-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в В_свете_рампы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 1203


ЗАМЫСЕЛ КОНКУРСНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

Вторник, 04 Августа 2009 г. 13:28 + в цитатник
Томик_Талантов все записи автора
Специфика технологического процесса постановки массовой игры заключается в организации совместной деятельности режиссера-сценариста с ведущим по следующим этапам:
• Разработка сценарно-режиссерской экспликации.
• Репетиционная подготовка ведущего и реквизита.
• Монтировочное моделирование импровизированного взаимодействия ведущего с участниками игры.
В режиссерской постановке профессиональная форма игровой программы решается целенаправленной образной разработкой малых форм массовых игр: конкурсов, викторин, многоборий и т.д.
Игровая форма единая , а типы игровых программ и различаются по степени использования метода театрализации и по видам композиционных разработок игровых ситуаций.

ПОСТАНОВОЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ:

1). КИП. Суть их постановок в разработке оригинальных образных конкурсных заданий и состязательно-игровых ситуаций в художественном оформлении.

2). Театрализованные игровые программы. Организация этих постановок заключается в драматургической художественной разработке массовых игр и сюжетно-тематических состязательных ситуаций.

КИП – это вид документального представления, основой которого является игровой конкурс, развлечение, построенное на выполнении конкурсных заданий с элементами эстрадного концерта. Это развлекательное соревнование для ее участников и совокупность номеров, а для зрителей она представляется зрелищем, представлением, в котором все происходит по правде.

КОНКУРС – соревнование, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.

ИГРА – форма человеческой деятельности; занятие с целью развлечения, развития состязательности, памяти, физической закалки и т.п., обычно основанное на определенных условиях, правилах.

ПРОГРАММА – обозначает совокупность номеров, выступлений, выполнение конкурсных заданий, игр.

В центре игры всегда планируется событие, сутью которого является борьба, схватка противоборствующих сторон, конфликт. И хотя это всего лишь игра, конфликт в ней носит документальный характер. Люди «играют» и реально стремятся победить друг друга. Кроме того, по ходу борьбы возникают паузы, которые организаторы КИП заполняют концертными номерами. А выполнение определенных конкурсных заданий есть заранее планируемое событие.
В КИП организатор и режиссер всегда ставит перед собой цель создания образа положительного героя, поэтому он должен самым лучшим образом продумывать систему конкурсных заданий, чтобы итогом конкурса не явились образы необразованных, неинтересных, неэрудированных людей.
Если рассматривать КИП с точки зрения способа создания образа документального положительного героя, режиссер пользуется способом «активного самораскрытия», который в отличии от повествовательного способа, где ведется рассказ о человеке, имеет более мощные возможности в эмоциональном воздействии на зрителя.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО РАЗНОВИДНОСТЕЙ КИП:

1). КВН – это уже не только представление, не только игра, а и клубное объединение.

2). ИГРОВАЯ ПРОГРАММА – это программа массовой части вечера отдыха. Программа не предполагает зрителей (хотя они имеются), а предполагает участников. Здесь возможен неустойчивый характер противоборства, условный, по ходу программы участники конкурсных заданий меняются.

ЦЕЛЬ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ: создать участникам условия полного раскрепощения активного развлечения.

КИП, идущая на сцен. площадке, является одновременно и игрой для участников и зрелищем для болельщиков. Содержание КИП определяется целями и задачами организаторов. Участники конкурса могут объединяться по любому признаку: по профессиональному, половому, по общности общественной работы и т.д., и тогда содержанием конкурса будут вопросы, связанные с тем признаком, который позволяет объединить этих людей. Искать общий признак и по нему отбирать участников КИП – обязательное требование для организаторов этого вида документального представления, ибо это предполагает равные условия соревнования. Однако, тема КИП определяется не только участниками, она может быть и такой, в которой должны (могут) разбираться все. Это темы, связанные с общественной жизнью страны, вопросами литературы и искусства, КИП может быть целой программой, а может быть частью представления. Любая режиссура имеет дело с элементами предвидения, предвосхищения.

РЕЖИССЕРСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

Режиссер – это идеальный зритель.
В. Э. Мейерхольд

Прогнозированное поведение участников – главная особенность режиссуры КИП. Это, прежде всего, заранее запрограммированное событие, т.е. сама игра, ее конфликт, ее противоборство. Мы не знаем, как оно будет развиваться во времени и пространстве, но то, что оно состоится, сомнений нет.
У режиссера есть задания и условия их выполнения, которые, подвергаясь литературной обработке, становятся текстом ведущего. Вот весь арсенал режиссера. Все остальное надо предвидеть, высчитать прежде, чем начать игру, надо предусмотреть все варианты, пройти все пути за каждого из игроков.

ПРОГНОЗИРУЯ, РЕЖИССЕР СТРОИТ СВОЮ РАБОТУ ТАК:

1. проигрывает в своем воображении выполнение задания;
2. прогнозирует поведение участников игры;
3. предполагает несколько вариантов выполнения задания и инструктаж, в связи с этим, ведущего программы;
4. предполагает поведение болельщиков и зрителей;
5. учитывает реакцию, которую вызовут жюри, судьи своим сообщением о набранных очках;
6. обращает внимание на композиционное построение будущего номера (т.е. выполнение задания участниками), на темп номера, время, которое он займет и пространственное расположение всех участников конкурса.

Эта работа заканчивается определением очередности конкурсных заданий, разработкой совместно с ведущим дополнительных комментариев, которые должны выполнять следующие задачи:
• Помогать развитию конфликта и двигать действие.
• Провоцировать участников на те или иные действия.
• Подключать к активному действию болельщиков и зрителей.

ФУНКЦИИ ВЕДУЩЕГО В КИП:

1). Чтение вопроса. Разъяснение задания.
Ведущий должен видеть вопрос. Объявлению вопроса предшествует прошлый этап работы: отбор вопроса или его создание, разработка задания, поиск динамики, формулировки, шифра, ракурса, т.е. драматургическое осмысление вопроса; затем режиссерское, музыкальное, световое, декоративное решения. На всех этапах этой работы ведущий должен быть самым активным участником, чтобы потом суметь задать этот вопрос, объяснить данное задание. Во время объяснения задания, ведущий «внедряет» в игроков, в зрителей не только свое видение «картинки» вопроса, но интонационно, пластически дает иногда ложные пути его решения.

2). Оценка ответа.
Сложность ситуации заключается в том, что могут быть различные варианты ответа или выполнении задания. Как сравнить один любой из возможных ответов с ответом правильным? Какому варианту выполнения задания отдать предпочтение, если на оценку даются секунды? Ведущему необходимо мгновенно проявить реакцию, сообразительность, смелость, безупречность.

3). Координация процесса игры.
Игра – сложный механизм и своей технической оснащенностью, и обслуживающим персоналом, а главное четким, бесперебойным ритмом. Каждый из помощников ведущего находиться на своем рабочем месте, но только один ведущий имеет реальную возможность входить в любую зону действия. Поэтому функция ведущего все время следить, координировать все звенья этого механизма. Чем импровизированнее, «случайнее» внешнее проявление самого действия, тем профессиональнее, продуманнее должна быть подготовка и обслуживание этого действия.

4). Функция репортера.
Документальный спектакль предполагает одновременное развитие действия, как бы в двух плоскостях. На наших глазах происходит «стихийно» развивающее событие и параллельно с ним «подача» этого события зрителю. Ведущий – репортер выявляет сюжет игры, делает его для зрителя более острым, захватывающим, укрупняет его. Кроме того, он в любой момент может задать вопрос сидящим в зале, взять интервью и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО:

1. Должен быть честным по отношению к правилам игры, игрокам, командам.

2. Должен быть добрым выдержанным, не раздражаться, быть со всеми дружелюбным.

3. Должен быть способным импровизировать.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ВЕДУЩЕГО:

• Ясная, свободная литературная речь, хорошая дикция, громкий голос.
• Чувство темпа и ритма.
• Чувство меры и такта.

ПРАВИЛА ИГРЫ ИЛИ УСЛОВИЯ ЗАДАНИЯ:

УСЛОВИЯ – договор, соглашение между двумя или несколькими лицами.

ПРАВИЛА – положения, выражающие закономерность, являющиеся основанием для какой-нибудь системы. Правила это и есть форма игры.
• Принцип поведения, тот или иной образ мыслей.
• Норма, предписание, устанавливающие тот или иной порядок.

Часто ведущие пытаются до начала конкурсов объяснить все правила игры, рассказать о системе подсчета очков, о методе судейства, о том, что могут делать участники и чего нет заданиях и т.д. – это ошибка. Всю информацию стоит распределить равномерно, чтобы она была связана с действием. В любой игре должно быть минимум усилий, внимания на разбор правил – максимум усилий, внимания на сам процесс игры, чем жестче, проще, примитивнее правила игры, тем свободнее, неповторимее, вариантнее процесс этой игры. И наоборот, чем сложнее, шире, многословнее, многочисленнее правила, тем однообразнее, скованнее сама игра. «Сложные» правила придумать легче, зато играть в них труднее. В том и секрет, что правило должно быть одно, а вариантов, ситуаций, игровых комбинаций оно должно рождать множество.
Пренебрежение к четким правилам игры, самая распространенная ошибка почти каждого устроителя игр. Поверните чуть-чуть правила, и в участниках взыграет чувство азарта, смелость, дерзость, доходящая до авантюризма, поверните в другую сторону штурвал игры, и те же самые люди станут сосредоточенными аналитиками, холодными скептиками, хладнокровными людьми.

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ И РЕЖИССУРЫ ОТДЕЛЬНЫХ НОМЕРОВ:

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА – документальное представление, поэтому театрализация в смысле создания системы художественных образов или ведение программы от лица персонажей, ей противопоказаны. Театрализация возможна лишь на уровне привлечения тех или иных выразительных средств для создания пролога, финала, а также для более эмоционального воздействия номера самой программы.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

1. пролог.
2. вопрос – задание (например, отрывок из спектакля, кинофильма и т.д.).
3. рассказ об участниках программы.
4. финал.

Часто перед режиссером стоит задача не только подготовки КИП в целом, но и отдельной команды к конкурсу. В подготовку команды к конкурсу входят следующие элементы:
• режиссура выхода команды.
• Режиссура приветствия, пожеланий команде соперников, девизов и т.д.
• Режиссура творческих заданий, пластический этюд, песня, частушки, зримая песня, танец и т.д.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ:

ТИПЫ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ:

• Индивидуальные
• Групповые

По ФОРМАМ выполнения задания бывают:
1). Словесный ответ.
2). Творческое выступление.
3). Воспроизведение элементов производственных, бытовых процессов (их элементов).

По ГРУППАМ задания бывают:
1). Задания, требующие знаний.
2). Задания, требующие находчивости, фантазии, юмора, воображения, т.е. импровизаторских качеств.
3). Задания, требующие профессиональных навыков.

ПУТЬ СОЗДАНИЯ КОНКУРСНОГО ЗАДАНИЯ:

1. Четкое определение темы праздника.
2. Работа с материалом и поиски материала соревновательного характера.
3. Создание замысла конкурса.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ЗАМЫСЛА:

1. материал, который в основе заданий оригинальный
2. процесс
3. зрелищность
4. расчет на импровизационные качества, а не на память и механические знания
5. непродолжительность во времени
6. возможность сравнения выполнения одного с выполнением другого
Рубрики:  В режиссерском кресле
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку