Приглашаем на занятия! |
|
"Укэ должен падать, как подбитый самолет". Одиссея по айки-клубам |
Рэй0:15
Я тут смирился с мыслью, что придется искать себе новый клуб айкидо, и начал посещать занятия в самых разных секциях. Уже был в резиденции Есинкан в Москве и клубе Айкикай...
|
Пять правил императора Мэйдзи |
|
Айкидо в стихах. Да-да, оно все-таки существует... хотя лучше бы его и не было. |
После того, как в мой дневник пришли по запросу "айкидо в стихах", я не выдержал и стал искать стихи об айкидо. Я думал, это будут японские стихи, исполненные глубокого смысла и сочиненные кем-то из прежних мастеров. Не тут-то было. Первый сайт, на который я наткнулся, посвящался конкурсу стихов об айкидо. Я умер. Такого дикого сочетания бесталанности с безмозглостью... Хотя - судите сами:
В рамках Второго Учебно-Аттестационного семинара по Айкидо был проведен конкурс стихов на тему "Айкидо"
1МЕСТО
КАЗАНЦЕВА СВЕТЛАНА, 34 ГОДА (8 КЮ)
ИНСТРУКТОР - ШЕВНИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Это не для женщин,- говорят подруги,
Это не для женщин,- вторят им мужья!
Но теперь, однако, под защитой
Вся моя любимая семья!
Стала выглядеть, скажу я Вам, не слабо!
Тонус мышц, упругость ягодиц!
Грация! Тут Ева рядом не стояла!
Покажу атэми - падают все ниц!
Кому ж хвалу воспеть? Бассейнам? Фитнесс клубам?
Ах, нет. Как мир это старо.
Скандируют от мала до велика хором:
Шевнина! Айкикай! Айкидо!
***************************************************
2 МЕСТО
СТАРЖИНСКИЙ СТАНИСЛАВ, 36 ЛЕТ (8 КЮ)
ИНСТРУКТОР - ШЕВНИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Я с детства защищаться
Хотел, но не умел.
И всем вокруг казалось,
Что я не очень смел.
Когда мой сын родился,
Я знал уже давно:
Учиться защищаться
Пойдет он в АЙКИДО.
Сейчас он ходит в додзё,
Имеет 6 кю
И дома защищаться
Он учит всю семью...
А,на ребенка глядя,
Пошел и я в додзё.
Учусь я защищаться,
Хоть в возрасте уже.
Учу я цуги аси, тенкан
(чудан, джодан)
И разные приемы,
Чтоб был экзамен сдан.
Мечтаю черный пояс
Я с гордостью носить.
И собственную группу
В своем додзё учить.
****************************************************
3 МЕСТО
ХАБИБУЛЛИН РУСТАМ, 28 ЛЕТ (5 КЮ)
ИНСТРУКТОР - ШЕВНИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
Где додзё - там киай,
Где киай - там и ай.
Где ай - там айтэ,
Где айтэ - там и тэ.
Это айки эмоции, что я
чувствую сейчас.
Это личные эмоции, что я
чувствую сейчас.
И сомнений быть не может -
Это эмоции любви.
Надеюсь, твои эмоции -
Эмоции любви.
Любить и быть любимым -
практиковать айкидо.
От себя киай айтэ - осу
ки-айтэ.
Так рождается любовь
о-суки - айкидо.
По пути ненасилия в
гармонии с собой.
Надо быть подобно зеркалу всегда и везде.
Надо плыть по течению
подобно воде.
Отражая будо, возлюби будо.
Ведь без будо не будет айкидо.
****************************************************
КРЫЛОВ ПАВЕЛ, 6 ЛЕТ (8 КЮ)
ИНСТРУКТОР - ШЕВНИНА ЕЛЕНА АНТОЛЬЕВНА
Я занимаюсь Айкидо,
Чтоб в жизни было мне легко,
Быть сильным, ловким и умелым,
Спокойно обходить проблемы,
Если встречаться будут на пути.
Советую и Вам туда пойти.
И в Айкидо научат Вас,
Как научили прежде нас!!!
|
Мыслю. Следовательно... |
Тренер сказал - когда делают технику, всегда думают о руках. А надо - о бедрах. И не бороться с партнером - просто двигаться. Банально же, в самом деле. Почему же ни я, ни большинство других никак не можем помнить это постоянно?... Может быть, потому, что каждое действие рождает противодействие. И уже в тот момент, когда противник выпалняет захват или наносит удар, твое тело напрягается. Само. И получается бессмысленная борьба - сила против силы.
Еще тренер постонно одергивает тех, кто пытается делать в полную силу. Особенно, если этот кто-то стоит с девушкой. Логика "если она делает все правильно, но недостаточно сильно, все равно нужно падать" мне не нравится. Во-первых, аплитуда техники позволяет уронить партнера любого веса, так что падать нужно только тогда, когда "падается". Во-вторых, девушкам - раз уж знимаются единоборствами - невредно позаботиться о собственной физической форме.
|
Изречения О'Сэнсея |
Искусство мира.
Из бесед, стихов и каллиграфий основателя Айкидо.
Искусство Мира начинается с тебя. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира. У каждого есть дух, который можно очищать, тело, которое можно некоторым способом тренировать, и подходящий путь, которым можно следовать. Ты находишься здесь с единственной целью – осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность. Взрасти мир в своей собственной жизни, а затем применяй Искусство ко всему, с чем ты встречаешься в ней.
Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небеса - там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться.
Айки-до - это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем.
Жизнь - это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво.
Время от времени необходимо уединяться среди высоких гор и укромных долин, чтобы восстановить свою связь с источником жизни. Вдыхай и позволь себе воспарять во все концы вселенной; выдыхай и собирай космос внутри себя. Затем дыши всем плодородием вибрирующей земли. Наконец, смешивай дыхание неба и дыхание земли со своим собственным дыханием, и пусть оно становится Дыханием самой Жизни.
Все законы неба и земли живут в тебе. Жизнь сама по себе есть истина, и это не изменится никогда. Все сущее на небе и на земле дышит. Дыхание - это нить, связывающая все мироздание воедино. Когда можешь ощущать бесчисленные вариации вселенского дыхания, тогда рождаются отдельные техники Искусства Мира.
Состояние воина рождает естественную красоту. Тонкие техники воина проявляются так же естественно, как естественно сменяют друг друга весна, лето, осень и зима. Состояние воина - это не что иное, как сила, поддерживающая всякую жизнь.
Когда жизнь торжествует, происходит рождение; когда жизни препятствуют, происходит смерть. Воин всегда борется за Гармонию, а ставки в этой борьбе - жизни и смерть.
Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг - даже горы, реки, травы и деревья - должно стать твоим учителем.
Каждый день твори себя заново, одеваясь небом и землей
Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, великий океан и высочайший горный пик. Пусть твое тело всегда будет наполнено светом и теплом. Наполняй себя силой мудрости и просветления.
Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их - это приводит к твоему ослаблению и поражению.
Искусство Мира не дается легко. Надо бороться до самого конца, надо убить в себе злые желания и всякую ложь. Иногда Голос Мира звучит как гром, выводя людей из их оцепенения.
Кристально чистый,
Острый и яркий,
Священный меч
Не оставляет
Злу ни малейшей лазейки.
Искусство Мира основывается на четырех Великих Добродетелях: Храбрости, Мудрости, Любви и Дружбе, символами которых служат Огонь, Небо, Земля и Вода.
Всякая жизнь есть проявление духа, проявление любви. И Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона. Воин обязан положить конец всяким спорам и страстям.
Каждый Мастер, во все времена и во всех странах, слышал зов и достигал гармонии с небом и землей. Много троп ведет к вершине горы Фудзи, но вершина одна - любовь.
Верность и преданность ведут к храбрости. Храбрость ведет к жертвенности. Жертвенность рождает веру в силу любви.
Воспитывай и очищай Дух воина,
Совершая служение в этом мире;
Освещай Путь
Своим внутренним светом.
Воин - живой храм Божественного, тот, кто служит великой цели.
Хоть наш путь и отличается от воинских искусств прошлого, вовсе необязательно отказываться от всего старого. Вбирай почтенные традиции в наше новое искусство и одевай их в свежие одежды; на фундаменте классических стилей старой новые, лучшие формы.
День за днем
Тренируй свое сердце,
Оттачивая свою технику:
Используй Одно, чтобы победить Многих!
Такова дисциплина Воина.
В железной руде много шлаков, ослабляющих ее свойства; плавкой, ковкой и закалкой железо превращают в сталь, и затем придают ей форму острого, как бритва, меча. Человеческие существа развиваются в той же последовательности.
Искусство Мира - это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, оно изначально победоносно. Те, чьи намерения злы, а мысли противоречивы, обречены на поражение. Искусство Мира непобедимо, потому что оно ни с чем не борется.
В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим "нанести поражение", то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума.
Причинить вред противнику - значит причинить вред себе. Сдерживать агрессию без причинения вреда - это и есть Искусство Мира.
Всегда практикуй Искусство Мира трепетно и с радостью.
Необходимо разработать стратегию, которая использовала бы все доступные физические условия и элементы. Лучшая стратегия это та, которая полагается на неограниченный диапазон реакций.
Правильная поза тела отражает правильное состояние ума.
Ключ к хорошей технике - в том, чтобы держать кисти рук, стопы и бедра прямыми и центрированными. Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточен твой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии.
Двигайся, как луч света,
Летай, как молния,
Бей, как гром,
Вращайся вокруг
Устойчивого центра.
Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо.
Если твой противник атакует, как огонь, парируй, как вода, становясь совершенно жидким и текучим. Вода по своей природе никогда ни обо что не может разбиться. Наоборот, она без вреда для себя проглатывает любое нападение.
Начало всех приемов - в гармоничном сотрудничестве правого и левого. Левая рука держит жизнь и смерть; правая рука управляет ими.
Если твое сердце достаточно велико для того, чтобы принять в себя твоих противников, ты можешь видеть их насквозь и избегать их нападений. И когда ты примешь их в себя, то сможешь направлять их по пути, указанному тебе небом и землей.
Не взирай на этот мир со страхом и отвращением. Смело смотри в лицо тому, что предлагают тебе боги.
Сама жизнь есть испытание. Тренируясь, ты должен испытывать и отшлифовывать сам себя, чтобы достойно встречать великий вызов жизни.
Будь благодарен за трудности, неудачи и за встречи с дурными людьми. Преодоление препятствий - важнейшая часть обучения Искусству Мира.
Даже если тебе бросает вызов
Один-единственный противник,
Будь бдителен,
Ибо тебя всегда окружает
Целый сонм врагов.
В нашей технике мы полностью входим в атаку противника, совершенно растворяемся в ней и решительно ею управляем.
Видя меня перед собой,
Враг нападает,
Но к этому времени
Я уже стою
В безопасности за его спиной.
Твой дух есть твой истинный щит.
Даже самый сильный из людей имеет ограниченную сферу силы. Вытащи его из этой сферы и затащи в свою, и его сила рассеется.
Настоящее Искусство Мира - в том, чтобы не жертвовать ни одним своим воином для разгрома врага. Побеждай врагов, всегда занимая безопасную и неуязвимую позицию; тогда никто не пострадает. Путь Воина, Искусство Политики - в том, чтобы остановить беду до того, как она начнется. Побеждай своих противников духовно, заставив их осознать бессмысленность их действий. Путь Воина заключается в том, чтобы устанавливать гармонию.
Тренируйся без лишней спешки, ибо требуется как минимум десять лет, чтобы овладеть азами и перейти к первой ступени. Никогда не считай себя всезнающим, совершенным мастером; ты должен продолжать тренироваться ежедневно вместе с друзьями и учениками, чтобы продвигаться в Искусстве Мира.
Отбрось ограничивающие мысли и вернись к истинной пустоте. Стой среди Великой Пустоты. Это и есть секрет Пути Воина.
В конце концов ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остается догм. Великий Путь - это, на самом деле, Отсутствие Пути.
Искусство Мира - это форма молитвы, которая порождает свет и тепло. Забудь о своем маленьком "я", не привязывайся к объектам, и ты будешь излучать свет и тепло. Свет есть мудрость; тепло есть сострадание.
Путь чрезвычайно широк. С древних времен и поныне даже величайшие мудрецы не были способны охватить всю истину; объяснения и учения мастеров и святых выражают лишь часть целого. Никто не может говорить о таких вещах во всей их полноте. Поэтому просто направляйся к свету и теплу, учись у богов и посредством упорной практики Искусства Мира становись единым с Божественным.
Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, принять увечья - это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение. Это и есть Искусство Мира, это и есть сила любви.
Мир всегда будет изменяться, но битвы и войны могут уничтожить нас всех до единого. Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники спора. Сейчас требуется Искусство Мира, а не Искусство Войны.
|
Экзамен |
В программе экзаменов черным по белому написано, что экзамен на 6 кю (в Ивама рю - начальный) сдается после 20 тренировок. Даже если вычесть еженедельную тренировку с оружием, получится всего два с половиной месяца. А если считать, что тренировка с оружием тоже входит в подготовку к экзамену, не наберется даже двух. На практике люди в лучшем случае "сдаются" через полгода. Чаще - через год. Вот интересно, это японские стандарты так сильно расходятся с российской действительностью, или же программный минимум рассчитан на продвинутых учеников, пришедших из каких-нибудь других единоборств?
Метки: айкидо экзамены ивама рю |
Самоучитель айкидо |
(материалы с сайта "Акидо для начинающих")
Недавно, изучая анализ поисковых запросов, я заметил, что довольно много запросов идет по теме «самоучитель айкидо».
Полагаю, что некоторые из Вас помнят времена СССР, когда практически все боевые искусства, за исключением, пожалуй, дзюдо были под запретом.
По воспоминаниям людей боевые искусства тогда действительно учили по книгам и фильмам. Ни о каком выезде на международные семинары и приезде к нам иностранных специалистов не могло быть и речи.
Я не буду пускаться в тонкости политики, и скажу только то, что после развала Союза боевые искусства были разрешены. Началось проведение Международных семинаров. К нам стали приезжать иностранные специалисты и т.д. и т.п.
Но самоучители не ушли в прошлое. Наоборот. Ныне полки магазинов заполнены всякого рода обучающими материалами на тему восточных единоборств начиная от книг известных мастеров кончая мультимедийными энциклопедиями.
Так какое место они должны занимать в арсенале практикующего айкидоки?
Одна из удивительных особенностей в Айкидо состоит в том, что без партнера оно мертво.
Да, вы можете практиковать Айкитайсо (разминку) и Тайсабаки (технику передвижения) и Укеми (страховку). Но техники Айкидо останутся для Вас НАВСЕГДА закрытыми.
Так стоит ли гоняться за пресловутым самоучителем, если он конечно вообще существует?
Моё мнение таково: «Поистине великое счастье то, что я могу пойти в магазин и купить какую–нибудь книгу на тему Айкидо. Но в моей практике те пособия, которые у меня есть, будут играть второстепенную роль.»
Да, я могу посмотреть, как красиво тот или иной мастер выполнил Иккё, но отрабатывать Иккё я буду не на компьютере дома, а с партнером в додзе.
* * *
Думаю, с самоучителем и так все ясно. А вот приходилось ли кому-нибудь из вас тренироваться с человеком, никогда не слышавшем об айкидо? Я не имею ввиду спарринг - только отрабатывание определенной техники. По-моему, эффект такой же, как и при размахивании руками перед монитором. С той лишь разницей, что, если тренировка без партнера бесполезна, то с неграмотным партнером она может быть вредна. Хотя... тут многое зависит от партнера.
|
Уровни развития и наиболее распростаненные ошибки |
(по книге Донна Дрэгера "Классическое будо")
Судзуки определяет четыре уровня развития мастерства
1. ге - начало обучения.
"Тренировки на уровне ге - это тренировки с кровью, потом и слезами, которые либо соотвествуют формированию ученика, либо ломают его. Если жесткая дисциплина принята учеником, она практически сразу начинает переделывать его"
2. сюге - аскетический тренировочный уровень, метод которого - напряженные и непрерывные тренировки.
Количество технических действий, требуемых от ученика, кажется ему огромным, и, сосредоточивая все свое внимание на технике выполнения приемов, ученик склонен путать как последовательность движений, так и отдельные движения. Он может даже пережить "техническое кораблекрушение" - в любой помент тренировки он вдруг обнаруживает, что совершенно забыл последовательность выполнения приемов. Но все эти неудачи представляют для него бесценный опыт, накапливаемый в ходе совершения ошибок и их устранения.
3. дзюцу - уровень искусства
Технические навыки становятся для него (ученика) естественным самовыражением. Он испытал "истину в движении" и близок к тому, чтобы стать хозяином своих физических действий. Но у него еще отсутствует До., отсутсвует изысканность и безупречность, характеризующие мастера своего дела.
4. до
Даже наиболее образованный ум не способен понять, что такое до, если не испытал этого сам. Это уровень истинного, совершенного мастерства, характеризующийся максимальной душевной уравновешенностью, бдительностью, высокой степенью эмоционального и физического самоконтроля. Техника освоена в совершенстве, доведена до трансцендентного уровня и забыта, так как отсутствует необходимость заботиться о механических действиях.
Каждому уровню свойственны свои ошибки и заблуждения. На уровнях ге и сюге это желание все бросить, связанное с тем, что ученик непрерывно сталкивается с неудачами. Для уровня сюге также характерен синдром "расплескивания", когда ученик вырабатывает привычку говорить о своей учебе, не осознавая, что это ведет к разрушению прочности уже полученных технических знаний и предотвращает рост технического мастерства. Внутренний рост также приостанавливается от разговоров. (Хм-мм... а айкидо-сообщество можно считать проявлением этого синдрома?... прим. переписчика)
Другой симптом - неоправданное доверие - может наблюдаться ниже уровня дзюцу. Ошибка заключается в излишней уверенности в своих силах и возможностях. (А все ли мастера безгрешны в этом отношении? По крайней мере, уровень дзюцу я бы оставил. Впрочем, Дрэгеру виднее)
Еще один симптом - топлание на месте, чаще всего наблюдается на уровне дзюцу, когда удостигнутый успехпозволяет ученику расслабиться. Японская поговорка гласит - катэ, кобуто о о-симэ е! - победив, затяни покрепче ремешки шлема! - и этим принципом следует руководствоваться, увеличивая интенсивность тренировок.
Метки: судзуки донн дрэгер будо тренировки до |
Атеми |
|
Реальное айкидо Врачаревича |
|
Продолжение меня самого... |
|
видеоролики айкидо |
Метки: видеоролики айкидо |
Твиггер, "Злые белые пижамы" (айки-рецензия) |
Книгу Роберта Твиггера «Злые белые пижамы» («Angry white pyjamas») мне посоветовал мой друг. Это история европейца, который поехал в Японию и стал изучать айкидо в доджо Есинкан. Сначала он просто посещал тренировки для иностранцев, но позднее решил пройти одиннадцатимесячный курс подготовки гражданских полицейских. Курсанты ежедневно посещали по пять тренировок, кроме того, они были обязаны убираться в доджо. Перед началом курса каждый давал расписку, что берет на себя всю ответственность за возможные травмы или смерть, и, судя по описанным в книге событиям, такая расписка не была простой формальностью. В соответствие с духом будо каждый из сеншусеев (курсантов) должен был научиться терпеть боль и усталость, работать до полного изнеможения и быстро усваивать новые сложные техники. Курс начинался с нуля, а заканчивался получением черного пояса и преподавательской лицензии. Судите сами, легко ли заработать первый дан за 11 месяцев. Но основное внимание все равно уделялось не техникам, а готовности к боли и непосильным нагрузкам.
Жесткая политика по травмам сеншусеев была еще одним традиционным
способом "развивать дух". Идея заключалась в том, чтобы создать бойцов,
которые могли бы исполнить долг вне зависимости от состояния тела. Целью
было сломать субъективную связь между тем, как ты себя ощущаешь и как
действуешь (с)
Неподготовленного читателя наверняка поразят описания тренировок, на которых по татами течет кровь, а люди падают в обмороки от изнеможения. Я уже не говорю о наказаниях в виде двухсот «усаги тоби» (кроличьих прыжков) или часового сидения в сейдза. Даже Врачеревичу с его реальным айкидо такое и не снилось. После книги Твиггера уже не удивляешься, что стиль Годзо Сиода, особенно при жизни основателя, был известен как одно из самых жестких направлений. Специфика айкидо есинкан прослеживается во всем – курсанты отрабатывают одну и ту же технику по много раз, закрепляя ее до автоматизма, их не обучают обращению с оружием, а атаки и техники выполняются в полную силу.
Книгу обычно критикуют за отдельные моменты, например, за то, что европейские студенты, у которых от тренировок в сувари ваза появились незаживающие раны на коленях, очень обрадовались недельному перерыву в тренировках, вызванному… смертью Основателя их стиля.
Я еще несколько раз выразил соболезнования и отключил телефон. Я сделал
победный удар кулаком в воздух. Потом удостоверился, что телефонная трубка
лежит на телефоне.
- Да! –заорал я, - Да! Да! Да!
- Он умер, правда? - сказал Бэн.
- Да! Да! Да!
- Сколько дней отдыха?
- Одна целая чудесная... неделя! Да!
Мы схватили друг друга и закружились в победном танце по кухне. (с)
Не хочу кого-либо оправдывать… но взрыв праведного негодования читателей – это реакция людей, которые, по крайней мере, никогда не выполняли день за днем одну и ту же технику на стертых до мяса и гноящихся коленях.
Авторы рецензий пишут: да как они смели радоваться тому, что их сэнсей, Сиода, умер?! Но, по сути, кем он был для этих западных студентов? Основателем их стиля, легендарным айкидзином, но никак не живым человеком, которого они знали лично и которому могли бы неподдельно соболезновать.
Думаю, что критического осмысления достоин скорее сам подход сэнсеев Есинкан к обучению курсантов. Уделяя так много внимания выработке воинского духа, они в то же время подвергают обучающихся бесконечным унижениям. Я не верю, что воинский дух проще воспитывать в человеке, которого «учитель» в любой момент может грубо обругать или ударить по лицу. Полагаю, что здесь, как всегда, хорошая и правильная цель со временем была искажена до своей полной противоположности. Когда стремление не сдаться подкрепляется в первую очередь мыслью – «если я не выдержу, то все решат, что я слабак!», то это – не будо.
Вообще читатель книги поневоле избавляется от розовых очков, через которые сегодня принято смотреть на людей, стоявших у истоков айкидо. О личном опыте и взглядах Годзо Сиоды и Морихея Уэсибы в книгах говорится только мельком, но для меня эти крупицы информации имеют больший вес, чем современная рафинированная сказочка о непогрешимых воинах-философах.
А вообще – читайте и судите сами. Даже если книга не покажется вам откровением, она, по крайней мере, приоткроет новые грани айкидо.
Метки: рецензия твиггер "злые белые пижамы" angry white pyjamas есинкан сиода |
О спаррингах и самомнении |
После нескольких горячих споров об эффективности айкидо я задался целью найти в Сети видеоролики со спаррингами айкидзин vs ... боксер, дзюдоист, каратист и так далее. Меня интересовали все возможные варианты. Но найти хоть что-то оказалось очень сложно. Огромное количество видеозаписей с тренировок и семинаров, и недоуменное молчание поисковика в ответ на запрос "айкидо спарринг". Я, конечно, понимаю, что мы мирные, что айкидо - это особое мышление, а не обыкновенный мордобой. Но! Надо быть последовательным. Занимаешься единоборствами - не останавливайся на теории, какой, по сути, и являются тренировочные схватки с подготовленным партнером (подготовленным - не в смысле, что он тоже не дурак подраться, а в том смысле, что он примерно знает, как ты будешь нападать и как он будет защищаться).
В конце концов мне удалось найти один подобный ролик. Тэквондо и айкидо. После схватки, продолжавшейся примерно пять минут, айкидзин одерживал победу. В комментариях - волна возмущения и благородного негодования. "Подставной бой", "айкидоки занимаются саморекламой!", "кого они хотят обмануть, все и так знают, что айкидо - это гимнастика!"
Тут, конечно, виноваты те, кто судят об айкидо, по сути ничего о нем не зная. Приходили к нам на тренировку молодые люди... посмотрели на разминку, на высокие падения, заскучали и ушли. А потом будут всем рассказывать, что в айкидо одна гимнастика и акробатика. Но мы тоже виноваты. Ходим гордые, все в белом, и - что уж скрывать? - страдаем от излишней самоуверенности. Мол, зачем нам спарринги, если понадобится, я и так любого противника носом на татами... то есть, извините, на асфальт...
Печально.
Метки: айкидо спарринг |
Сугино сенсей |
Метки: айкидо кобыдо катори фехтование |
Юмор (продолжение) |
|
Юмор |
* * *
Идешь во время выездного семинара по гостинице, где расположились айкидоки на отдых. Проходишь одну дверь там слышится: "....нее все-таки мне удобней экё омуте делать на правую руку а экё уро на левую.....". Сразу видно это белые пояса. Идешь дальше, проходишь следующую дверь, там слышится: " .....мда, так вот захват за 2-е руки сзади называется - уширо риоте тори ". Ну это оранжевые пояса. Идешь дальше, проходишь очередную дверь, там слышится: ".....неее, все-таки джиу-вадзу надо крутить под углом в 45 градусов.......". Это синие пояса. Проходишь очередную дверь, а там слышится: "... и вот, проводил я эту девушку после дискотеки и больше с ней не встречались.....". Ну, это уже мастера.
* *
1. Сэнсей всегда прав!
2. Если сэнсей не прав – смотри пункт 1.
Сэнсей не спит – сэнсей отдыхает;
Сэнсей не ест – сэнсей восстанавливает силы;
Сэнсей не пьёт – сэнсей дегустирует;
Сэнсей не флиртует – сэнсей обучает новичков;
Сэнсей не кричит – сэнсей убедительно излагает своё мнение;
Сэнсей не опаздывает – сэнсея задерживают важные дела;
Сэнсей не упрям – сэнсей последователен;
Сэнсей не ошибается – сэнсей принимает рискованное решение;
Сэнсей не забывает – сэнсей не засоряет свою память лишней информацией;
Сэнсей не почёсывает затылок – сэнсей обдумывает решение;
Сэнсей не неуч – сэнсей предпочитает творческую практику бесплодной теории;
Сэнсей не берёт взяток – сэнсей принимает знаки благодарности;
Сэнсей не кривится – сэнсей улыбается без энтузиазма;
Кто приходит со своими убеждениями – уходит с убеждениями сэнсея.
* * *
Вес Сэнсея всё равно больше силы, стремящейся оторвать его от татами.
Принцип неопределённости Гейзенберга в приложении к макротелам специального вида (сэнсею):
Сэнсей всегда находится не в том месте и не в то время, где его ожидают.
Ранг человека в айкидо прямо пропорционален весу его хара.
Законы Мерфи в айкидо
При исполнении техники на сэнсее, если сэнсей имеет принципиальную возможность исполнить контртехнику – он её обязательно сделает.
Дополнение 1
Он сделает самую жуткую для вас контртехнику.
Дополнение 2
Если даже сэнсей не имеет принципиальной возможности выполнить контртехнику, он всё равно её сделает.
* * *
Что делать – что делать! Дать ему коленом в пах для анестезии и проводить классическое котэ-гаэши…
|
Четыре качества |
"Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо."
Морихей Уесиба
Метки: морихэй уэсиба афоризмы цитаты философия айкидо |
Реальное айкидо Любомира Врачаревича |
(глава почти полностью заимствована из книги Д.Тедеева "Айкидо и оружие")
Любомира Врачаревича многие уважают за его стремление (продекларированное даже в названии стиля) поставить на первое место прикладную эфективность техники и быть предельно откровенным со своими учениками.
Врачаревич полностью выбросил из своего стиля все, что, по его мнению, не нужно или неэффективно, даже если такая "селекция" в корне противоречит традициям. Так, я не слышал, чтобы в школе Врачаревича изучали технику в положении "сидя на коленях" - сувари ваза, или технику работы с традиционным оружием айкидо - бокеном и дзе, хотя сам Врачаревич владеет этими техниками. С одной стороны, отсутствие традиционных техник позволяет больше времени уделять чисто прикладным занятиям, с другой стороны это ограничивает возможности стиля. В айкидо меч - это не только "устаревшее" орудие убийства, но и мощное средство закалки характера, овладения искусством ясного восприятия и непосредственного "дзэнского" реагирования, а также эффективный инструмент обучения техники айкидо, в том числе и безоружной.
Сам Врачаревич - человек категоричный в своих суждениях, энергичный, уверенный в себе. Созданный им стиль является, фактически, синтезом айкидо и дзю-дзюцу: жесточайшие "замки" и "рычаги" из арсенала дзю-дзюцу сочетаются с мощнейшей динамикой айкидо. Направление Врачаревича отличается солидной физической подготовкой. Он требователен и к себе, и к ученикам, не терпит проявлений лени, расхлябанности, слабости. Все, что делается, делается почти на пределе возможностей.
Сама техника отличается безудержной силой, амплитудой и размашистостью движений, стремительностью вращений и... жестокостью. Жестокостью, на мой взгляд, часто явной и излишней. Я вовсе не отношусь к числу моралистов, считающих, что причинение боли другим - всегда и однозначно плохо. Но тут случай совершенно особый.
Когда я в первый раз увидел, как Врачаревич демонстрирует технику, мне показалось, что он просто сломал руку своему укэ - так тот кричал. Но поразило меня даже не это, а то, что Врачаревич, не обращая ни малейшего внимания на вопли, продолжал крутить и ломать свою "жертву". Зрелище, когда здоровенный мужик отчаянно дергается и кричит (чуть ли не визжит), явно не для слабонервных. Но участники семинара восприняли эту душераздирающую сцену совершенно спокойно - они привыкли к такому спомобу демонстрации техники. Когда же экзекуция закончилась, укэ, который получил, как мне показалось, как минимум разрыв связок, спокойно встал и по команде Врачаревича вновь атаковал его.
Я не знаю, сломал ли кого-нибудь Врачаревич на тренировке, вполне вероятно, что нет - это умелый и опытный мастер, отлично чувствующий грань, за которой будет тяжелая травма. Но со стороны впечатление такое, что он полон решимости в самом деле сломать свою жертву, если она будет молить о пощаде недостаточно отчаянно. Наверное, Врачаревич и его последоватли считают понятия "жестокость" и "беспощадность" синонимами "реальности" техники. Я же (при всем уважении ко взглядам Врачаревича) очень сомневаюсь в идентичности этих понятий. И дело не только в том, что в мире немало мастеров, чье айкидо ничуть не менее реалистично, но которые причиняют боль своим укэ очень редко и вовсе не предельную. Правда, у этих мастеров и техника более совершенна, они могут себе это позволить.
Действительно, бывают ситуации, когда защититься можно, только причинив противнику жестокую боль. Но в стиле Врачаревича боль причиняют в основном тогда, когда нападающий уже попал в беспомощное положение. Об истинной же эффективности техники можно судить как раз по тем действиям, которые происходят до того, как нападающий оказался обезврежен, и приводят ли эти действия на самом деле к обезвреживанию нападающего.
Особенные сомнения у меня вызывает манера учеников Врачаревича защищаться от атаки ножом. "Уход" от атаки в какой-то степени напоминает самоубийство: обычно он не подкреплен ни блоком, ни отвлекающим ударом. А потом (уже после самоубийства!) начинается терроризирование противника: руку с ножом заключают в живодерский захват и устраивают экзекуцию. То, что умение крутить руки может и не пригодиться, занимающимся, похоже, даже не приходит в голову. Наоборот, они выглядят очень довольными собой и своей "реальной" техникой, при которой человек буквально корчится от боли. Вот эта самонадеянность, по-моему, - едва ли не самое опасное, особенно когда оснований для нее явно недостаточно.
Метки: врачаревич реальное айкидо |
О мастерах |
"Рассказывают, что Окубо Доко как-то заметил:
- Все говорят, что больше не появятся мастера искусств, поскольку мир приходит к своему концу. Это то, чего я не могу понять. Растения, такие, как пионы, азалии и камелии, смогут рождать прекрасные цветы, независимо от того, наступит конец света или нет. Если бы люди немного задумались над этим фактом, то им бы все стало ясно. И если бы люди оглянулись вокруг, они бы поняли, что и сейчас в различных искусствах есть свои мастера. Но люди все больше убеждают себя в мысли о том, что мир пришел к своему концу, и даже не стараются приложить хоть какие-то усилия. Это прискорбно. Времена тут ни при чем."
"Сокрытое в листве", гл. VIII
|
Айкидо: прошлое и настоящее в документальном видео. |
Метки: айкидо кобудо тисье уэсиба фехтование иай-то |
Самураи - женщины |
Жена с мечом
С раннего детства дочерей самураев воспитывали так, чтобы в будущем они стали точными отражениями своих мужей. Первым долгом женщины-самурая было служение своему супругу - беспрекословное подчинение его приказам, как непосредственному начальнику по клановой иерархии, в том числе подразумевающим использование оружия. В случае если женщина была не замужем, она подчинялась старшему мужчине в семье или клане. Для этого их еще девочками обучали владению изогнутым копьем – «нагината», и прямым – «яри», а также поощряли воспитание в себе выдержки и стойкости духа. Обычно копье нагината хранилось над дверью в жилище, чтобы женщина могла в случае проникновения в дом незваных гостей отразить нападение или защитить свою честь и достоинство. Кроме того, женщины могли применять эти навыки в бою. Например, во время сацумского восстания в 1877 году вместе с самураями сражались против правительственных войск их жены, вооруженные алебардами.
Еще одним оружием, которым женщины-самураи владели в совершенстве, был короткий кинжал «кайкэн», который, как и мужской «вакидзаси», всегда находился за поясом, в рукаве или в складках одежды. Таким кинжалом можно было наносить молниеносные удары в ближнем бою, метать его на дальние расстояния, а также совершать ритуальное самоубийство в случае опасности для своего целомудрия. Для последней цели кинжал применялся, к сожалению, чаще.
Для женщины-самурая считалось позором досконально не знать ритуал самоубийства. Мужское самоубийство называлось «сэппуку», женское – «дзигай», и имело такое же широкое распространение, как и у мужчин. Самообразование самураев включало в себя основы анатомии, и в случае опасности женщина должна была нанести себе удар в горло, предварительно связав ноги поясом, чтобы выглядеть после смерти пристойно. Связывание лодыжек демонстрировало исполнение долга верности мужу и сохранение чести. Когда возникала угроза попасть в плен к врагу, женщины-самураи решительно лишали себя жизни или принимали смерть от родственников или мужчин-командиров.
Об одном из таких эпизодов говорится в древнем сказании о доме Тайра. Бабушка императора Антоку, столкнувшись с угрозой попасть в плен к воинам Минамото при сражении у Данноура Нииодоно, прижала к себе ребенка и бросилась с обрыва. За ней последовали придворные дамы, включая мать будущего правителя, которую, правда, удалось спасти. Известен и другой случай, когда девушку-самурая захватили в плен, то, понимая опасность насилия со стороны солдат, она объявила, что подчинится им, если ей позволят сначала написать письмо своей сестре. Дописав, она внезапно бросилась на одного из солдат, выхватила его оружие и заколола себя. В письме были такие строки:
«На небосклоне юная луна,
Из опасения, что блеск ее затмят,
Бегущие из темноты к ней облака,
Стремительно бежит».
Кроме того, ритуальное самоубийство использовалось женщинами в качестве протеста против несправедливого с ними обращения. Один из правителей провинции Хиго вознамерился завладеть женой своего вассала, убив его. Женщина попросила дать ей срок для того, чтобы похоронить и оплакать своего мужа. Она собрала всех придворных на отмечание конца траура в высокой башне и у всех на глазах выбросилась из окна. Этот случай долго обсуждался в кругах военных, потому что женщина не имела права распоряжаться собственной жизнью таким образом, да еще и против воли господина, однако в конце концов был признан одним из самых действенных методов протеста.
При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанность исполнения мести, которая была единственной правильной реакцией на оскорбление их мужа или господина. Таким образом, на протяжении веков женщина-самурай являлась олицетворением идей своего класса, грозной фигурой, подчиненной консервативным взглядам и правилам, и преданной этическим нормам своего клана.
|
Северный Шаолинь |
Приветствую Вас, друзья !
Хочу сообщить, что в городе Санкт-Петербурге проводятся занятия по настоящему Шаолиньскому кунг фу! Если есть желающие посетить данные мероприятия, пишите мне в ПМ, либо заходите на сайт nshaolin.ru.
Не сочтите за спам :)
Всего хорошего !
|
Будо-аватары |
Наткнулась случайно. Фотошопа нет, поэтому не увеличивала
|
Просьба о помощи |
|
Пять баллов! |
Тренировки айкидо и каратэ существенно различаются. С этим никто не будет спорить. И дело тут не столько в степени физических нагрузок. Можно и айкидоистов заставить по двести раз отжиматься, приседать и поднимать ноги, и они все равно останутся айкидоистами, а каратистов осваивать укэми и захваты, что им нисколько не повредит.
Разница же заключается в том, что значительная часть тренировки каратэ отводится под спарринги. Спарринг — это практическое применение усвоенной техники в условиях жесткой конфронтации. Если боец умеет правильно наносить удары, у него хорошая стойка и навыки перемещений, отличная реакция и мощные легкие — это совсем не значит, что он победит, поскольку его противник мало чем отличается от него в этом плане. В спарринге выигрывает тот, кто более раскрепощен, спонтанно и творчески применяет механически заученные технические действия, умеет правильно оценить ситуацию и адекватно среагировать. Он уже с первых мгновений боя морально подавляет противника своим поведением: собранностью, мобильностью, непримиримостью. Попасть по нему невозможно, сам же он постоянно наносит безжалостные жесткие удары в прорехи в обороне противника. Известно много случаев, когда бойцы со стажем, обладающие отличной техникой и высокой скоростью, безнадежно проигрывали менее техничным противникам, имеющим большой опыт кумитэ. А уж стоит ли вообще говорить о свирепых уличных бойцах? Один из армейских “дедов” как-то сказал: “Больше всего мне нравилось бить каратистов”.
В классическом айкидо спарринги полностью отсутствуют в том смысле, какой вкладывают в это понятие каратисты — каскад технических действий для расшатывания защиты противника и нанесения решающего удара. Техника изучается в виде ката — строго определенного набора технических действий со стороны обоих партнеров. Укэ выполняет определенные действия, цель которых — помочь тори правильно отработать прием и уберечь себя от травм. Подобная страховка на начальном этапе обучения кажется наигранной, а ката обычно считают чем-то вроде ритуального танца, потерявшего свое прикладное значение.
С ростом технического мастерства обучающегося усложняются условия обучения. Скорость отработки ката увеличивается, техника становится более экономичной и видоизменяется в соответствии с представлениями айкидоиста о ней. Становится нормой частая практика дзию вадза, вносящая в обучение существенный элемент творчества. Уже на этом этапе становится понятно, что “нереальная и нерациональная” техника укэми в условиях дзию вадза — единственный способ для укэ избежать травм. Он не имеет ни малейшего представления о том, какую вадза применит его партнер в ответ на атаку, и только прочно усвоенные навыки страховки позволяют ему вовремя реагировать на неожиданные броски, болевые удержания и атэми. В айкидо предполагается, что атака противника контролируется с первого же ее момента, и в дальнейшем противник находится в полной власти защищающегося. Напасть на айкидоиста — то же самое, что сунуть руку между валков работающего прокатного стана. Противника, неосторожно напавшего на мастера айкидо, мощно втягивает в себя неведомый смерч и, ослепленного, смятого, изломанного, “выплевывает” обратно. Достаточно посмотреть на технику сихана, чтобы понять: жесткий и негибкий человек, не умеющий страховаться “по правилам” айкидо, вряд ли выживет после одного такого приема. Даже спортсмены 1-2 дана кажутся неуклюжими детьми в паре с мастером 7-8 дана.
Вот мы и подошли к главному. В реальности айкидо как прикладной боевой системы сомневается только тот, кто или не занимался им вовсе, или занимался слишком мало. Мне очень понравилась речь Александра Грачева, сказанная им на одном из семинаров в ответ на мои сетования по поводу жесткой конкуренции айкидо с силовыми единоборствами:
“Конечно, научиться ломать носы можно и за два месяца. Но сможет ли успешный сегодня боксер точно так же держать удары в голову в шестидесятилетнем возрасте? Вряд ли. А айкидо заниматься — безусловно, сможет. Все мастера самых разных боевых искусств на определенном этапе своего пути приходят к айки в том или ином виде. Айкидо — оно как жизнь. Общество признает человека полноценной личностью только по достижении им 20 лет. То же самое в айкидо: пройдет не один десяток лет, прежде чем новичок станет настоящим зрелым мастером в полном смысле этого слова.”
Но преимущества айкидо очевидны. Во-первых, айкидо — это цельная система воспитания личности. Она воспитывает не только сильного бойца, но и богатого духовно индивида, стремящегося к самосовершенствованию и обладающего, если можно так сказать, повышенной личностной эффективностью. Я лично бесчисленное количество раз с грустью отмечал, что успешные на соревнованиях, техничные бойцы АРБ, бокса, кикбоксинга и даже каратэ в жизни — агрессивные, неуравновешенные люди, привыкшие самоутверждаться за счет унижения других, а все свои проблемы решать единственным понятным им способом — кулаками. Исключение составляют считанные единицы, для которых боевые искусства — не способ самоутверждения, а Путь мира.
Показателен тот факт, что к айкидо приходят очень многие люди, до этого успешно практикующие другие стили — каратэ, самбо, дзюдо. И все они говорят, что именно в айкидо нашли то, чего им не хватало раньше. Что заставляет этих сильных бойцов, несомненно, умеющих постоять за себя в жесткой схватке, обращаться к “мягкому и нереальному” айкидо? У каждого человека свои, глубоко личные мотивы. Но несомненно одно: если это происходит, может, стоит взглянуть на айкидо по-другому?
По материалам сайта stupai.narod.ru
|