парус_надежды все записи автора
Латвийский Национальный художественный музей – крупнейшее национальное художественное собрание в Латвии. Коллекции музея насчитывают свыше 52.000 экспонатов, которые отражают развитие профессионального искусства в Балтии и Латвии с середины XVIII в. до наших дней, а также знакомят с ярчайшими эпизодами русского искусства XVIII – I половины XX в.
Латвийский Национальный художественный музей занимает два исторически значимых здания в центре Риги. Здание музея на улице К.Валдемара, 10а, возведённое по проекту немецкого архитектора В.Неймана в 1905 г., является одной из эффектнейших построек в стиле историзм, украшающих кольцо рижских бульваров. Оно стало первым в Балтии зданием, специально предназначенным для музея.
Экспозиции музея
Искусство Балтии II половины XVIII – конца XIX вв.
Экспозиция знакомит с многонациональной картиной развития профессионального искусства Балтии II половины XVIII – конца XIX вв., иллюстрируя основные стилистические тенденции в живописи данного периода – классицизм, романтизм, бидермейер и академический реализм. Здесь представлены работы художников, родившихся в балтийском географическом ареале (Й.Г.Бауманис, Й.Л.Эгинк, А.Хейбель, В.Тимм, братья А. и П.Риццони), и тех живописцев, чьи жизнь и творчество были связаны с Балтией (Ф.Х.Баризьен, Й.З.Б.Груне и др.).
Русское искусство XVIII – I половины XX вв.
Собрание русской живописи Латвийского Национального художественного музея является богатейшим на территории стран Балтии. История русской школы живописи раскрывается в именах выдающихся мастеров: К.Брюллова, И.Айвазовского, О.Кипренского, И.Шишкина, А.Саврасова, И.Левитана, К.Петрова-Водкина и др. В музее хранятся работы художников-передвижников – В.Сурикова, И.Репина, В.Перова, В.Маковского. Художественные течения начала XX в. представлены в работах живописцев, принадлежавших к творческим объединениям «Мир Искусства», «Бубновый Валет», «Союз русских художников», – А.Бенуа, Б.Кустодиева, И.Машкова, Ф.Малявина, Н.Сапунова, С.Виноградова и др.
Отдельный зал посвящён живописному наследию гуманиста и исследователя восточной культуры Николая Рериха и его сына Святослава.
Искусство Латвии конца XIX – середины XX вв.
Экспозиция искусства Латвии конца XIX – середины XX вв. даёт представление об истории становления и развития национальной художественной школы, знакомя с важнейшими стилистическими тенденциями определённого периода и творчеством наиболее выдающихся латышских художников. Хронологически экспозиция разделена на три части, закономерно знаменуя смену эпох в искусстве:
-Рубеж XIX – XX вв.
В двух первых залах демонстрируется начальный период национальной художественной школы. При создании данной части экспозиции особое внимание было уделено отражению стилистической специфики эпохи. Особенность искусства Латвии рубежа XIX – XX вв. открывается в характерном для того времени сосуществованиии и взаимовлиянии различных стилистических направлений и элементов стиля. Здесь представлены произведения живописи, скульптуры и графики, несущие в себе черты академического реализма, а также проявления последующих стилей – импрессионизма, символизма, модерна и постимпрессионизма.
В первом зале акцент сделан на тенденциях реализма и импрессионизма, во втором – символизма и модерна. Наряду с обширными коллекциями работ выдающихся классиков латышской живописи (В.Пурвитис, Я.Розентал, Я.Валтер) в экспозицию включены и типичные для стилистики данной эпохи произведения «малых мастеров».
Латышская скульптура начала XX века представлена работами Т.Залькална, Г.Штилтера и Б.Дзениса.
-Начало ХХ в. и эпоха классического модернизма
В трёх залах сконцентрированы многообразные проявления классического модернизма. В первом зале – ранний экспрессивный модернизм эпохи первой мировой войны (Я.Гросвалд, Е.Казак) и живопись абстрактно-геометрического направления 1920-х гг. (т.н. эпизод кубизма), наиболее выразительно воплотившиеся в творчестве «Группы рижских художников». Стилистически близки к ним скульптурные произведения Т.Залькална и Э.Мелдера. Во втором зале демонстрируются работы модернистов XX века, чьи интересы в бòльшей мере были связаны с развитием живописной, «негеометризирующей» линии в искусстве (К.Убан, Л.Свемп, Г.Элиас, Э.Линдберг).
Третий зал знакомит с направлением «новая предметность» (А.Бельцова, У.Скулме) и произведениями 1920-х гг., тяготеющими к стилистике реализма, разнообразные вариации которого отличают искусство Латвии в межвоенный период.
-20 – 30-е гг. ХХ в.
Экспозиция 20 – 30-х гг. ХХ в. посвящена искусству Латвии в период между первой и второй мировыми войнами. Доминирующей тенденцией в живописи этого времени является реализм, проявляющий себя весьма многогранно: от экспрессивных живописных работ представителей «Группы рижских художников» до неореализма 1930-х гг. Одновременно здесь продемонстрированы образцы умеренного модернизма – в творчестве В.Пурвитиса, Я.Тидеманиса, К.Падега 1930-х гг. Их, в свою очередь, органически дополняют стилистически близкие произведения живописцев, работавших за пределами Латвии – Я.Валтера, А.Древиньша. Отдельно выделены полотна, иллюстрирующие развитие традиционализма в латвийской живописи (Я.Р.Тиллберг, Е.Бине, К.Миесниек), а также явление «национального романтизма» 20 – 30-х гг. ХХ в. (А.Аннус, Е.Бине, А.Цирулис, Э.Брастиньш, А.Берниек).
Преобладающую в экспозиции данного периода живопись дополняют характерные образцы скульптуры и графики.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ ЛАТВИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ «АРСЕНАЛ»
Выставочный зал «Арсенал» Латвийского Национального художественного музея расположен в зданиии бывшего таможенного пакгауза – арсенала, построенном в начале ХIX века архитектором И.Э.фон Витте в стиле позднего русского классицизма и являющемся значимым памятником архитектуры.
На протяжении почти двух столетий здание «Арсенала» использовалось как складское помещение. В 1920-х – 1930-х годах здесь хранилась армейская амуниция. После второй мировой войны в «Арсенале» располагались спортивные залы Рижского высшего военно-политического училища имени маршала Советского Союза С.С.Бирюзова и торгово-промышленные склады военного ведомства Советской армии.
В середине 80-х годов XX в. здание перешло в ведение Министерства культуры и было передано под нужды художественного музея. После того, как интерьеры были преобразованы для выставочного зала и хранилищ, сюда из фондов Государственного Художественного музея на ул. К.Валдемара 10а перевезли собрание искусства Латвии II половины ХХ века. 1 января 1989 года Художественный музей «Арсенал» начал свою деятельность.
В 1999 году, согласно Закону о музеях, был осуществлён процесс аккредитации музеев, входящих в состав Объединения художественных музее Латвии. На основании указа Кабинета министров ЛР от 20 декабря 2000 года была проведена ликвидация Объединения художественных музее Латвии и одновременно реорганизация всей структуры Государственного Художественного музея и Художественного музея «Арсенал». На базе этих двух музеев был создан единый музей национального значения – Государственный Художественный музей. С 1 сентября 2005 года музею присвоено название «Латвийский Национальный художественный музей», а «Арсенал» продолжает функционировать как выставочный зал ЛНХМ. На сегодняшний день залы «Арсенала» являются крупнейшими в Риге залами для экспонирования произведений искусства.
Собрание коллекций Латвийского Национального художественного музея, хранящееся в выставочном зале «Арсенал», составляют произведения искусства, созданные в Латвии со II половины XX века до наших дней, и работы зарубежных художников латышского происхождения данного периода.
Собрание «Арсенала» состоит из коллекций живописи, графики и скульптуры. В коллекции живописи широко представлены полотна выдающихся мастеров – Яниса Паулюка, Георга Шенберга, Рудольфа Пинниса, Эдгара Илтнера, Индулиса Зариньша, Бориса Берзиньша, а также произведения многих других авторов – представителей следующих поколений – Иевы Илтнере, Гирта Муйжниека, Сандры Крастыни, Айи Зарини, Олега Тиллберга и др.
информация
http://www.deotravel.ru/pribaltika/Latvia/excursion_latvia/
информация и фото
http://www.riga-hotels.net/rus/guide/museum-state-art.htm
Место на карте