Akito88 (ФотоИскусство) все записи автора
Господа хорошие, я очень люблю работы одного польского фотохудожника, однако винт слетел и все потерлось, хотелось бы найти его работы и имя? Кто-нибудь знает имя автора этой фотографии?
Заранее благодарю.
Инна_Миэн (ФотоИскусство) все записи автора
Автор статьи - Высоков Андрей. Курсивом выделила особо важные для меня моменты.. или другими словами мысли, которые я считаю абсолютно верными и правильными и которые полностью совпадают с моими )
Споры о том, что лучше: пленка или цифра возникли с появлением первой цифровой фотокамеры. Не стихают они и по сей день — и, похоже, стихать не собираются. И уж точно не я поставлю в этом споре последнюю жирную точку. Да и нет у меня такой цели. А вот заставить Вас задуматься и попытаться найти ответы самому — очень хочется.
Существует расхожая мысль, что «цифра» может быть хороша для любителя, ну а профессионалы, за редким исключением, навсегда останутся верными пленке. Ну, а если уж мы говорим о Фото Искусстве (c большой буквы ФИ), то даже само выражение «цифровая фотография» звучит как-то неприлично. Два этих понятия просто несовместимы. Так ли это? Давайте разберемся.
Мне кажется, что основная проблема здесь заключается в … терминологии. Вот два определения слова «искусство» из толкового словаря Д.Н.Ушакова (немного перефразированные и с моими примерами):
1. Творческая художественная деятельность или ее отрасль. Заниматься искусством.
2. Система приемов и методов в какой-нибудь отрасли практической деятельности; мастерство. Его омлет — произведение кулинарного искусства.
К какому же определению относится фотоискусство? Может мой ответ и не очень очевиден, но к обоим. В самом деле, можно говорить об искусстве проявки пленки, об искусстве печати фотографий, об искусстве обработки изображений на компьютере…. Самый примитивный снимок может быть так искусно напечатан или обработан в photoshop-е, что … может даже попасть в соответствующий учебник. И здесь конечно очень важную роль играет, какую камеру Вы выбрали, какую пленку и фотобумагу используете, сколько мегапикселей в вашей мыльнице и т.д. И вопрос «цифра или пленка» более чем закономерен. Вы можете вслед за Александром Лапиным сказать: кто, дескать, не видел, как на бумаге в проявителе возникает изображение, тот не фотограф а «нажимальщик кнопок». Я даже рискну предположить, что священная война Nikon-истов и Canon-истов тоже оправдана.
Ну, а теперь давайте поговорим о фотоискусстве как о части Искусства (отрасли творческой художественной деятельности). Оставим в покое теорию: мы можем без конца приводить «неопровержимые» доводы в пользу той или иной концепции. Просто взгляните на снимок Юджина Смита «Дорога в рай». Забудьте о том, что Вы видели его напечатанным 40*51 см. Считайте, что он существует только на этой странице и только в таком размере (275*350). Менее чем 100 тысяч пикселей. Но даже в таком виде это произведение Искусства!
Ну, а если мой пример Вас не убедил, погуляйте по Интернету. Уверен, Вы найдете массу Фотографий принадлежность которых к Искусству (в обоих смыслах этого слова) не вызовет у Вас никаких сомнений. Несмотря ни на маленькие размеры, ни на среднее качество Вашего монитора.
Если Вы со мной согласны, задумайтесь — многие из этих фотографий с достаточным для публикации в Интернет качеством можно было бы сделать самой паршивой цифровой камерой установленной на самом дешевом сотовом телефоне! А уж если Вы являетесь владельцем современной цифровой мыльницы с 6-10 мегопикселями и со всеми творческими режимами, то явно не ее техническое несовершенство мешает Вам получать фотошедевры.
* * *
Ну, вот в принципе и все, что я хотел сказать. Осталось сделать некоторые выводы, которые, впрочем, довольно очевидны.
Есть фотографы — любители «темной комнаты», для которых таинство появления изображения на фотобумаге играет чуть ли не основную роль. Они считают это искусством. На самом деле здесь происходит подмена понятий: искусство печати фотографий (которое по сути является таковым не более чем искусство печь блинчики с мясом) объявляется ФотоИскусством.
Сейчас наблюдается и противоположная тенденция: искусством считается умение создавать фотомонтажи на компьютере, да такие, что «комар носу не подточит». Это, конечно, тоже не имеет к Искусству никакого отношения. *очень много восклицательных знаков здесь !!* =)
Принадлежать к Искусству вообще и к ФотоИскусству в частности может произведение, доставляющие какой-то части общества так называемое «эстетическое наслаждение». При этом способы получения этого произведения играют далеко не главную роль. Так, Сальвадор Дали получал некоторые свои картины обстреливая холст шариками с краской. Ну, какое тут казалось бы искусство.
Творите (если не можете не творить) с тем, что Вам в данный момент доступно. Хоть с самой захудалой мыльницей на вашем сотовом телефоне! Не обращайте внимания на «профессионалов» говорящих, что для этого Вам нужны по крайней мере пленочная зеркалка и соответствующая подготовка (хотя насчет последнего я с ними согласен — даже если Вы и прирожденный фотограф).
Ну и еще один момент (маленькая ложка дегтя). За то время пока фотограф с пленочным фотоаппаратом сделает один снимок, его цифровой собрат успеет сделать десяток. Обычно это преподносится как достоинство цифровой фотографии. На практике, однако, это приводит к тому, что фотограф перестает думать, перестает искать, перестает ловить тот самый единственный и неповторимый момент. Образно говоря, из снайпера он превращается в пулеметчика и это далеко не всегда хорошо. Это, как мне кажется, единственный серьезный недостаток цифровой фотографии.
Я не призываю Вас жалеть каждый кадр, но старайтесь чаще думать до того как нажмете на кнопку.
«Omaha Beach, Нормандия, Франция», Роберт Капа, 1944
Военный фотокорреспондент Роберт Капа говорил, что если ваши фотографии плохи, это означает, что вы находились недостаточно близко к месту событий. И он знал, о чем говорил. Его самые известные фотографии были сделаны утром 6 июня 1944 года, когда вместе с первыми отрядами пехоты он вышел на берег Нормандии в день высадки союзных войск.
Попав под обстрел, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы избежать пуль. Он едва спасся. Из четырех пленок, отснятых фотографом в день ужасной битвы, сохранилось только 11 кадров - остальные были безнадежно испорчены престарелым лаборантом, который в спешке засветил почти весь материал (как выяснилось позже, он пытался успеть проявить пленки до сдачи в печать свежего номера журнала Life).
По иронии судьбы, именно эта ошибка в проявке пленки и придала нескольким дошедшим до нас фотографиям их знаменитый «сюрреалистический» облик (журнал Life в комментариях к фотографиям ошибочно предположил, что они «немного не в фокусе»). Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг на съемках сцены высадки в Нормандии из фильма «Спасти рядового Райана» попытался воссоздать эффект фотографий Роберта Капы, сняв с объективов кинокамер защитную пленку для эффекта «размытости».
"Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь "кухней". Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается".