-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в В_свете_рампы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 1203


Принцесса Греза... Н.И.Забела-Врубель

Вторник, 13 Мая 2008 г. 10:52 + в цитатник
Leonsija все записи автора

Она была Принцессой Грезой художника и великой певицей. А он был Великим художником, который искал образ и видел вокруг все тайное, «пурпур лиловых миров», «сине-лиловый мировой сумрак», который искал, как говорил Блок, «дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности». Ей хотелось быть гармоничной, петь, иметь светлую судьбу и счастье.  Но жизнь готовила ей иной жребий… «Вообще неимоверно тяжело жить на свете, и я часто думаю, что у меня скоро не хватит энергии петь и бороться за существование», — напишет она в письме Н. А. Римскому-Корсакову в декабре 1902 года…

Врубель Михаил Александрович. Царевна-Лебедь.1900г.

Надежда Ивановна Забела-Врубель  родилась в городке Ковно, нынешнем Каунасе, 20 марта 1868 года. Старинный род, к которому принадлежал Надин отец, прославил в XIX веке поэт-самородок Виктор Забела. А родная сестра отца Анна стала женой художника Николая Ге.

 Музыкально одарённая Надя с детства мечтала петь, и киевский институт благородных девиц, который она закончила с золотой медалью, ещё более укрепил её желание. Девушка грезит о столичной консерватории. В Петербурге судьба улыбается ей в лице Натальи Ирецкой - тонкого вокального педагога.

Знаменательным станет уже первое выступление в оперном спектакле. Исполнение партии Натальи в консерваторской постановке «Опричника» П. И. Чайковского привлечёт к студентке внимание самого композитора.
13 января 1891 года Надежда Забела дебютировала на сцене Панаевского театра в партии Леоноры в опере Бетховена «Фиделио». Петербургская критика отнеслась к ней очень благожелательно. «Биржевые ведомости» писали: «Конечно, молодой артистке придётся ещё много поработать и усовершенствовать себя, так как в пении и игре её ещё есть недочёты, особенно в умении держаться на сцене… Но и теперь уже молодая артистка выказывает горячность исполнения и чувство…»

Опера П.И.Чайковского  "Черевички"

Турне с Антоном Рубинштейном по городам Германии, уроки в Париже у знаменитой Марии Маркези, работа в Киевской и Тифлисской опере, которыми будут заполнены последующие годы, принесут опыт и хорошую прессу.

В 1895 году Забела поступила в труппу Московской частной оперы. На гастролях в Петербурге театр представил на суд публики оперу-сказку «Гензель и Гретель» композитора Гумпердинка. И в простенькой роли певица буквально околдовала зал. Впечатление было столь сильным и необычным, что и спустя пять лет критик русской музыкальной газеты переживал увиденное свежо и зримо: «Занавес поднялся, и на сцене действительно — славная детская парочка, совсем как у стариков Гримм!… Какая милая плутовка эта Гретхен; как она славно поёт свою песенку! Но ещё, пожалуй, лучше она в лесу, её песенка, её молитва с Гансом… страх перед ночными недругами — страшилищами детского вымысла; потом её заботы о братишке, хлопоты с колдуньей… Она ещё совсем ребёнок, маленький, худенький, со смелыми смеющимися глазками, а голосок… пожалуй, старики Гриммы заслушались бы…». Русская сцена обрела певицу с редкостным ощущением сказки, равной которой уже не будет никогда. 

Петербургские гастроли подарили Забеле встречу с Михаилом Врубелем.

"...Я познакомилась со своим мужем М. А. Врубелем на сцене Панаевского театра, в Петербурге, где я в самом начале своей карьеры пела в оперном товариществе.

Как-то перед рождеством наш представитель передал нам о желании С. И. Мамонтова поставить на нашей сцене, но на свой счет и со своими декорациями, “Гензель и Гретель” Гумпердинка. Предложение было принято, и начались репетиции. Мне дана была роль Греты, Гензеля должна была петь Т. С. Любатович.

И вот на одной из репетиций, еще первоначальных, утренних, я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: “Прелестный голос!” Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: “Наш художник Михаил Александрович Врубель”, и в сторону мне сказала: “Человек очень экспансивный, но вполне порядочный”."

(Из воспоминаний Н.Забелы-Врубель)

М.А. Врубель

Они ходили в театры, рестораны или просто гуляли по Петербургу. Он почти сразу сделал Надежде предложение и  боялся отказа. Но она согласилась, несмотря на 12-летнию разницу в возрасте и нестабильность материального положения Врубеля. Врубель был бесконечно счастлив. Он боготворил жену: ездил на все ее репетиции и спектакли, придумывал и собственноручно мастерил ей наряды для сцены и жизни. Врубель почти перестал писать картины и создавал декорации для спектаклей Надежды. Они часто устраивают роскошные приемы для друзей, живут в самых дорогих съемных апартаментах - они счастливы. Врубель обрёл свою «музу», он окружил молодую певицу заботой, восхищением…  И рисовал, рисовал ее...

Врубель М.А. Гензель и Гретель (Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка). 1896г.

Портрет артистки Надежды Ивановны Забелы-Врубель, 1898

Забела была не только музой Врубеля, но и музой великого композитора Римского-Корсакова. Всё обаяние её таланта раскрывалось в исполнении партий в его операх — царевны Волховы в «Садко», Снегурочки, панночки в «Майской ночи», Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» и Марфы в «Царской невесте».

"Садко", Римский-Корсаков, партия Волховы

Две последние партии композитор писал специально для Забелы, в расчёте на её голосовые и артистические данные. К сочинению «Царской невесты» Н.Римский-Корсаков приступил в 1898 году. Главная партия - царской невесты Марфы - писалась в расчете на Н.Забелу-Врубель, которая исполнила ее на премьере, состоявшейся 22 октября 1899 года в русской частной опере Мамонтова и прошедшей с огромным успехом.

Н.Забела снискала большой успех в роли Царевны-Лебеди в спектакле "Сказка о царе Салтане". Её фотоизображение в театральном костюме, подаренное комозитору подтолкнуло Врубеля к созданиюм  полотна "Царевна-Лебедь".

В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с "мирискусниками" (хотя тот же А. Бенуа всегда весьма критически относился к его живописным новациям), много выставлялся - на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона, "36-ти" и... рисовал свою жену.

Царевна Волхова. Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова "Садко". 1898

Он не отпускал Забелу не на минуту, сопровождал на все спектакли, сколько бы раз она их не играла. Все ее партии он знал наизусть. Каждый шаг ее вызывал в нем восторг. Это была его любимая модель. Она была вся соткана для него из звуков, цвета и прекрасной формы.

Врубель М. А. Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок. 1904г.

В 1901 году у Врубеля родился сын Савва. Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - "заячьей губой", - что произвело на художника тягостное впечатление. В поведении Врубеля знакомые стали замечать определенные странности. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. После смерти малолетнего сына, случившейся в 1903 году, Врубель превратился в почти постоянного обитателя психиатрических клиник.
До 1906 года периоды помрачения (художник впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение) сменялись кратковременными периодами просветления, когда Врубель продолжал интенсивно работать. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он еще и ослеп, окончательно погрузившись в предсмертный мрак сумасшествия. Длился этот мрак четыре года.

После концерта. Портрет Н.И.Забелы-Врубель у камина в туалете, исполненном по замыслу художника. 1905

(одна из последних работ М.А.Врубела, не закончена)

Рядом с ним всегда были сестра и жена. Сестра все время читала ему, Надя пела...
В конце января 1910 он долго стоял под открытой форточкой, хотел простудиться. Жизнь, или то, что другие называли жизнью, стала невыносима. В феврале у него началось воспаление легких, в апреле он умер.

Надежда Ивановна ненамного пережила супруга. Остаток жизни она посвятила ему и  Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову: выступала с концертами-лекциями, где рассказывала о творчестве М. А. Врубеля и пела сочинения своего любимого композитора. 
Венцом всего у Забелы были романсы Римского-Корсакова "Заклинание", "Я в гроте ждал", "Свеж и душист" и "В царство розы и вина". Искусство и вдохновение, с которыми были они исполнены, вызвали самый искренний восторг" (газета "Речь" от 20 марта 1910 года).
20 июня 1913 года Петербург последний раз аплодировал Надежде Забеле. Она скончалась в ночь после концерта.

Н. И. Забела сделала только две записи своего голоса – в 1909 году. Из них до нас дошла одна – "колыбельная" Волховы из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко". Запись хранится в фондах Театрального музея имени Бахрушина. Иногда ее транслируют по радио.
Облик же замечательной русской певицы для потомков запечатлел Михаил Врубель: на картине "Царевна-Лебедь", которая ныне находится в Третьяковской галерее...


 Могила М.А.Врубеля и его жены Н.И.Забелы-Врубель на Новодевичьем кладбище 

Рубрики:  Актерские судьбы
Метки:  

Екатерина_Евтух   обратиться по имени Вторник, 13 Мая 2008 г. 16:57 (ссылка)
Очень люблю Врубеля, спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
kasiniya   обратиться по имени Суббота, 14 Апреля 2012 г. 15:17 (ссылка)
Большое спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку