Томик_Талантов все записи автора
Творческое наследие корифеев театрального искусства Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова стало народным достоянием и требует от каждого режиссера серьезного изучения и освоения, т.к. в глубине лежат основы профессии.
Их объединяло:
Принципы народности, идейности и реализма в искусстве. Но каждый по-разному решал задачи театрального искусства.
К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ:
Основоположник «школы переживания», где главный принцип – от внутреннего к внешнему.
Создатель системы воспитания актера, включающей 5 основных элементов:
1. жизненная правда;
2. сверхзадача;
3. действие и активность;
4. органичность;
5. перевоплощение;
ЗАДАЧА: создание органической жизни на сцене в образе действующего лица. Путь решения заключается в раскрытии внутреннего мира человека, «заражении» зрителей, а «заразив» актера требования жизненной правды.
МЕТОД РАБОТЫ: полное слияние с образом.
В. Э. МЕЙРХОЛЬД:
«Мейерхольд дал корни театрам будущего, будущее и воздаст ему». (Е. Б. Вахтангов)
Влияние творчества распространилось на влияние мировой художественной культуры. Еще в годы учебы в МХТ обдумал программу «театра символического»
«Сцена требует определенной условности. Условный метод полагает в театре четвертого творца – это зритель. УТ дает такую инсценировку, где зрителю своим воображением творчески приходится дорисовывать данные сценой намеки».
ПРОГРАММА МЕЙРХОЛЬДА:
1). 2 крайних жанра: «революционная трагедия» и «революционная буффонада».
2). В действии никаких пауз психологии и «переживаний» на сцене. Много света, радости, грандиозности и зараженности, легкое творчество, вовлечение публики в действие и коллективный процесс создания спектакля.
Готовился вынести театр на открытое пространство. Игра актеров основывалась на принципе биомеханики, которая утверждала эффект очищения чувств.
• Творчество актера, есть творчество пластических форм в пространстве.
• Путь к образу и к чувству надо начинать не с переживаний и осмыслений, не «изнутри», а «извне», с движения.
• Умение правильно использовать выразительные средства своего тела.
• Музыкальная и ритмическая организованность пластического и словесного рисунка роли.
• Общий методологический «ключ» биомеханики – от внешнего к внутреннему.
Считая необходимым избавить актера от бесконтрольного мышечного напряжения, дать свободу его сценическому самочувствию, научить управлять «физической жизнью роли».
Е. Б. ВАХТАНГОВ:
Творческий путь сравнительно непродолжителен, но необычайно объемен, своеобразен и ярок. 3 направления: актерское, режиссерское, педагогическое. Одно из неординарных явлений – вахтанговские кружки. Установил принцип студийного воспитания: «Студия должна не обучать, а должна воспитывать». Учил не растворяться в образе, властвовать над ним, искать «говорящую» форму, которая выражала бы суть образа и делала бы ее очевидной для зрителя.
ЗАКОНЫ СТУДИИ:
• Безоговорочная дисциплина и предельная собранность на занятиях.
• Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры.
• Сегодня – Гамлет, завтра – рабочий сцены, осветитель, костюмер, статист.
• Публичный отказ от роли в пользу более талантливого.
• Всякое нарушение творческой жизни театра – преступление.
• Опаздывание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же – одинаковы вредны для дела и должны быть искореняемы.
В МП БЕРЕМ:
К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ: законы сцен. действия и общения, законы словесного действия, учение о сверхзадаче и сквозном действии.
В. Э. МЕЙРХОЛЬД: закон биомеханики, метод гармонического слияния в действии движения, слова, музыки, цвета, ритма, принципы УТ – гиперболизацию образов до масок, его символику, монтаж аттракционов.
Е. Б. ВАХТАНГОВ: принцип студийности, принципы контраста и гротеска, потрясения.