-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Парижское_кафе

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 15646


Баба-Яга. Славянская мифология.

Пятница, 04 Декабря 2009 г. 14:41 + в цитатник
Pozd11 все записи автора

Баба Яга (Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Буря-Яга, Язя, Егебица – у восточных славян; Jedza, Jedzi-baba, Jenzi, Jezi-baba, Jezinka – у западных, Гвоздензуба, Ежи баба, Яга Баба, Баба Рога, Баба Зима – у южных) – героиня славянских легенд, безобразная сгорбленная старуха-ведьма c костяной ногой. Она живёт в дремучем лесу или на болоте, в «избушке на курьих ножках без окон, без дверей». Забор вокруг её избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами, что говорит о её связи с миром мёртвых. Образ «Бабы-Яги костяной ноги» связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир – «Тридесятое царство». 


 

 В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги[источник не указан 166 дней], — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям Баба-Яга у некоторых славянских племён (у русов в частности) — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

 


 

Немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»)


 

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, крупнейший специалист в области теории и истории фольклора В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста» (Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, СПб., 1996.) Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.


 

Рубрики:  История и мифология
Метки:  

Процитировано 2 раз

tot_imenno_TOT_VERHNIY   обратиться по имени Пятница, 04 Декабря 2009 г. 20:13 (ссылка)
Я много думала о старых обрядах на Беломорье у нас.ВЫ прямо глаза открыли.Так это стало просто.Благодарю.))))
Екатерина.
1 (602x400, 37Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Nobody_Nemo   обратиться по имени Пятница, 04 Декабря 2009 г. 23:36 (ссылка)
Спасибо большое! Не думала, что вы воспримите мое предложение всерьез :)
Но одна вещь мне все еще не ясна: в каком веке родилась Баба-Яга? Когда она стала именно такой какой мы ее знаем из сказок?
Ответить С цитатой В цитатник
Pozd11   обратиться по имени Суббота, 05 Декабря 2009 г. 20:14 (ссылка)
Silly_Monster, Я думаю, она стала такой постепенно и перерождается до-сих пор. Ведь сказки стали записывать совсем недавно, а до этого они передавались из уст в уста тысячелетиями. И естественно, что каждый ту же историю трактовал по-своему, со своими изменениями. По тому и у разных славянских племён она и называется по-разному, хоть и схоже. Вот и в образе нынешней бабы-яги слились несколько различных мифологических существ. Ведь в разных сказках она то хочет героя съесть, зажарев в печи, то дарит ему магические предметы (как тот клубок), то ведёт с ним обряды похорон.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2021 г. 18:12 (ссылка)
Тайны Бабы Яги…
Почему богиню-ведьму яхов-ягов звали Баба Яга?
Кто такие яхи-яги и почему они воевали против славянского мировоззрения?
Где ныне живут потомки яхов-ягов?
Ответы в статье “Яхи, яги, ляхи, варяги, шляхта и войны против славянского мировоззрения” – roksolan.jofo.me/1182611.html
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку