-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в По_Европе

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 218


Город Париж. История обелиска на площади Согласия

Воскресенье, 08 Июня 2008 г. 19:20 + в цитатник
Тутита все записи автора

 (450x600, 94Kb)
История Луксорского обелиска, украшающего парижскую площадь Согласия, связана с очередным "несогласием", всегда бросавшим тень на отношения стран-соперниц - Франции и Англии.
В первой половине XIX века Великобритания была крупнейшей торговой державой, но и Франция была важным партнером в международной торговле на море. Вот почему египетский паша Мехемет-Али должен был проявить максимум дипломатичности и прозорливости, когда французский король Людовик XVIII сообщил ему через генерального консула в Александрии о своем желании приобрести одну из "каменных игл". В ответ Мехемет-Али предложил обелиск Тутмозиса III из Александрии. Французам нельзя было тянуть с ответом, поскольку на этот монумент претендовало британское правительство. Срочно было запрошено мнение знаменитого египтолога Шампольона, который посоветовал приобрести один из обелисков в Луксоре - они были красивее и сохранились лучше, чем обелиски из Александрии.

Но вскоре выяснилось, что два луксорских обелиска были уже предложены египетским пашой англичанам. Людовик XVIII поручил коммерческие переговоры с Египтом барону Тэйлору, тесно связанному с окружением паши. В результате Мехемет-Али предложил французскому правительству один из луксорских обелисков и обелиск из Александрии при условии, что французы возьмут на себя расходы по транспортировке двух монументов на корабле до берегов Франции. В 1829 году проект был наконец-то утвержден.
Шампольон посоветовал начать с луксорского обелиска, украшавшего западную часть храма. Тут же была организована миссия министра морского флота. Проведение операции поручили специалисту по морской навигации Жан-Батисту Леба.
Транспортировка монумента высотой 22,55 метра и весом 227 тонн вызвала немало технических проблем. Прежде всего Леба распорядился о строительстве парохода "Луксор" на тулонских верфях, который был спущен на воду в апреле 1831 года. 3 мая "Луксор" бросил якорь в Александрии и после решения ряда административных вопросов снова поднялся вверх по Нилу. Всего судном было преодолено 810 километров.
Сойдя с корабля, Леба нанес визит губернатору провинции Кенах, а затем в сопровождении кортежа направился в Луксорский храм. В те времена (150 лет назад) подножие храма было засыпано песком, а два обелиска стояли в гигантской куче песка и мусора высотой 9 метров. Внутри древнего храма была сооружена небольшая мечеть. После долгих переговоров с местными властями Леба получил разрешение на сооружение укрытия для техники и временного жилья для людей. В ходе работ вспыхнула эпидемия холеры, из-за чего работы затянулись.
С началом половодья пароход "Луксор" быстро достиг Луксора. В августе он бросил якорь у правого берега Нила, в 272 метрах от обелиска. С корабля сняли оснастку, такелаж и оборудование отправили на склад. Несмотря на жару, пыль и болезни, подготовительные работы для погрузки обелиска продвигались быстро.
31 октября 1831 г. с помощью четырех кабестанов обелиск был волоком подтащен к судну, у которого предварительно спилили носовую часть. Вся операция по загрузке обелиска была завершена 19 декабря. Несколько месяцев ушло на восстановительный ремонт судна. Затем пришлось ждать до августа 1832 года, когда новое половодье позволило "Луксору" доплыть вниз по реке до Александрии. В декабре 1832 года тысячелетний обелиск покинул землю фараонов, но только через год, 23 декабря 1833 года, он был доставлен в целости и сохранности к подножию Палаты депутатов - прекрасный экзотический подарок Парижу к Рождеству!
Однако Жан-Батисту Леба предстояло еще преодолеть все трудности последнего этапа - установки обелиска на площади Согласия. Технические и финансовые перипетии продолжались вплоть до октября 1836 года. Лишь после этого древний обелиск стал неотъемлемой частью парижского пейзажа.

Источник текста: История обелиска на площади Согласия

Источник фото: photo AFP

Место на карте

Метки:  

Тутита   обратиться по имени Воскресенье, 08 Июня 2008 г. 19:25 (ссылка)
Транспортировка монумента высотой 22,55 метра и весом 227 тонн вызвала немало технических проблем. Прежде всего Леба распорядился о строительстве парохода "Луксор" на тулонских верфях, который был спущен на воду в апреле 1831 года. 3 мая "Луксор" бросил якорь в Александрии и после решения ряда административных вопросов снова поднялся вверх по Нилу. Всего судном было преодолено 810 километров.
Ответить С цитатой В цитатник