-Метки

* пасха вербное воскресение стихи * film muzeum rondizm tv * muzeum rondizm tv * опера-балет film * тв музей рондизма - истины и ошибки 1 мая праздник труда 50 шедевров - но есть вопросы? __film muzeum rondizm tv_ cinema cinema painting * literature music muzeum rondizm tv muzeum rondizm tv * painting science ЖЗЛ авторское кино авторское кино косаговский авторское кино яндекс дзен авторское чтение акварель алиса косаговская авторское кино алтай артефакты археология архитектура аудио _ наука и искусство _ дополнение * аудио книга аудио-книга бандера психопат и садист позор украины босх и поздняков вена видео-книга водопад военный аналитик сша об операции на украине вольтер - кумир многих? * вольтер? не понимаю восторгов... воспитание мужества в россии восприятие всем улыбнется го всем улыбнется гоголь высший свет голосование на первом никейском соборе город городской пейзаж горы греция дети джотто рембрандт косаговский врубель - пасха диалоги * богуславский - косаговский диалоги * как человек стал человеком диалоги * сухомлинский - косаговский дизайн дом древность женский образ женский портрет женское женщина женщины живопись животные животный мир заглянем в музей рондизма в день города здоровье знаменитости золотая баба индия интересное интерьер искренность и фальшь в искусстве искусство истории история история россии история создания камни картины катунь кино кино на выходные игорь ильинский кино на выходные косаговский кино на выходные юрий яковлев кино яндекс дзен косаговский кипр китай классический балет книги когда страшное имеет оправдание косаговский - менталитет россиян косаговский михеев о россии косаговский роль россии в мире косаговский эстетика кошки креатив куклы легенды ленен луи и его братья летнее настроение лето лингвистика литература лодка любовь мальта мода море москва москоляку на гиляку музыка музыкальная открытка народности натюрморты наука необычное нереальное нет дьяво о чем напоминает пушка в имении поэта общественное устройство онегина читает косаговский осень вертинский косаговский есенин осень гумилев пастернак бродский отлучение от церкви ошибка отлучение от церкви толстого ошибка отношения парк пасха вербное воскресение пасха воскресла истина когда христос воскрес пейзажи позорная история меркантильного запада полеводка полезное португалия поэзия поэзия в науке поэзия великого пушкина прикладное искусство природа прости мы не встретимся более психология птицы пушка в имении поэта пушкина пушкин пушкин великий мыслитель пушкин христос против насилия пьеса моцарт и сальери против профессионализма разное растения религия ретро рисунки и стихи косаговский россия россия исторически спасает мир россия спасает мир русские художники русь саванарола самоцветы сказки скульптура ссср освобождает мира от нацизма ссср разбивает армию гитлера ссср спасает мир от нацизма стихи стихи и рисунки стихи импровизация алиса стихи русских поэтов стокгольм такер карлсон из сша рубит правду матку тверская улица телевидение переполнено меркантильностью традиции уголки мира умные мысли услышит и теперь мари лепен народ! философия фильмы по искусству и наукам _ фото фотоискусство художник художники цветы человек черногория читает косаговский читает ксаговский шаман швейцария швеция ювелирное искусство ювелирные изделия

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Арт_Калейдоскоп

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 58605


Русские колядки: какими они были?

Суббота, 07 Января 2012 г. 17:06 + в цитатник
отдушинка все записи автора Русские колядки: какими они были?



Коляда-маледа! Пошто пришла накануне рождества? Закономерный вопрос. Но у Коляды на все есть ответ. Коляда – персонаж серьезный. Скорее женского рода, а вида не вполне человеческого.



Коледа краселка,
Коледа красная девка,
Коледа не летай далеко
Коледа, не садись близко…

Колядки – интернациональное явление, по крайней мере, для европейской культуры. Христианские традиции, безусловно, восходят к древнейшим языческим временам. Некоторые исследователи выводят праздник еще к шумерской цивилизации. Верховное божество по имени Мардук убил чудище-богиню по имени Тиамат (которое символизирует Хаос) и стал творить мир. Он его сотворил.

Но мир нуждался в постоянном обновлении, иначе Хаос мог отомстить за смерть своей богини. Для этого обновления мира существовал свой праздник – Загмук. И этот праздник приходился на день зимнего солнцестояния, которое было началом нового года. Поскольку Мардук бился с Тиамат 12 дней, то и праздник тоже продолжался 12 дней. В древнем Вавилоне праздник разыгрывался при дворе царя, последний и изображал Мардука. Естественно, были разнообразные обряды (некоторые вполне жутковатые), шуточные битвы, процессии, магические пожелания процветания в следующем году. Были танцы и играла музыка.

Античная цивилизация немало позаимствовала из шумерской. Особенно это касается древнего Рима. Правда, римляне предпочитали не вживую бороться с подземным миром, а «удерживать» его с помощью магии. Вечнозеленые деревья подошли как мощный символ защиты. Сатурналии у римлян приходились на конец декабря, праздник продолжался несколько дней – с кушаньями и питием, как положено.

У древних кельтских и германских племен были свои боги и свои празднования нового года. Но многое было общим: защита от сил зла, благодарность за прошедший год и пожелания для наступившего.

Дальше все более-менее известно – наступила христианская цивилизация. Появились новые праздники, среди которых один из важнейших – Рождество. Появилась и своя рождественская музыка. Так же, как сами праздники имели много общего с более древними, праздничная музыка изначально восходила к музыке древних цивилизаций. Известно, что первые рождественские гимны пелись на мелодии древнееврейских гимнов и псалмов. Прибавлялась и мелодическая составляющая от песнопений античной цивилизации. Таким образом, архаика переплеталась с новыми зарождающимися традициями.

Об истории рождественских колядок известно довольно много. После запрещения церкви они жили в народе, подпитываясь народным фольклором и мелодиями. С 19 века – новый расцвет рождественских песен в Европе.

В Западной Европе рождественские песни называются carols. В каждой стране – свои песни. Навскидку дам несколько названий.

Во Франции: Celebrons la naissance, Il est ne, le divine enfant, Les anges dans nos campagnes
В Германии: O Tannenbaum, Ihr Kinderlein Kommet
В Дании: Barn Jesus, Deilig Er den Himmel Blaa
В Италии: Dormi, dormi, o bel bambin,
В Испании: Chiquirriquitin, Campana sobre Campana
В Польше: Dziasiaj w Betlejem, W Zlobie lezy и многие другие.

Ходя Илья на Василья
Куды не махнеть – там жито расте

Это уже наше. На территории Российской империи существовали свои многочисленные традиции: например, Коротун, Щедрый вечер – украинская традиция, или Цари Коляды – белорусская. Обряды могли немного отличаться, как и мелодические попевки, но в целом культурное пространство было общим. Если уж совсем честно: там как раз многие традиции сохранились – в отличие от Центральной России. Да и в самой России были свои локальные отличия. Но можно попробовать как-то что-то реконструировать.

Русские колядки также изначально были языческими. В празднованиях тоже был задействован круг идей: смерть (хаос) – возрождение. Все длительные праздники разделялись на 2 части: Святые вечера и Страшные вечера. Существовали свои обряды, связанные с дохристианскими временами. Так, например, считалось, что в это время дома могут посещать души умерших предков, поэтому готовилась кутья (поминальная пища). С этим поверьем были связаны и очистительные ритуалы. Кстати, колядовать до снега было нельзя (снег – тоже как одна из ипостасей душ умерших).

Но главный обряд – колядование. Ходили от дома к дому, желали блага, пели. Часто ходили раздельно: взрослые мужчины (матерые), замужние женщины, девушки, дети.

Детские колядки были вполне детскими по сути:

Христослав, христослав,
Меня батька послав,
Матка не пускала.
Дайтя кусок сала!

Под самый новый год щедровали обычно женщины: «Молодой Иванушка, коня седыла я, щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье». Вообще репертуар гендерно различался: мужчины пели рождественский тропарь «Рождество твое», а также обрядовые песни в «вождении козы». Интересно, что были свои «молодежные песни» для холостых молодых. Могли и девушки попеть после колядки «свадебное величание» у дома неженатого парня.

Часто колядующие рядились – то есть переодевались, становились ряжеными: нищими, стариками, животными (особенно распространен был образ козла или козы). Одежда эта представляла собой то, что мы бы назвали «рванина», а также шкуры и маски. Если хозяева отказывали в угощении – ряженые могли и похулиганить. Но обычно хозяева сами зазывали – для собственного благополучия, «чтоб свиньи велись». Ведь ряженые – это тоже духи предков. Они желают добра, и их нужно уважить.

Пели церковные гимны, духовные стихи. С припевом «Коляда!» это уже была колядка. Существовал еще вариант под названием авсеньки с припевами: «Таусень!, Баусень!». Благослови-ка Бог, завтри новый год. Таусин! Или: Как летел соколок через божий домок. Таусень, маусень! Здесь уже большое значение имеют местные отличия.

Многое, к сожалению, утрачено. К счастью, 19 век – это еще и век расцвета российской фольклористики. Были собраны всевозможные материалы на огромной территории. Все было издано, то есть хотя бы в одном смысле сохранено. К чести русских композиторов 19 века нужно сказать, что они постоянно использовали народные песни в крупных «серьезных» произведениях. Кто бы сейчас помнил о существовании украинской веснянки: «Выйди, выйди, Иваньку»? Но знают все, кто хоть как-то связан с музыкой – благодаря Чайковскому. Именно эта песня стала главной темой 3-й части самого знаменитого и популярного произведения – 1-го концерта для фортепиано с оркестром. Того, который на слух знают все, хотя могут об этом не подозревать.

Это коснулось и колядок. Записывали и обрабатывали их многие композиторы. Желающие могут попробовать найти и послушать песню «Коледа-Моледа», записанную и обработанную замечательным композитором Анатолием Лядовым (Восемь русских народных песен для оркестра, 2-я часть). «Коледа-Моледа» – одна из самых известных старинных колядок, та самая, которая приведена в начале статьи.

Галя Константинова

http://shkolazhizni.ru/


Рубрики:  история
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 3 пользователям

haritta   обратиться по имени Суббота, 07 Января 2012 г. 18:08 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Ванда   обратиться по имени Понедельник, 09 Января 2012 г. 09:31 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Понедельник, 09 Января 2012 г. 12:05 (ссылка)
Спасибо за интересные сведения!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку