс дзен авторское чтение акварель алиса косаговская авторское кино алтай артефакты археология архитектура аудио _ наука и искусство _ дополнение * аудио книга аудио-книга бандера психопат и садист позор украины босх и поздняков вена видео-книга водопад военный аналитик сша об операции на украине вольтер - кумир многих? * вольтер? не понимаю восторгов... воспитание мужества в россии восприятие всем улыбнется го всем улыбнется гоголь высший свет голосование на первом никейском соборе город городской пейзаж горы греция дети джотто рембрандт косаговский врубель - пасха диалоги * богуславский - косаговский диалоги * как человек стал человеком диалоги * сухомлинский - косаговский дизайн дом древность женский образ женский портрет женское женщина женщины живопись животные животный мир заглянем в музей рондизма в день города здоровье знаменитости золотая баба индия интересное интерьер искренность и фальшь в искусстве искусство истории история история россии история создания камни картины катунь кино кино на выходные игорь ильинский кино на выходные косаговский кино на выходные юрий яковлев кино яндекс дзен косаговский кипр китай классический балет книги когда страшное имеет оправдание косаговский - менталитет россиян косаговский михеев о россии косаговский роль россии в мире косаговский эстетика кошки креатив куклы легенды ленен луи и его братья летнее настроение лето лингвистика литература лодка любовь мальта мода море москва москоляку на гиляку музыка музыкальная открытка народности натюрморты наука необычное нереальное нет дьяво о чем напоминает пушка в имении поэта общественное устройство онегина читает косаговский осень вертинский косаговский есенин осень гумилев пастернак бродский отлучение от церкви ошибка отлучение от церкви толстого ошибка отношения парк пасха вербное воскресение пасха воскресла истина когда христос воскрес пейзажи позорная история меркантильного запада полеводка полезное португалия поэзия поэзия в науке поэзия великого пушкина прикладное искусство природа прости мы не встретимся более психология птицы пушка в имении поэта пушкина пушкин пушкин великий мыслитель пушкин христос против насилия пьеса моцарт и сальери против профессионализма разное растения религия ретро рисунки и стихи косаговский россия россия исторически спасает мир россия спасает мир русские художники русь саванарола самоцветы сказки скульптура ссср освобождает мира от нацизма ссср разбивает армию гитлера ссср спасает мир от нацизма стихи стихи и рисунки стихи импровизация алиса стихи русских поэтов стокгольм такер карлсон из сша рубит правду матку тверская улица телевидение переполнено меркантильностью традиции уголки мира умные мысли услышит и теперь мари лепен народ! философия фильмы по искусству и наукам _ фото фотоискусство художник художники цветы человек черногория читает косаговский читает ксаговский шаман швейцария швеция ювелирное искусство ювелирные изделия

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58605


Институт благородных девиц.

Воскресенье, 24 Января 2016 г. 19:22 + в цитатник
Отрада все записи автора

Институт благородных девиц.



Императрица Екатерина II была великим гуманитарием и реформатором. Она мечтала о России как о новом государстве, построенном по законам «разума» и «порядка». А для нового государства нужен новый человек — благородный и добродетельный, просвещенный и способный к созиданию. Выполнить это просто указами и законами невозможно. Нужно было сначала воспитать воспитателей. А кто же будет воспитывать нового человека? Ответ прост и естественен: прежде всего матери будущих граждан.


Екатерина II

Надо сказать, что к созданию программы будущего воспитательного общества Екатерина подошла основательно. Активно велась переписка с Вольтером и Дидро, изучалась просветительская литература и традиция. Русским дипломатам и послам во всех странах Европы был отдан тайный приказ добыть программы существующих государственных воспитательных заведений для девиц. Но в Европе аналогов не оказалось, кроме знаменитого пансиона благородных девиц для девочек из обедневших дворянских семей, учрежденного в Сен-Сире под Парижем еще при Людовике XIV его фавориткой Франсуазой де Ментенон. Но и в Сен-Сире программы как таковой то ли не оказалось, то ли ее не хотели показывать, и потому свою программу русским пришлось разрабатывать самим.




Иван Бецкой

Это архиважное для государства дело было поручено Ивану Бецкому. Иван Иванович был незаконным сыном князя И.Д. Трубецкого и получил от отца только вторую половину фамилии.

Воспитывался он за границей, много путешествовал по Европе. 15 лет провел в Париже на дипломатической службе. Там он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительскую философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником Канцелярии строения домов и садов Его Величества. Но Бецкий сблизился не с императором, а с его умной и развитой женой Екатериной, у которой стал часто бывать как приятный собеседник. Тридцать лет возглавлял он Канцелярию строений. При нем оделись в гранит берега Невы, с его именем связано строительство Эрмитажа и здания Академии художеств, создание Медного всадника и решетки Летнего сада. Он стал основателем и попечителем воспитательных домов и училищ, больниц для бедных, Смольного института, был президентом Академии художеств и шефом Шляхетского сухопутного корпуса.

В России не было ни одной школы, где бы учились девочки, т.к. дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И вот Екатерина II решила открыть в недавно построенном и не использовавшемся по прямому назначению Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", чтобы, как говорилось в указе, "... дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Но желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же будут учить там их чад. Но все же в 1764 году, в августе первый набор состоялся. Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.

 
М.Леонтьева - первая начальница Смольного института.

Открытие Смольного института, было настолько революционным решением для своего времени, что весь мир с интересом наблюдал за ходом этого великого эксперимента. И ни один иностранец, попадавший в Петербург того времени, не оставлял без внимания Смольный. Удивление и восхищение — вот главные впечатления от него. Ведь впервые в Европе задача воспитания и образования женщин была поставлена на государственном уровне, глубоко и очень практически осознана их роль в обществе.
Знаменитый Дидро посвящает Смольному восторженные строчки: «Была решена неразрешимая проблема — воспитывать, воспитывать без принуждения. Там воспитываются Дамы благородные и очень образованные. Там у каждой есть возможность найти применение своим силам и развиваться. И было совершено настоящее чудо — была создана школа, которой никогда не было, нет, и вряд ли появится. Если это заведение пройдет испытание временем, дамы мало в чем будут уступать рыцарям, а лицо империи изменится за каких-нибудь 20 лет»

Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. - «совершенный»). Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике. За порванный чулок из-за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.




коридоры Смольного


урок гимнастики


комната для умывания

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом — 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.



Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Девочек "среднего возраста" называли по цвету их форменного платья "голубыми", а девочек "старшего возраста" — "белыми", хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.




танцевальное представление

Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.



Условия в институте были спартанские, поскольку И. Бецкой был уверен, что только в здоровом теле обитает здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.

Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

- Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.



В посты рацион становился еще менее питательным: на завтрак давали шесть маленьких картофелин (или три средних) с постным маслом и кашу-размазню, в обед был суп с крупой, небольшой кусок отварной рыбы, метко прозванной голодными институтками "мертвечиной", и миниатюрный постный пирожок.
Таким образом кормили не только в продолжительные посты, но и каждую среду и пятницу. В один прекрасный момент более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом "истощение" - посты сократили... до полутора месяцев в год. Среды и пятницы никто не отменил.

Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.
В лазарете было теплее, нежели в огромных дортуарах, выдавалось усиленное питание и многие девицы устраивали себе "каникулы", симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим и притворяться не приходилось.
Обычно существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.


холл жилого корпуса

Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.

На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдику, архитектуру и физику. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводству, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали. После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы


урок игры на арфе




Во главе института стояла начальница, обладавшая огромными правами. От нее требовались особые качества: она должна быть любима и почитаема, должна вести себя кротко, весело, ей вменялось в обязанность «изгонять все то, что имеет вид скуки, задумчивости, печали». Помощницей начальницы была правительница (или инспектрисса), она «наблюдает за учительницами и имеет крайнее радение о чистоте». Для ближайшего надзора за воспитанницами в институте состояли четыре надзирательницы, по одной на каждый возраст. Они неусыпно смотрят за девочками, а также заменяют отсутствующих учительниц.

Учительниц на институт полагалось 12, по три на каждый возраст. Они не только учат девиц, но и «воспитывают их в благоразумии и искусными словами внедряют благонравие в нежные сердца их». Учительницы должны были учить всем предметам, и только в крайнем случае разрешалось пригласить учителя или, как тогда говорили, мастера.

После 1825 года многие дети декабристов учились в институтах: обе дочери Каховского, например, закончили курс с серебряными медалями. Говорят, что когда в институт приезжали княжны, то дочери императора и дочери руководителей восстания весело играли вместе.
Учились здесь и "иноземки": внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории и шведские аристократки. Несмотря на то, что, согласно пафосным официальным источникам, начальница Смольного, княжна Ливен, говорила молодой классной даме: «Вы, может быть, еще не знаете традиций Смольного. С принцессы надо требовать вдвое и втрое, потому что от ея характера будут зависеть судьбы ея подданных», отношение к ним, безусловно не было обычным.

Надо сказать, что первый выпуск Воспитательного общества благородных девиц был действительно блестящим. Он состоялся 30 августа 1776 г. Выпускалось всего 39 девиц.


первые смолянки Феодосия Ржевская и Настасья Давыдова

Восемь лучших учениц получили кроме медалей шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Но очень тонка грань между настоящим просвещением и воспитанием и показной образованностью, манерностью, сентиментальной отрешенностью. Будучи падкой на комплименты, Екатерина любила показывать девиц, щеголять ими. И вместо воспитания добродетельных жен и матерей Смольный стал воспитывать светских женщин.

В Смольном часто давались балы, на которые приглашались кадеты; зачастую кадеты вместе с девицами давали театральные представления. Раз в неделю по воскресеньям девочки публично танцевали. Екатерина сообщала Вольтеру о брате крымского султана Калге Султане, который каждое воскресенье повадился ездить смотреть эти танцы. Все эти любования и смотрины вредно сказывались как на самих девочках, так и на атмосфере в институте. От смолянок ждали высоких результатов, и основополагающий принцип развития и поощрения сменился принуждением и муштровкой, учение превратилось в «долбню».

Хорошо учиться, по мнению одной из воспитанниц, — это «уметь хорошо болтать по-французски и делать «книксены». Появилось понятие — особая «институтская складка», т. е. манера: «У нас был тихий и осторожный голос, воздушная и вместе с тем торопливая походка, движения и спокойные и робкие. Яркая краска беспрестанно разливалась на наших щеках, а приседая, мы наклоняли голову с неподражаемой скромностью». Вот тогда-то и появилось ироничное «институтка». В конце концов Екатерина и сама увидела, что из Смольного не получилось того, что было задумано. Была составлена комиссия, проведены изменения в программе. Смольный должен был стать по преимуществу учебным заведением. Однако в царствование Екатерины новый план еще не выполнялся в полной мере. А перемены в уставе института начались после смерти Императрицы.

Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год «смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.


гостинная

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста – в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны институток стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году. Не изменился только его устав. Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим «смолянкам», но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.




жилые корпуса Смольного института

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.





А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предосудительным веселиться, когда идут бои.
Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, - писала Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». - Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении.








пение


рисование


урок рукоделия


хоровое пение




в учительской


чаепитие с гостями




экзамен



Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха — новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию. Идея женского воспитания и положительный опыт были использованы во вновь образующихся гимназиях, а затем и в создании женского университета — Высших женских курсах (Бестужевских). Ни в одной стране мира правительство не уделяло столько внимания женскому воспитанию — это неоспоримый факт.

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. Но это уже совсем другая история.

Рубрики:  история
традиции
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 10 пользователям

ОДУВАНЧИК-777   обратиться по имени Воскресенье, 24 Января 2016 г. 22:03 (ссылка)
Интересно.Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Селия   обратиться по имени Понедельник, 25 Января 2016 г. 10:46 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Отрада   обратиться по имени Вторник, 26 Января 2016 г. 00:27 (ссылка)
ОДУВАНЧИК-777, Селия, рада, что понравилось!:)
Ответить С цитатой В цитатник
Сергей_Тамбовчанин   обратиться по имени Воскресенье, 04 Февраля 2018 г. 13:03 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку