Nataiv все записи автора
На территории Барабановского лесничества раскинулась живописная местность — Салолейки. Название её уходит корнями в далекую древность, и на языке древних угро-финов означает «овражный ручеек, текущий в лесной глуши». Салолейка - система из 12 родников. Когда-то здесь били 40 ключей. Согласно наиболее известной легенде здешних мест, за неповиновение бунтовщикам Пугачева здесь были заживо погребены 40 монахов и родники забили из земли после их смерти. Краеведы сомневаются в достоверности этого предания, однако настоящая история Салолеек не менее трагична.
Середина и вторая половина XVII столетия были отмечены в истории Пензенского края бурным строительством монастырей. К 1677 году в Нижнеломовском уезде на Салолейской поляне появляется девичий монастырь. Неизвестным монахиням Салолейки очень понравились. Недалеко протекала красавица Мокша, в которой водилось очень много рыбы. За рекой тянулся мокшанский лес, где росли дуб, береза, осина, а в дуплах деревьев обитали дикие пчелы. На самой поляне, как ровно вышитый ковёр пестрели всевозможные цветы. В овраге из-под земли били родники. Монахини на понравившейся им салолейской земле решили построить обитель. За соответствующим разрешением они обратились в Москву к царю и патриарху, и оно было ими получено. Дело было летом, построенный ими с помощью местного населения храм получил название в честь Успения Пресвятой Богородицы. В новый храм были завезены утварь, служебные книги иконы. Определен штат: два попа, дьякон, дьячок, пономарь да игуменья и 18 монахинь.
Монастырь обустраивается, появляются хозяйственные постройки. В горе, покрытой лесом, были вырыты пещеры, где устроены молельни. Потекли обычные дни монастырской жизни. Днем служба - вечером трапеза и чтение священных книг.
Так было из года в год. Пока не случилась беда... Несмотря на лесную глухомань (обитель стояла от Уездного города Нижнего Ломова в 10 верстах) женский монастырь проведал отряд разбойников. Поздним осенним вечером, когда его обитатели готовились ко сну, пришельцы ворвались в кельи и начали грабить ценности, насиловать женщин, убивать непокорных. Немногие успели скрыться в пещерах, которые, по преданию, соединялись в те далекие времена со знаменитыми наровчатскими пещерами и с Троице-Скановым монастырем. Вдоволь нагулявшись и потешившись, разбойники с награбленными ценностями покинули обитель. Оставшиеся в живых монахини во главе с игуменьей Ираидой стали думать о смене обитания. Они начинают усиленно подыскивать новое место жительства. И оно нашлось в городе Верхнем Ломове на посаде. Игуменья Ираида обратилась с ходатайством к царям Ивану и Петру Алексеевичам, патриарху Кир Иоакиму о разрешении перевести монастырь из Салолеек на выбранное ими новое место. Просьба была удовлетворена. Перевод монастыря состоялся 19 декабря 1689 года, он обосновался в городе Верхнем Ломове на посаде при реке Ломове близ Земляного вала.
Оставшаяся после ухода монахинь салолейская местность недолго пребывала в запустении. На этот раз на ней решили поселиться монахи. Как свидетельствуют документы, двадцатилетний юнец, служивший до этого дьячком в церкви села Троицкого Шелдаис (ныне село Монастырское Беднодемьяновского района), постригся в Нижнеломовском мужском Казанском монастыре. После пострижения он получил имя Гурий и чин иеромонаха. Новый иеромонах решил поселиться на Салолейках, построить монастырь, Гурий обратился за соответствующим разрешением к царю Петру Алексеевичу. Оно была дано, а митрополит Рязанский и Муромскнй пресвященный Стефан дал на это дело свое благословение. Так, в 1705 году на Салолейской поляне появился новый монастырь. К иеромонаху Гурию после постижения в упомянутом выше Казанском монастыре и других городах стали стекаться монахи, в прошлом служилые люди. Начались строительные работы. К 1711 году была воздвигнута деревянная церковь во имя прежде существовавшего престола Успения Пресвятой Богородицы. За разрешением на освящение церкви иеромонах Гурий ездил в 1711 в Москву в Патриарший приказ, где ему 4 июня был выдан антиминс (частица мощей, вшитая в ткань). До 1718 года появляется вторая тоже деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. За монастырем построили съезжий двор с двумя избами. Штат монастырский был маленький. В 1718 году он вместе с его руководителем иеромонахом Гурием состоял из десяти человек.
Вновь беда пришла в монастырь в 1752 году. Вспыхнувший пожар уничтожил Никольскую деревянную церковь вместе с утварью. Успенскую удалось отстоять. Во время пожара сгорели и царские жалованные грамоты на монастырь. Монастырь приходит в упадок. После большого пожара Салолейский монастырь вновь начал постепенно приходить в себя. Начались восстановительные работы Никольской церкви. Собирались пожертвования на приобретение церковной утвари.
Однако главная беда была еще впереди. В 1762 году в результате дворцового переворота к власти пришла императрица Екатерина II. Она завершила начатую ее покойным супругом секуляризацию монастырского имущества. В 1764 году во все монастыри империи были направлены офицеры для составления подробной описи отбираемого у них имущества. В том же 1764 году они прибыли на Салолейки. Монастырь подвергся ревизии. Все его имущество было учтено и занесено в специальную опись, представленную затем в специальное учреждение — коллегию экономии. Вскоре после этого события Салолейский монастырь был упразднен и закрыт. Церкви его были приписаны к Никольской церкви села Лукиной Поляны Нижнеломовского уезда.
Информация - с сайта г. Нижний Ломов
http://nlomov.narod.ru/Salo.html
Чтобы добраться до места необходимо свернуть с трассы М5 в районе Нижнего Ломова на дорогу в сторону Наровчата, проехать через село Усть-Каремша и перед второй автобусной остановкой свернуть направо по указателю «Салолейки». Перед табличкой «Барабановское лесничество» опять свернуть направо и ехать по грейдеру через лес до родников. Вдоль дороги стоят километровые столбики. Ехать довольно далеко.
Источник текста и фото
Место на карте