парус_надежды все записи автора
В начале 20-го века собиранием музейных предметов в Лиепае занимались два общества: созданное немецкими гражданами в 1911 году Лиепайское общество древности и лиепайское Латышское общество, которые в 1912 получили официальное разрешение начинать собирать предметы для будущего музея. Когда в 1922 году было
основано Курземское музейное общество, оно принялось выполнять все обязянности, чтобы, объединяя фонды разных обществ, создать лиепайский музей.
Городской музей открыли 30 ноября 1924 года. В 1935 году музей со своего первого места обитания на площади Я. Чаксте переехал в респектабельное здание, построенное в 1901 году, на проспекте Курмаяс 16, где он находится и по сей день.
Здание по эскизам берлинского архитектора Эрнеста фои Ине построил архитектор Паул Максс Берчи. В основе сложной конфигурации строения помещений двухэтажного здания широкий, проходной с обоих этажей, холл с галереей. Великолепием отличается интерьер холла, перила галереи, вырезанные из дерева, сделаны аркадой в виде заостренной дуги, порталы украшают сандрики с консолями. Профессиональной работой высокого художественного уровня являются главные входные двери. Необычна для латвийской архитектуры и крыша особняка из орнаментально расположенной черной и красной черепицы.
Создателем лиепайского музея и его руководителем на протяжении долгого времени являлся педагог, художник и исследователь народного искусства Я. Судмалис (1887 – 1984).
Фонды музея
В настоящее время в фондах музея хранится более чем 100 000 предметов, а в музейных залах на языке около 1500 экспонатов изложено прошлое Лиепаи и Южной Курземе: древняя история с уникальным археологическим материалом, история средневекового города, знаки времен 19-20 веков, этнография Южноу Курземе в рамках течения жизни человека, жизнь и творческий путь скульптора Микеля Панкока. В музее расположен один из наиболее больших выставочных залов, в котором периодически представлены новые выставки искусства.
Фонды лиепайского музея создавались в период времени с 1924 года, когда был открыт городской музей, и до наших дней. В музее, который находился в ведении Курземского музейного общества (КМО), выставлялись и коллекции многих других лиепайских обществ. Наиболее значительные из них – лиепайское Общество изучения древности (ЛОД), лиепайское Общество поддержки латышского искусства (ЛОПЛИ). Каждое из обществ собирало и хранило исторические свидетельства, отвечающие их интересам. В КМО преобладало собирание этнографического материала, ЛОД являлось хранителем исторических свидетельств касательно немецких граждан, а ЛОПЛИ, в которую объединились наиболее активные лиепайские художники, создали свою коллекцию работ искусства. В 1939 году музей перешел в ведение лиепайского самоуправления, и коллекции выше упомянутых обществ стали составной частью фондов лиепайского музея. Большие заслуги в установлении, укреплении и сохранении традиций комплектации коллекций и в годы советской оккупации принадлежат создателю музея и его руководителю на протяжении многих лет Янису Судмалису (1887 –1984).
Экспозиции музея
Экспозиция «Древняя история Лиепайского края», в которой отражен период времени, начиная с Каменного века (8500 – 1500 д.н.э.) и до позднего Железного века ( 800 – 1200 д.н.э.). Отдельные экспонаты относятся также к более позднему периоду – даже к 17 веку.
На экспозиции посетитель музея может получить общее представление о эпохе древней истории, познакомиться с наиболее значительными археологическими памятниками Лиепайского края и историей их исследования, увидеть не только археологический материал, характерный для той эпохи, но и уникальные древние вещи: предметы с открытого в 1988 году 1 Гробиньского Аткалну древнего кладбища, древнейшего на сегодняшний день места погребения в Курземе (2 – 1 в.д.н.э.); ажурное ожерелье с Виргас Кална Зиверту места захоронения, относящегося к раннему Железному веку; найденную в Гробиняс Приедиена археологическом комплексе скандинавскую погребальную стелу, относящуюся к 7 веку – единственную в своем роде находку в Восточной Балтии; древние вещи с Дурбес Диру места захоронения, среди которых особого внимания заслуживает редкость - шлем куршского воина.
Экспозиция «Лиепая в Средние века» отражает 6-вековую историю, рассказывая о времени с 13 по 18 век, начиная с основания ливами Ливского села и до его превращения в важнейший портовый и торговый город курземского герцогства - Лиепаю, которая вместе со всей Курземе в 1795 году была включена в состав Российской империи.
На экспозиции выставлен особо уникальный документ – подписанные 18 марта 1625 года герцогом Фридрихом права города Лиепаи. Также свидетелями эпохи 17 – 18 века являются интерьер комнаты городской ратуши с рабочими принадлежностями и урной для голосования. Во время Северной войны в Лиепае находился как русский царь Петр I, так и шведский король Карл XII, оставивший, по рассказам очевидцев, здесь свои кавалеристские сапоги. Они тоже выставлены на экспозиции.
Лиепая была городом торговцев и ремесленников, и ремесленные традиции выражаются как в мастерски сделанных сундуках, так и в сделанных золотых дел мастерами цеховых кубках, бокалах и подвесках, а также в строительных деталях городских домов.
На экспозиции можно увидеть также монеты, которые чеканились и находились в обращении в Ливонии и Курземе, здесь благодаря творениям искусства есть возможность лицом к лицу встретиться с курземскими герцогами: Готардом Кетлером и его потомками – как с представителями дома Кетлеров, так и династии Биронов
Выставка «Олово. Коллекция предметов лиепайского музея». На протяжении веков люди использовали оловянные тарелки, миски, ложки и кружки, в цеховых домах и братствах подмастерьев было много оловянных бидонов и бокалов, в аптеках использовали разную изготовленную из олова посуду, в церквях алтари украшали оловянные подсвечники, вазы и другие сакральные предметы. Только ничтожная часть всего разнообразия оловянных изделий сохранилась до наших дней.
На выставке представлена разнообразная и значительная коллекция оловянных изделий лиепайских мастеров. Ее образуют различные цеховые бокалы и бидоны 17-19 веков, а также сделанные как в Латвии, так и за рубежом медали 18-19 веков.
Экспозиция «Лиепая в 19 веке». Лиепая 19 века начинала как малозначительный провинциальный городок с населением около 5000 человек, примерно 900 зданиями, портом, который постоянно засорялся, нехваткой дорожных путей и большим количеством умелых ремесленников. Конец же века Лиепая встретила с населением около 65000 человек, современным портом, железнодорожным сообщением и промышленностью. Об этом времени и его превращениях рассказывают примерно 300 оригинальных предметов, творений искусства, фотографий и документов экспозиции. На экспозиции можно увидеть один из величайших скульптурных памятников периода Классицизма в Латвии – сделанный учеником Торвальдсена Е.Н.К. фон дер Лауницом (1797 – 1869) надгробный бронзовый барельеф – посвящение скульптора его брату – адъютанту Г. фон дер Лауницу - погибшему в Битве Народов 1813 году.
Период времени, начиная с 70-х годов 19 века, в лиепайском строительстве заслуженно называют эпохой Паула Макса Берчи (1840 - 1911 ). В фондах музея хранится объемный архив строительных проектов рода Берчи, часть которых выставлена на экспозиции.
Благоприятный приморский климат и морская вода с высоким содержанием соли с 19 века постепенно превращали Лиепаю в широко известный курорт. Не один раз здесь гостили представители царской семьи России. Например, в 1862 году сюда прибыл царь Александр II с Великой княжной. На экспозиции выставлен царский подарок Лиепае – скульптуры двух литых филигранных рыцарей – восточного и западного.
На экспозиции можно увидеть картины с видом Лиепаи первой половины 19 века, полную коллекцию находящихся в обращении серебряных монет 19 века, шапку, которую когда-то носил сам глава города. Среди наиболее интересных экспонатов, конечно, находится также велосипед общества велосипедистов "Union", переднее колесо которого составляет 125 см в диаметре.
Экспозиция «Жизнь и творчество скульптора Микеля Панкока (1894-1983)». Жизнь и искусство Микеля Панкока всегда притягивали внимание как профессионалов, так и широкой публики.
Рыбак и скульптор, резчик по дереву по милости божьей, искавший и нашедший причину вечных трагических противоречий – талант мыслителя и скульптора, Микелис Панкокс прошел тяжелый путь. Первая выставка – в августе 1925 года в округе Ницас недалеко от Лиепаи, и последняя в Латвии – в декабре 1943 года в лиепайском музее. Между ними – 32 выставки в различных латвийских городах и много сотен скульптур. Часть из них – 128 – наиболее объемная коллекция Микеля Панкока в Латвии хранится в лиепайском музее истории и искусства. Вместе с ней также и личный архив скульптора: документы биографического характера, переписка, фотографии. Осенью 1944 года начался тот период его жизни, которому долгое время в Латвии было лаконичное объяснение: «Без вести пропал». С дополнением: «Следует думать, погиб».
Только в 1992 году была разгадана тайна судьбы скульптора: в качестве беженца был в Германии, Австрии и затем с 1951 года скромная и тихая жизнь в Швейцарии, в психиатрической клинике Курас Валдхауза. Но и там Микелис Панкокс продолжал творить, и маленькие скульптурки, проникнув сквозь стены клиники, привлекали общественное внимание. Теперь в Швейцарии работы М.Панкока хранятся во многих частных коллекциях, а также в музее искусства Курас Бинднера и в Collection de l’Art Brut в Лозанне.
Экспозиция позволяет проследить за жизненным путем скульптора, его творческими поисками, увидеть скульптуры, сделанные как в Латвии, так и в Швейцарии.
Концепция экспозиции «Этнография южной Курземе. 19 – первая половина 20 века» основывается на трех основных событиях человеческой жизни – рождение, свадьба и уход в мир иной и с ними связанными жизненными периодами. Части экспозиции сюжетно показывают каждое из этих событий, дополняя их изображением жизни земледельца и отображением влияния христианской церкви на жизнь крестьянской семьи.
Быт деревни южной Курземе характеризуется наиболее длительным чем где-либо в Латвии сохранением элементов старинной материальной и духовной культуры. Наиболее яркими этому доказательствами являются народные одежды и украшения округов Руцавас и Ницас, выставленные на экспозиции.
Руцава с середины 17 века была известна как важный центр гончарного дела, каковым она оставалась до 30-х годов 20 века. На экспозиции представлены изделия руцавских гончаров вплоть до 30-х годов 20 века.
Отдел музея «Лиепая во время оккупационных режимов» был открыт 21 января 2001 года. Его миссией является сохранить в живых общую историческую память народа, чтобы усилить ее национальное самосознание, что является идеологической и эмоциональной основой государственности, разъясняя исторические вопросы, касающиеся потери государственности и периода оккупации. Отдел находится в здании, которое во время Пробуждения было местом собраний латвийского Народного Фронта в Лиепае – на улице К.Укстиня 7/9.
Основная экспозиция отображает влияние международных договоров 1939 года (Пакта Молотова – Рибентропа и Договора о Взаимопомощи между СССР и Латвией) на общественно политическую, экономическую и культурную жизнь лиепайского края – репатриацию балтийских немцев, события 1940-1941 гг. – начало советского оккупационного режима, социалэкономические преобразования, Лиепаю в годы Второй Мировой войны, очередную советскую оккупацию, депортации 1941 и 1949 гг., Гулаг, Третье Пробуждение, т.е. период времени с 1939 по 1991 гг.
Информация и фото
http://www.liepajasmuzejs.lv/public/26127.html
Место на карте