Авторская притча о творчестве и ученичестве. |
В одной далекой восточной стране в середине прошлого века жили с отцом два брата-близнеца. Мать их умерла при родах, и отец очень баловал мальчиков. Он хотел дать им все самое лучшее, трудился с утра до ночи зарабатывая на жизнь, а по праздникам они шли пешком в ближайший городок, где приезжие музыканты выступали в зеленом театре на берегу изумрудного озера.
Мальчики любили слушать музыку, и отец решил сделать им подарок.
- Асан, сказал отец, - ты бы хотел научиться играть на инджайге?
О да, конечно, я бы тогда стал тоже знаменитым, играл на праздниках, а не гнул спину под палящим солнцем.
- Ясан, а ты хочешь играть на инджайге?
- Да, папа, когда я слышу музыку, у меня словно вырастают крылья, я вижу, как люди радуются, и я хочу дарить им эту радость.
Ясан так хотел стать музыкантом, что сам начал мастерить из кусочков дерева и шелковых нитей свой инструмент, хотя Асан посмеивался над его безуспешными попытками сыграть на самоделке.
К 13 дню рождения отец сделал мальчикам подарки. Каждый получил свой собственный инджайг. Играть на этом инструменте в их кишлаке никто не умел. Асан решил подождать, пока появится учитель, а Ясан стал понемногу знакомиться с инджайгом. Осторожно погладил лакированный бок инструмента, провел рукой по туго натянутым струнам, и услышал их отклик. Стесняясь, что у него не получается нужная мелодия, он убежал. Ясан уходил к реке, где его могли слышать только птицы и пасущееся стадо, и практиковался втайне от всех.
Когда отец умер от непосильного труда, мальчикам пришлось трудиться самим.
Наконец в кишлак на большой праздник приехал музыкант. Он узнал о беде детей, их давнем желании, и решил помочь. Долго оставаться на месте он не мог, на уроки было отведено только три дня.
- Это невозможно, так быстро выучиться,- подумал Асан. Я не смогу все запомнить. Но я найду помощников, решил хитрец. Асан уговорил соседа дать ему магнитофон, а у местного фотографа выпросил на эти дни его фотокамеру (ту самую, из которой они ждали как вылетит птичка, когда снимались с отцом и братом).
Пришел Учитель, Асан усадил гостя на кресло, а сам сел напротив, настроив фотокамеру на съемку. Когда Факким начал играть, Асан включил магнитофон на запись, и стал снимать. В это время справа от Учителя сел Ясан и глядя на руки мастера, вслушиваясь, пытался тут же повторить на своем инджайге каждую интонацию его мелодии.
- Асан, а ты не хочешь попробовать?- Нет, Учитель, я сейчас все запишу, а потом выучу, - ответил Асан.
Когда Мастер игры на инджайге прощался перед уходом, Ясан вызвался сопроводить его в большой город, на праздник урожая. На остановках долгого пути Ясан продолжал тренироваться, спрашивая совета мастера.
В дождливый день, когда природа словно оплакивала уходящее лето, родилась его первая грустная мелодия. Когда после ненастного вечера наутро вновь воссияло солнце, инструмент Ясана пропел звонкую трель, и заставил улыбнуться мастера.
Несколько недель продолжался их путь.
Юноша очень хотел побыть еще рядом с мастером, да и учителю приглянулся смышленый паренек. Но их дороги расходились. Мастер отправлялся в долгое путешествие, а Ясан должен был вернуться домой, и трудиться на земле рядом с братом.
Пока Ясан отсутствовал, его брат повесил на стену перед собой зеркало и все фотографии, включил магнитофон, и пытался точно так же держать инструмент как мастер на фото, так же поворачивать голову и поднимать руку как он. Слушая магнитофон он в точности старался воспроизвести каждый звук, по сотне раз перематывая пленку. Он был очень терпелив и усерден, и в конце концов ему удалось воспроизвести все до единого звука мелодии мастера.
Асан был счастлив и горд. Теперь он сам стал мастером! Он вывесил объявление о том, что на сельском празднике будет выступать Асан, ученик Факкима. И ему удалось удивить народ. Все в один голос заговорили,что Асан - мастер игры на инджайге! Теперь в селе появился свой мастер, он станет учить других.
Асан больше не работал на земле. Он занимался с учениками, и оплатой за уроки были продукты, которые раньше приходилось выращивать самому. Став известным, он сумел выгодно жениться на дочери мельника, и не знал забот.
А что же Ясан? Ясан по прежнему трудился. Он женился на красивой, но очень бедной девушке-сироте, и только любовь помогала им преодолевать трудности. В свободное время Ясан бережно брал в руки инструмент, уходил к реке и играл птицам и стадам.
Он не считал себя мастером, не мог себе представить, что его кто-то назовет учителем, ведь он еще так мало умеет. Он сочинял свои новые и новые мелодии, разные в зависимости от настроения, и сожалел, что уже не помнит в точности ту самую первую мелодию мастера.
Однажды он так же сидел на берегу на закате дня, ветерок растрепал по небу перышки облаков, на душе его было светло. Он думал о своей любимой, и пальцы сами находили новую мелодию.
Ясан не заметил, как к нему подошел Факким. Он узнал Ясана, радостно обнял его, рассказал о путешествии. Они вместе вернулись в село. Всем, кто их встречал не пути и кланялся мастеру, Факким с гордостью говорил: "Этот юноша превосходный мастер, я горжусь, что он считает меня свои учителем". Одна женщина сказала: "Мы думали что у вас один ученик - Асан. Разве и Ясан умеет играть? Никогда не слышала!"
- Где я могу услышать игру Асана? спросил учитель.
- Сегодня в семье плотника большой праздник, свадьба старшего сына. Там обязательно будет выступать Асан и его ученики.
- Проводите меня туда, - сказал Факким.
Подойдя к дому плотника, они услышали знакомую мелодию. Вероятно, это та запись, что когда-то сделал мальчик - подумал Факким. Каково же было его удивление, когда он увидел такую сцену. На красиво украшенном кресле сидел Асан, а по правую и левую руку от него- два юноши, и они играли одновременно, в унисон, мелодию Факкима, в точности повторяя все звуки, синхронно поднимая и опуская головы и руки, как заводные куклы.
Что это такое? Изумился Факким. Неужели злой дух околдовал юношей? Почему они играют мертвую музыку?
Асан увидел учителя, подошел к нему, и повернувшись к гостям сказал: "Смотрите, вот мой учитель, он пришел послушать, как я играю".
- Асан, ты действительно играешь мелодию, которую я сочинил когда-то, но я не могу считать тебя своим учеником. Своим копированием ты убил в ней жизнь.
Ты не стал творцом музыки, а научился лишь делать гипсовые слепки с ее трупа.
Притча впервые опубликована на сайте Всеобщее самообучение. Здесь печатается с согласия автора.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |