Поиск сообщений в турклуб_Берендей

Создан: 06.04.2008

На поиски Куртымской пещеры

Понедельник, 02 Июня 2008 г. 20:54 + в цитатник
strannik-perm все записи автора  (448x336, 23Kb)
На позапрошлой неделе руководители турклуба Коршунов Александр Александрович и Фадеев Андрей Григорьевич совершили увлекательное путешествие в район небольшой таёжной речки Куртымки.
Целью путешествия была Большая Куртымская пещера, находящаяся в одном из склонов поймы реки. Первый и последний раз пещера посещалась одним из них в 1991 г., другой неоднократно предпринимал неудачные попытки найти её. И вот их силы объединились, очень помогла информация предоставленная известным уральским спелеологом Лавровым Игорем Анатольевичем, симбиоз этой информации и маленькой коробочки "Марио" (смотри словарь) практически без особого труда помог нам осуществить задуманый план. Так же по просьбе Игоря Анатольевича мы проверили дополнительную информацию. Но обо всём попорядку.
Из города мы выдвинулись на нашем любимом внедорожнике, сегодня ему ещё предстояло показать себя. Грунтовая, хорошо укатаная дорожка вела нас к намеченной цели, ехать было легко и приятно, но мы знали, что так будет не всю дорогу. Где то посередине нас ждали большие и крутые горки, первая это спуск и подъём в лог речки Багулки, далее Ямской Лог и лог речки Сухая (как ни странно самой полноводной из всех перечисленных). В одном из бортов Ямского Лога мы осмотрели небольшую пещерку, найденую Сан Санычем - так и назвали её по имени лога Ямской. Съезжая с горки, из за капота машины, вначале, даже не видно было дороги до того момента пока машина полностью не заедет на спуск. А при подъёме, в конце горы, оглядываться назад было не совсем приятно, от одной мысли, что машина может не выдержать становилось не по себе, но наша черепашка уверенно лезла в гору не давая повода для сомнений. Иногда слышался стук камней вылетающих из под колёс, дорога была засыпана камнями. После подъёма из лога речки Сухой дорога снова пошла ровная и вскоре мы на спуске в лог Куртымки. Дорога позволила нам подъехать к пещере на 950 м. по прямой - нам пришлось прошагать чуть больше.
Волшебник "Марио", заряженый информацией Игоря Анатольевича, уверенно вёл нас к пещере. Сначала наш путь лежал через вырубку, но потом зашёл в лес - передвигаться по нему было не очень то просто, то и дело на пути лежали поваленные деревья, плотной стеной вставал лиственный подрост, но мы прорвались. Вот и скальник именно в нём и должен быть входв пещеру. Сначала промахиваемся и уходим чуть в сторону и обнаруживаем там небольшую нишшу, затем смотрим внимательно и обогнув скальный выступ оказываемся у входа в пещеру - впечатляет! При подходе стараемся больше шуметь и кричать, в своё время охотники предупреждали, что иногда медведи используют пещеру как убежище, а лишёный путей к отступлению медведь может напасть - но сегодня всё чисто, никого нет. Подходим. Большой вход треугольного сечения около 3-4 м. в высоту и около 10-11 м. в длинну, дно завалено крупными камнями обвалившимися с потолка, дальше в глубину на полу огромная лужа, перегородившая почти все проходы - перебираемся по камням. В пещере холодно, кое где ещё стоят остатки ледяных сталагмитов, на полу ледяная корка, кристаллы льда. Из пещерных украшений, в дальней части обнаруживаем несколько маленьких сталактитов и симпатичные гребешки, в одном из ходов стены покрыты пещерным молоком - красиво. Осматриваем пещеру, очень интересно смотрится огромная лужа когда смотришь на выход, свет освещает только часть её, далее поверхность отражая свет начинает играть при каждой капельке упавшей с потолка. Камера не позволяет сделать снимок в этих условиях, жаль. Длинна пещеры всего 130 м., выходим. По информации Игоря Анатольевича в этом районе ещё три пещеры, надо проверить. Оставляем рюкзак у входа с намерением вернуться и идём на поиски 2-ой и 3-ей пещер, четвёртую оставляем на обратный путь. По пути обследуем скальный склон и находим небольшой, но уютный гротик на пару человек, заносим координаы в нашу волшебную коробочку. В поисках пещеры спускаемся всё ниже и ниже, вот уже и скала отступила - идём берегом реки. Никаких пещер нет. Что это ошибка информации или мы чтто то пропустили. Вот рядом приличная карстовая воронка, а друг "Марио" утверждает, что это пещера, Сан Саныч не верит ни "Марио" ни мне. Переключаюсь на третью и прибор снова ведёт на берег Куртымки, выхожу и замираю от удивления. Русло реки расширилось и разбилось на три рукава, дно которых находится на разных уровнях. Сейчас вода течёт только по самому глубокому рукаву и метров через 15 двумя прососами уходит под землю, рядом несколько сухих прососов - весной и через них уходит вода. Вся река! Вот так чудо! Далее русло не просто сухое, оно даже зарастает небольшими деревьями, а его уровень метра на полтора выше уровня поноров. И вот здесь прибор показывает третью пещеру - до нас доходит, то что согласно информации являтся пещерами, на самом деле ни что иное как карстовые воронки. Фотографируем и отправляемся обратно. Идём берегом реки, огибая крутой подём сверяясь с прибором - пора подниматься. У пещеры небольшой отдых, затем идём искать четвёртую пещеру. Постепенно поднимаясь выходим на плато, не понятно где здесь может быть пещера. Но идём т.к. информация требует проверки, по пути натыкаемся на карстовую воронку. Место предполагаемого входа всё ближе и ближе, а кругом только лес, не иначе как в карстовой воронке. И точно выходим к воронке - точка здесь, но входа в пещеру нет, воронка полностью затянута. Теперь мы полностью уверены, что пещеры 2, 3 и 4 просто карстовые воронки. Теперь обратно к машине, но так как мы не засекли место где её оставили двигаться приходится по индейскому чутью, т.е. согласно интуиции. Идём и, вот чудо выходим почти к машине, не угас ещё зов предков. Слегка подкрепляемся ароматными молодыми листочками чёрной смородины и собираемся в обратный путь. Цель достигнута, мы очень довольны, едем обратно.
Когда нибудь мы обязательно снова вернёмся сюда, чтобы ещё более подробно исследовать этот район, а пока....