-Метки

* film muzeum rondizm tv * film-poems muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * ворона ставит на место кошек собак * тв музей рондизма 50 шедевров живописи и подделок 930785 cinema literature mahabat maqbara индия * впечатление music muzeum rondizm tv painting science ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское чтение акварель алиса косаговская авторское кино алиса косаговская аудио алиса косаговская видео алтай артефакты археология архитектура аудио книга аудио-книга аудио-книги бесславная история запада бесславная история идти против россии бессмертный полк косаговский вена видео-книга видео-книги военно-морской парад косаговский восприятие все революции ужасны - басовская высший свет город городской пейзаж горы греция день един дети диалоги * жванецкий-косаговский диалоги об общественном устройстве дизайн дом достоевский есенин косаговский о животных древность екатерина ii позор семьи женский образ женский портрет женское женщина женщины женя хребтова авторское кино живопись животные животный мир за януковичем бежал и крым закон закончилося государство украина здоровье знаменитости индия интересное интерьер искусство истории история история россии история создания камни картины катя дьяконова кино кино на выходные кино на выходные * жизнь без неба кино на выходные * осенние сады иоселиани кипнис о наполеоне кипр китай классический балет книги консультация в арт косаговский - менталитет россиян косаговский гюго бетховен о наполеоне косаговский михеев о россии косаговский морской парад косаговский роль россии в мире косаговский троица и день россии косаговский ю видео кошки креатив куклы легенды летнее настроение лето лингвистика литература литература гениев и поговорки - уроки жизни лучше понимаем человека любовь мавзолей махабат макбара мальта меркантильность кандалы на чеовеке мода море москва музыка музыка импровизация на ф-но музыкальная открытка наивный восторг о тарковском народности натюрморты наука необычное нереальное нет дьявола у гете и булгакова нет дьявола в совершенном мире создателя о войне вертинский косаговский окуджава о войне эренбург антокольский твардовский обвал обороны всу - мриа образ творца у м.булгакова общественное устройство отношения официальное искусство в песне парк пейзажи позор коллективного запада полеводка полезное полезные советы португалия поэзия поэзия в науке поэт музыкант художник врач косаговский ю.в. прикладное искусство природа психология птицы пушкин пушкин об александре i разное растения религия ретро романовы россия россия исторически спасает мир русские художники русь с победой над нацистским фашизмом песни о войне самоцветы свободное и официальное искусство сказки скотт риттер о мировой экономике скотт риттер россия не воюет с украиной скотт риттер россия очищает украину от нацизма скотт риттер: цру финансировало бандеровцев скульптура сталинградская битва косаговский стихи стихи и рисунки стихи картины музыка троица стихи музыка косаговский стихи написанные на прогулке стокгольм тв музей рондизма традиции трек и видео * космос этой весною наш троица и день россии уголки мира уметь очищать искусство от подделки умные мысли уроки россии напавшим врагам философия фото фотоискусство христос против меркантильности художник художники цветы человек черногория читаем классику читает косаговский шаман швейцария швеция ювелирное искусство ювелирные изделия

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58604


Народные поверья, приметы и обряды связанные с Пасхой

Суббота, 14 Апреля 2012 г. 04:56 + в цитатник
Натали_Пушкина все записи автора
Пасха называется Праздником праздников, Торжеством торжеств; недаром наши предки наделили этот праздник особенными верованиями и обычаями, которые и до сих пор живут в быту народном. В русском народе исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресеньем, Великоднем, и вся светлая седмица известна под именем Святой, Великоденской, Радостной.

Обряд христосования, как известно, перенесен к нам из Греции. Что касается самого значения этого обряда, то нет сомнения, что он, по мысли христианской церкви, служит выражением общей радости и всеобщего прощения, которое даровано нам воскресением Спасителя. Потому-то наши предки на праздник Пасхи христосовались не только с живыми, но и с умершими.



Обычай этот в старину особенно наблюдали благочестивые старики и старухи, которые на Пасху ходили на кладбища, на эту ниву Божию, и христосовались со своими покойниками, сопровождая обыкновенно этот обряд плачем, стонами и разными причитаниями. Не менее также уважается в нашем народе другое благочестивое обыкновение, освящаемое самою Церковью, именно употребление на Пасху красных яиц.

О начале обыкновения употреблять на Пасху красные яйца в Греции сохранилось целое предание, в котором виновницею этого обычая представляется св. Мария Магдалина.
Предание это говорит, что по вознесении Спасителя на небо св. Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» — и таким образом начала свою проповедь.

Первенствующие христиане, узнав по слуху об этом простосердечном приношении св. Магдалины, начали подражать ему и при воспоминании Воскресения Христова дарить друг другу яйца. Это обыкновение впоследствии стало всеобщим. Предание это подтверждается упоминаемою ученым греком Константином Экономом в сочинении его об этом предмете рукописью Х в., которая хранится в монастыре св. Афанасии, находящемся недалеко от Фессалоники, и в которой сказано, что обыкновение это существует от времен апостольских и получило начало от св. Марии Магдалины.



Обращаясь к временам древнерусской жизни, нужно заметить о некоторых обычаях, соединявшихся издревле с употреблением воскресенского яйца. Известно, что на пасхальной утрене наши цари перед тем, как христосоваться, прикладывались к иконам и христосовались с духовенством и боярами, причем более близких из них жаловали к руке, раздавая яйца гусиные, утиные, куриные, также деревянные, расписанные по золоту яркими красками в узоры или цветными травами. Приготовлением таких яиц к празднику Пасхи в старину на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой Лавры.

Что касается простого народа, то при христосовании он употреблял яйца и как символ всего жизненного и цветущего в природе. Так, на праздник Пасхи наши крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывая в нее воскресенское яйцо, и зерна эти берегли для посева; отправляясь сеять лен, клали в мешок, наполненный семенами, яйца и при посеве этих семян разбрасывали по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роды, Боже, конопли билы, як яйцо».
Также был у некоторых хозяев обычай гладить воскресенским яйцом домашний скот, особенно лошадей, в знак желания, чтоб они были гладки, как яйцо.



В древней христианской церкви, как известно, праздник Светлого Воскресения Христова посвящался по преимуществу делам благотворительности. Подобно тому у нас на Пасху русские государи посещали застенки, больницы, богадельни, пленных иностранцев и колодников и, приветствуя их: «Христос воскресе!», наделяли одеждою, деньгами, пищею. Вообще всю светлую седмицу наши цари и царицы посвящали богомолью по ближним и дальним монастырям и щедрой раздаче милостыни нищим и увечным.

На праздник Пасхи у нас, по исконному обычаю, священники и церковнослужители ходили в городах и селах по домам со священными иконами, с пением праздничных стихов и вообще с молитвенными благословениями. Это известно под именем славления Христа. При этом во многих местах Великороссии было принято за обычай отправляться в сопровождении священнослужителей с иконами и хоругвями на поля, засеянные озимыми хлебами. Во время этого богомолья многие соблюдали строгую умеренность в пище и питии, а иные почти и постились, не употребляя во все продолжение ношения икон мяса, при этом хозяева просили в своих молитвах Воскресшего, да воскресит Он и все посеянное на поле.



В западной и южной Руси во время обхода с молитвой домов священники благословляли еще столы с разного рода яствами, которые обыкновенно приготовлялись к Пасхе в большом количестве и разнообразии. Замечательно при этом, что, смотря на пасхальные яства как на вещи, освященные церковной молитвой, наш простой люд с особенным благоговением относился к остаткам воскресной трапезы. Так, например, яичную скорлупу не выбрасывали, но измельчали и сыпали ее на огороде или пашне с целью предохранить их от града и неурожая.

С давних времен положено нашей церковью чрез все продолжение праздника Пасхи звонить во все колокола. Обыкновение это особенно сильно в Великой и Южной России, где всегда в это время находится весьма много охотников звонить на колокольнях. Целодневный звон знаменует в сем случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего спасения.

Наконец, существует в нашем народе устойчивое представление об игрании в Светлое Воскресение солнца, как бы разделяющего с христианами радость великого праздника; поэтому многие из простолюдинов наших, весьма интересующихся этим явлением, рано на праздник Пасхи взбираются на колокольни, крыши, пригорки, чтоб наблюдать за игранием солнца.



С Пасхой традиционно связано значительное количество народных поверий, примет и обрядов, которые формировались веками, включив в себя немало элементов, сохранившихся с языческих времен.

Ритуальные действия начинались еще на Страстной неделе. Большинство их приходилось на Чистый четверг. Естественно, что в этот день все мылись и всё основательно отчищали. Воду после мытья старались выливать подальше от двора, чтобы грязь не вернулась в дом. Молодежь, достигшая брачного возраста, традиционно мылась на заре, а полотенца после вытирания или вывешивали на забор, где их мог забрать любой прохожий, или дарили нищим, или после пасхальной службы отдавали оброшнику, который вместе со священником будет обходить дома для молебна, неся икону или хоругвь. Считалось, что это способствует скорой и удачной женитьбе.



В Чистый четверг забивали скот, как для праздничного стола, так и для заготовки мяса и сала впрок. Запасы, сделанные в этот день, должны были долго храниться без порчи. В некоторых деревнях в этот день просеивали всю имеющуюся муку и перебирали крупу. Старались напечь побольше хлеба и куличей, которые по поверью будут иметь целебные свойства. Сухари из такого хлеба хранили долго и использовали для лечения людей и скота. Особыми свойствами обладали и куриные яйца, снесенные в этот день. Их обязательно освящали, так как именно «чистые» яйца имеют двойную силу по сравнению с другими освященными яйцами.

Кстати, наиболее известными обрядами, которые соблюдаются и в наши дни, были именно пищевые. На Пасху красили куриные яйца, готовили творожную пасху и пекли куличи, которые после пасхальной службы освящали в церкви. Обычный «чистый» хлеб не освящался, ему особые свойства придавал день выпечки, но они, естественно, были «слабее», чем у освященных куличей. Интересно, что творожные пасхи получили больше распространения в городах, в селах же предпочитали именно куличи. Из своего детства помню, что в сибирской деревне именно куличи называли «пасхой».



На Руси особо почитались пасхальные яйца. Исстари их красили в красный или близкие к нему цвета. В деревнях для этого чаще всего использовали луковую шелуху. Традиция расписывать яйца появилась довольно-таки поздно и больше характерна для городов. Именно с пасхальными яйцами связано больше всего народных примет и поверий.

Воду, в которой варились пасхальные яйца, не выливали, ею умывались девушки и молодые женщины, чтобы иметь красивый цвет лица. Пасхальное застолье всегда начиналось с освященных яиц, которых по традиции каждая семья относила на освящение целое лукошко. Причем, первое яйцо делили на части по количеству едоков за столом, считалось, что это способствует укреплению семьи, поддержанию в ней взаимной любви и уважения. Магические свойства приписывались не только пасхальным яйцам, но и их скорлупе, которую не выбрасывали, а хранили для использования в различных ритуалах. Несколько недель после Пасхи для магических действий использовались сами яйца, а затем только их скорлупа.



Считалось, что пасхальное яйцо, зарытое в огороде или на поле, обеспечит плодородие, высокий урожай и не даст расти сорнякам. Яйцо, спрятанное в хлеву, спасет животных от болезней, увеличит надои и приплод. Даже потерянные вещи искали при помощи яйца, которое заворачивали в тряпицы, чтобы не разбилось, и бросали в разные места в избе, в хлеву, во дворе. Места, куда упало яйцо, внимательно осматривали, случалось, что при этом и на самом деле находили потерянные предметы. Даже отправляясь искать заблудившуюся корову или овцу, брали с собой пасхальное яйцо или скорлупу.

Пасхальное яйцо имело свойства оберега на многие случаи жизни. На Руси считали, что оно оберегает людей и скот от болезней и увечий, помогает в лечении, предотвращает кражи, спасает от пожаров и способствует их быстрому тушению – в загоревшийся дом или хлев всегда старались бросить яйцо. В некоторых местах крестьяне скорлупу от пасхальных яиц носили в небольших кисетиках на шее рядом с крестильными крестами. Это был один из немногих оберегов, на который духовенство смотрело «сквозь пальцы».

Особые свойства приписывались освященным куличам и творожным пасхам. Естественно, что для магических действий больше использовались куличи, так как в высушенном виде они могут храниться очень долго. В некоторых местностях даже готовили «скотские» пасхи и куличи, только освящали их не в церкви, а при обходе дворов священником. Их затем скармливали скоту и домашней птице, а оставшиеся крошки рассыпали в огороде и на поле.



Интересно, что особые магические свойства приписывались всему, что осталось после первой пасхальной трапезы. Вариантов использования было несколько. В посуде с пасхального стола объедки и кости выносили домашним животным, а в ряде мест их закапывали в огороде и на поле.

Особые пасхальные поверья были связаны с умершими. В Пасху традиционно приходили на кладбище «похристосоваться» с умершими родственниками, которым оставляли на могилах пасхальные яйца, куски пасхи и кулича. Чаще всего пасхальные приношения крошили, чтобы их могли склевать птицы. Считалось, что в образе птиц в эти дни на землю спускаются души умерших, которые за память о них и пасхальное угощение в течение года будут покровительствовать живым родственникам. На могилах можно было высказать умершим и несколько просьб, но только важнейших, чтобы не обременять усопших земными заботами.

Считалось, что в пасхальную ночь с душами усопших родственников можно повидаться в церкви. Когда все прихожане выходят их храма на крестный ход, души умерших материализуются, чтобы приложиться к святым иконам. Но происходит это только при условии, что в церкви никого нет или остался только один человек, стоящий на коленях с закрытыми глазами. Чуть приоткрыв глаза, он сможет увидеть умерших, но шевелиться или задавать им вопросы нельзя. А вот на кладбище в пасхальную ночь с умершими можно общаться, но пришедшему они не покажутся, а только ответят на несколько вопросов.



Любопытно, что среди стариков считалось за счастье умереть в пасхальную неделю, так как любой умерший в эти дни, какие бы грехи его не отягощали, сразу же попадает в рай. Таких покойников полагалось хоронить с радостью и не голосить над ними.

Бытовало и поверье, связанное с колокольным звоном. Считалось, что в пасхальные дни колокольный звон обладает особой силой, способной излечивать больных, способствовать жизненному успеху и исполнению желаний. В эти дни вход на колокольни был свободный, и ударить несколько раз в колокол мог любой желающий. Видимо, добровольные звонари старались от души, так как даже появилось выражение «пасхальный звон». В наши дни эта традиция если и сохранилась, то только в небольших деревенских церквях



Существовало много пасхальных поверий, связанных с нечистой силой. Считалось, что в эти дни она наиболее озлоблена, теряет над собой контроль и её можно не только увидеть, но даже поиздеваться над ней.

Кроме общепринятых свои поверья и обряды были в разных регионах, у представителей различных социальных, профессиональных и даже возрастных групп населения. Какими бы странными ни казались некоторые пасхальные обряды и поверья, все они основывались на глубокой народной вере в то, что в дни, когда празднуется воскресение Христа, многое приобретает сакральные свойства и способно оказывать людям помощь в их нелегкой повседневной жизни.

иерей Евгений Пуртов «Пасха - Светлое Христово Воскресение»

источник
Рубрики:  разности
традиции
религия, богословие
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Ледитата   обратиться по имени Суббота, 14 Апреля 2012 г. 08:18 (ссылка)
С Пасхой вас!
Ответить С цитатой В цитатник
Tatiana_pirogova   обратиться по имени Суббота, 14 Апреля 2012 г. 22:10 (ссылка)
Spasibo bolshoe!
Ответить С цитатой В цитатник
сергеева_наталия   обратиться по имени Воскресенье, 15 Апреля 2012 г. 12:59 (ссылка)
Светлой Пасхи!
Ответить С цитатой В цитатник
Марья__Я   обратиться по имени Среда, 17 Апреля 2013 г. 15:29 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Чипо_Лино   обратиться по имени Воскресенье, 27 Марта 2016 г. 20:30 (ссылка)
Всегда делаю творожные пасхи.
Ответить С цитатой В цитатник
Чипо_Лино   обратиться по имени Понедельник, 25 Февраля 2019 г. 15:33 (ссылка)
Это вкусно - творожные пасхи
Ответить С цитатой В цитатник
Чипо_Лино   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2020 г. 15:30 (ссылка)
Просто делать творожные пасхи
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana_ZnM   обратиться по имени Пятница, 07 Апреля 2023 г. 11:14 (ссылка)
Лучшие рецепты для начинающих и опытных кулинаров - как делать пасху в духовке, хлебопечке, мультиварке
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку