-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мое_сообщество_полезного

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.08.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 14


Лингвисты советуют

Понедельник, 11 Августа 2008 г. 18:56 + в цитатник
Ка_Бэ все записи автора Каждый, кто учил иностранные языки, наверняка хоть раз задавался вопросом: как происходит таинственный процесс овладения языком и что делать, чтобы обучение возымело наибольший эффект? Вот что думают по этому поводу лингвисты.

Полиглоты от рождения
Большинство современных западных лингвистов считают, что языковые навыки врождены и в одинаковой степени присущи всем людям. Еще до рождения в мозг младенца закладываются основные грамматические правила, общие для всех языков. В зависимости от того, на каком языке говорят в дальнейшем в окружении ребенка, одни правила активизируются, развиваются и пополняются, а другие остаются "спать". Поэтому одни дети начинают говорить по-русски, другие - по-английски, третьи - по-японски...
Врожденные языковые способности постепенно сходят на нет с 12-16 лет, то есть в переходном возрасте. Так дает знать о себе всеобщая перестройка организма: физиологическая, психическая, умственная, социальная.
Вывод. Чем раньше начинать учить ин. яз, тем лучше.

Сам себе редактор
С переходным возрастом начинают действовать другие, "взрослые" механизмы в овладении иностранным языком. Способность воспринимать и усваивать язык просто из окружающей среды ухудшается, зато появляется умение сознательно учить язык, зубрить незнакомые слова и правила.
Многие ученые убеждены, что неосознанные знания, усвоенные из окружающей среды, и специально выученные правила сосуществуют в мозгу взрослого человека как две независимые системы. То есть даже очень хорошее знание правил никогда не переходит в "чувство языка" и не используется напрямую при общении на иностранном языке. В самом деле, и прекрасные знатоки грамматики часто говорят с ошибками, полагаясь на интуицию.
Однако информация, вынесенная с урока, не излишня. Мы проверяем с помощью выученных правил то, что подсказывает нам "чувство языка", и заранее устраняем ошибки. То есть действует своеобразный фильтр-редактор. Такой самоконтроль требует времени и концентрации. Поэтому человек, владеющий иностранным языком в недостаточной степени, не способен говорить быстро и при этом правильно. А человек, даже очень хорошо знающий язык, начинает делать ошибки, если он болен или устал, или ему приходится говорить в стрессовой ситуации.
Вывод. В учебном процессе одинаково важно уделять внимание и изучению грамматики, и разговорной речи.

Проверяй без фанатизма.
Итак, система самоконтроля необходима взрослому человеку, чтобы в совершенстве овладеть иностранным языком. Многие люди не используют ее, считая, что "бог с ними, с ошибками, раз нас и так понимают". Они на зависть бойко разговаривают с иностранцами, но, увы, правильной речи никогда не добьются, если не обратятся к учебникам и учителям. Известна и другая крайность: люди, которые придают слишком большое значение правилам и потому говорят очень медленно или вовсе молчат из боязни cделать ошибку. Такие завышенные требования к себе излишни: надо уметь расслабиться и довериться своей языковой интуиции.
Вывод. Проверяй себя, но умерено. Не следует ни пренебрегать, ни злоупотреблять системой самоконтроля. В первом случае твоя речь будет безграмотна, во втором ты рискуешь не заговорить вовсе.

С кем поведешься...
Как правильно выбрать группу по изучению иностранного языка? Если твои партнеры по группе владеют языком хуже тебя или на одном уровне с тобой, тебе некуда будет стремиться, неоткого научиться новому. Однако слишком сильная группа или практика в стране изучаемого языка на самом раннем этапе обучения могут оказать деморализующий эффект и также не принести ожидаемых результатов. Ты будешь стесняться вступать в беседу, и речи на иностранном языке могут остаться всего лишь непонятным "фоном".
Идеально, если знания окружающих чуть-чуть превышают твои собственные. Любой язык обладает свойством избыточности, то есть одни и те же сведения, как правило, повторяются во фразе несколько раз. (Например, в русском словосочетании "пять студентов" два раза указано, что студентов много: один раз в числительном, другой - в окончании существительного.) Так что проблем с пониманием более сильных в иностранном языке собеседников, как правило, не возникает: недостающую информацию всегда можно получить из контекста, жестов говорящего, общих знаний о предмете разговора.
Вывод. Выбирая группу по изучению иностранного языка, помни, что для оптимального эффекта ты должен быть чуточку «слабее» окружающих.

Шаг вперед, полшага назад...
Некоторые родители, наверное, замечали, что дети, начавшие было хорошо говорить, через некоторое время перестают радовать маму и папу правильными фразами. Подобный же регресс наблюдается и у взрослых, начавших изучать иностранный язык.
Ученые нашли объяснение этому явлению. Первая стадия освоения языка (и родного, и иностранного) - имитация: ребенок или взрослый запоминает слова, словосочетания, даже целые фразы и использует их в своей речи, не анализируя. Например, "I don't speak English" или "I cannot hear you".
На второй стадии учащийся выучивает правила и начинает активно их применять - где надо и где не надо. Например, строит по правилам отрицания неверные фразы вроде "I don't can hear you". Или, выучив, что прошедшее время в английском языке образуется прибавлением к основе глагола суффикса -ed, начинает прибавлять -ed ко всем глаголам, в том числе к неправильным.
На третьей стадии количество ошибок снова уменьшается, но уже не за счет имитации, а за счет сознательного усвоения исключений. Внешне третья стадия мало чем отличается от первой, но в реальности они демонстрируют разные уровни владения языком.
Вывод.В изучении языка будут и «взлеты» и «падения». Не стоит расстраиваться.

Зачем мне это нужно?
Успешность в овладении иностранными языками зависит также от многих психологических факторов. В науке эта теория называется "гипотезой об эмоциональном фильтре".
Так, важными факторами являются мотивация и отношение к изучаемому языку. Овладение иностранным языком проходит быстрее и проще, если обучающийся точно знает, почему и зачем он учит язык, где и когда будет использовать свои навыки, а также если язык ему просто-напросто нравится.
Распространенная ситуация: человек 10 лет безуспешно учит язык в школе, потом еще пять лет - в институте, и все без результата. В конце концов он решает, что просто иностранные языки не его стезя. Однако вот подворачивается работа на которой без ин.яза никуда или поездка за границу, и тут оказывается, что у него прекрасные языковые способности, и вся премудрость осваивается за 2 месяца курсов или занятий с репетитором.
Вывод. Правильная мотивация

О вреде эмоций
Еще одним психологическим фактором, влияющим на успешность обучения, является так называемый "уровень тревожности", то есть эмоциональная атмосфера. Сильные переживания (страх, беспокойство, радость, возбуждение, раздражение, ностальгия) мешают сосредоточиться на учебном процессе и блокируют подсознательные механизмы усвоения языка из окружающей среды.
Вывод. Во время занятий иностранным языком будь сдержан. Постарайся отвлечься, если что-то вдруг вызвало неприятные или, напротив, слишком приятные ассоциации. Не принимай близко к сердцу неудачи и комментарии окружающих.

Адаптация
Необходимо научиться легко перестраиваться, приспосабливаться к непривычной среде. Каждый язык - это новый взгляд на окружающий мир. Поэтому, даже находясь в родной стране, при соприкосновении с иностранным языком будь готов в чем-то переломить себя, посмотреть на знакомые вещи другими глазами. В большинстве случаев человек при этом испытывает неосознанное внутреннее противодействие: почему это я должен под кого-то подлаживаться? Особенно сильно это чувство у эмигрантов, которым приходится отказаться от многих своих привычек.
Вывод. Будь открыт для всего нового! Познание незнакомого языка и незнакомой культуры ничего у тебя не отнимает, а, наоборот, лишь обогащает твой внутренний мир.

Вера в себя
Всевозможные научные эксперименты показали, что люди с высокой самооценкой и верой в свои силы быстрее и успешнее овладевают языком, чем неуверенные и излишне самокритичные. Более того, выявлена и обратная связь: человек, успешно продвигающийся по языковой лестнице, избавляется от многих комплексов.
Кстати, определенную помощь в общении на иностранном языке может оказать небольшое количество алкоголя (30-40 граммов крепкого напитка или бокал вина). Под его влиянием снижается уровень тревожности, повышается уверенность в себе, человек чувствует себя более раскованно. Правда, при злоупотреблении "лекарством от застенчивости" показатели снова снижаются, так как отказывает уже упоминаемая ранее система самоконтроля.
Вывод. См. подзаголовок

Schprechen Sie Deutch?
Информация для тех, кто собрался учить второй или третий иностранный язык. Начинающие, как правило, жалуются, что освоение обоих языков движется медленно, потому что "все смешалось и путается. Перенос слов, грамматических конструкций, произношения отдельных звуков с одного языка на другой в науке называется трансфером. По наблюдениям ученых, в речи начинающих всегда много ошибок, вызванных трансфером, но со временем их количество уменьшается. Кроме того, знание одного иностранного языка часто не мешает, а, наоборот, помогает изучению второго. Например, школьный английский знакомит нас с латинским алфавитом и артиклями, встречающимися в большинстве европейских языков.
По распространенному мнению, два иностранных языка легче учить, если они похожи. Это не совсем верно: за внешней схожестью прячутся подводные камни. Так, чешские слова pozor, zivot (произносится как "живот"), cerstvy ("черствый") переводятся совсем не так. как можно было бы подумать: "внимание", "жизнь", "свежий",..
Вывод. Смело берись за второй или даже третий иностранный язык. Занимайся регулярно, обращая внимание на различия между языками, и на смену "путанице" придут уверенные знания.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку