L_e_n_u_s_y_a все записи автора
Кто из нас ребенком не мучился поиском ответов на вопросы: почему утки плавают? без чего хлеба не испечешь? зачем в стакане вода? Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно, зато помогало взглянуть на вещи по-другому, натренировать память, раз мы помним „хитрые” стишки до сих пор. Роль загадок для развития детей огромна, загадывайте их почаще.
Загадка — это вид устного народного творчества, где в сжатой, образной форме даются наиболее характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают детский лексикон, показывают, что у слов есть переносные значения. Загадка — это ступенька к метафоричному мышлению. Она предполагает отгадывание на основе имеющейся информации. Остальное малыш должен додумывать сам.
Загадки делают мир ярче. Вместо радуги — „крашеное коромысло”, не просто аквариум, а „прозрачный дом”, не морковка — „девица в темнице”. Этот интеллектуальный тренажер привлекателен и тем, что абсолютно доступен. Не нужно никаких специальных приспособлений, достаточно хорошей памяти, ну, может быть, — пары книжек.
„Готовые” загадки можно найти в сборниках из серии „500 лучших загадок”, в специализированных детских журналах, в Интернете. Например, обширная коллекция у портала „Солнышко” (
www.solnet.ee). Тут и цветные загадки, помогающие изучать цвета радуги, и прятки, где в целой фразе зашифровано слово.
С чего начать?
Начинать можно с наиболее распространенных загадок-стихов. Они нравятся детям, процент правильных ответов здесь выше. Два брюшка, четыре ушка. Что это? Конечно, „подушка”, — с удовольствием подсказывает кроха.
Загадки-обманки с виду похожи на загадки в стихах, но они сложнее первых. Рифма сбивает малыша с толку: кукарекает спросонок милый, добрый... Трудно удержаться от поросенка, хотя правильный ответ „петух”. Стихотворную форму легче запомнить, а „ошибки-оговорки” вызывают приступ общего смеха.
Когда начать?
Приучать к загадкам можно с пеленок. Показать малышу игрушку и спрятать ее под платочек. Где игрушка? Годовалому ребенку можно показывать карточки животных и их детенышей с вопросом: „А скажите, чьи вы?”. Следующий шаг — простые загадки про животных и знакомые малышу предметы.
„Пушистая, с когтями, говорит „мяу”.
„Живет в лесу, трусишка, кто это?” (Зайчишка).
А дошколятам подойдут уже сложные загадки-метафоры.
„Зимой — звезда, весной — вода” (Снежинка).
Особое место занимают загадки математические. По сути, это арифметические или логические задачки, которые „под яркой обложкой” не выглядят скучно. Пример: две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего? Или: один кирпич весит один килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?
Наталья Иванова, химик по образованию, придумала массу интересных загадок про вещества и процессы, связанные с этой наукой.
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие... кислоты.
По этому же принципу созданы загадки по физике, географии, истории. Хрестоматийный пример таких зашифрованных полезных знаний — стихи Бориса Заходера.
Загадки по случаю
Загадки хороши к определенному случаю. На огороде — огородные („Сто одежек и все без застежек”), дома — хозяйственные („Пыль увижу — заверчу, заверчу и проглочу”), за столом — застольные („Сама не ест, а людей кормит”).
Кстати, о подсказывании. Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки — это неинтересно, да и вредно. Так мы лишаем ребенка чуда познания, и он привыкает „потреблять” готовую информацию и теряет интерес к загадкам вообще. Задавая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью наводящих вопросов, мы тоже оказываем ему „медвежью услугу”. Главное, дать ребенку понять, что все признаки предмета, о котором идет речь, необходимы и значимы. Надо просто уметь их выделить и сопоставить.
Учимся мыслить
Не беда, если ребенок не отгадал загадку. Как показывает практика, процент угадывания без маминой-папиной подсказки у ребенка 4–5 лет невелик. Значение в данном случае имеет не результат, а процесс. Потому что с помощью загадки мы помогаем малышу увидеть предмет или явление по-новому. Загадки — отличное средство для развития так называемого лингвистического мышления. Чем больше ребенок играет со словами и звуками, тем лучше ему будет удаваться чтение и письмо в школе.
Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
Стереотипный ответ — ночью. Оказывается, когда дверь открыта.
Зачем (за чем) вода в стакане?
Человечек пытается придумать причину — чтобы пить. Не замечая ловушки. Верный ответ: за стеклом.
Один поезд едет из пункта А в пункт В с опозданием 10 минут, а другой — из пункта В в пункт А с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к пункту А, когда они встретятся? Ответ: на середине.
Такие задачки с „”подвохом” стандартным образом не решишь. Загадка не только „экзамен на знания” или „проверка на смекалку”, но и толчок к развитию нестандартного мышления.
Следующий шаг — создание собственных загадок. Джанни Родари, опытный „загадывальщик”, выделил четыре основных этапа создания загадок: „отстранение — ассоциация — метафора — форма”. Сначала предмет (например морковка) вырывается из контекста, мы описываем его как „оранжевый овощ, который растет в земле, но зеленые „вершки”оставляет на улице. Затем сравниваем морковку с чем-то или кем-то — растет, сидит, хвост как коса, и приходим к метафоре: красная девица в темнице, а коса — на улице. То есть предмету дается метафорическое определение. И, наконец, можно при желании все это облечь в красивую стихотворную форму. На что похож снег, спросим у малыша? На вату, на хрустящие хлопья, мух. Что делает снег? Падает, кружится, ложится ровным слоем и сугробами. А когда лежит на земле — на что похож? На одеяло, на горки. Когда тает — течет. Вот и выйдет что-то подобное: „Мягкое, белое лежало одеяло, солнце напекло — одеяло потекло”и „Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой”.
Многие психологи считают, что, придумывая загадки, важно соблюдать ряд условий.
Во-первых, „зашифровывать” в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр — практически исчерпывающая информация о мышке.
Во-вторых, количество этих признаков должно зависеть от возраста малыша: чем старше, тем меньше „подсказок”, тем сложнее и интереснее отгадывать. Малыш как бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства и качества окружающих предметов? Загадывая сам, он учится „оперировать” этими знаниями, использует их „в деле”.
И, наконец, сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку. Оперируйте такими известными свойствами, как цвет, форма, размер, сравнительные характеристики. Отличный прием — аналогия или сравнение.
Замок похож на собачку, потому что „сторожит” дом: „Не лает, не кусает, а в дом не пускает”. Крапива — на огонь: „Не огонь, а жжется”. Паутина — на „сито”, потому что она „свита”: „Висит сито — не руками свито” и так далее.
Чинарова Екатерина
И сайты, где можно найти разнообразные загадки:
http://dom-teremok.narod.ru/zagadki/zagadki.html
http://forest.onego.ru/zagadki.html
http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=razvivashki&igra=zagadki
http://www.2mm.ru/dosug_malysh/741
http://www.trizminsk.org/e/23105.htm
http://www.sunhome.ru/people/%D1%E5%F0%E5%E6%E5%ED%FC%EA%E0/poetry/2617