Национальный музей западного искусства
Романтизм и символизм
Продолжим наше виртуальное путешествие по Национальному музею западного искусства в Токио, сегодня хочу познакомить с работами европейских художников XIX века. На смену рококо приходит романтизм, художники изображают сильные страсти, одухотворяют природу, появляется интерес к национальному прошлому. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции, где художники использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма. Французская школа живописи наиболее полно и представлена в токийском музее, от романтизма Эжена Делакруа до картин барбизонцев и символизма Гюстав Моро. Есть работы английских художников-прерафаэлитов (Pre-Raphaelites). Прерафаэлитизм широко известен и популярен в Соединённом Королевстве, он достиг мировой славы и я рад, что в Японии есть картины живописцев этого братства, ведь традиционно английская школа живописи хорошо представлена лишь в английских музеях.
Христос, опускающийся вниз к могиле. 1859 год,
художник Эжен Делакруа, (1798-1863), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix) - французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Учился в мастерской художника-классициста Пьера и Нарсиса Герена, изучал картины старых мастеров в Лувре - Рубенса, Веронезе и Тициана. Самое большое влияние оказал на творчество Эжена Делакруа его друг Теодор Жерико. Совершил путешествие в Марокко.
Волны, около 1870 года,
художник Гюстав Курбе (1819 - 1877), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Лиса в капкане, 1860 год,
художник Гюстав Курбе (1819 - 1877), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Спящая обнаженная, 1858 год,
художник Гюстав Курбе (1819 - 1877), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Портрет молодой женщины, 1867 год,
художник Гюстав Курбе (1819 - 1877), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Гюстав Курбе (Gustave Courbet) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века.
Сон, память об Испании. Около1868 года,
художник Гюстав Курбе (1832 - 1883), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Гюстава Доре (Gustave Dore) - французский гравёр, иллюстратор и живописец. Самоучка, художественного образования не получил, но проводил время в Лувре и Национальной библиотеке, изучая картины и гравюры. С 1848 года художник становится участником Салона, где выставляет свои работы.
Натюрморт с графином, цветы и фрукты.1865 года,
художник Анри Фантен-Латур (1836 - 1904), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour) - французский художник и литограф. Учился у своего отца Жана-Теодора Фантен-Латура, а затем у Ораса Лекока де Буабодрана. Учился в школе изящных искусств в Париже, затем два года работал в ателье Гюстава Курбе. Известен своими цветочными натюрмортами и групповыми портретами современных ему парижских художников и писателей, друзьями которых он был. Значительно его влияние на символизм.
Воспоминание о пляже Неаполя.1870/72 год,
художник Жан-Батист Камиль Коро (1796 - 1875), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Жан Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) - французский художник и гравёр, один из самых успешных пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов. Учился живописи у пейзажиста Мишалона (Achille-Etna Michallon) и у Бертена (Jean Victor Bertin). Зарисовки и эскизы Коро ценятся столь же высоко, как и законченные картины. Его цветовая гамма основана на тонких отношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов. Искусство Коро очень самобытно, оно отличается от параллельно развивавшегося искусства барбизонцев. Совершил путешествия в Италию, Бельгию, Нидерланды, Англию, Швейцарию. Много путешествовал и по Франции - Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс.
Весна (Дафнис и Хлоя).1865 год,
художник Жан-Франсуа Милле (1814 -1875), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet) - французский художник, один из основателей барбизонской школы. Учился в Париже в мастерской живописца Поля Делароша (1797—1856). С 1840 года начал выставлять свои работы в Салоне. В 1849 году Жан-Франсуа Милле поселился в Барбизоне, тема крестьянской жизни и природы стала главной для художника.
Пляж Трувиль.1867 год,
художник Эжен Буден (1824-1898), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Эжен Буден (Eugène Boudin) - французский живописец, был связан с барбизонской школой. Работал в Бретани, Бордо, Голландии и Венеции. Творчество Эжена Будена является связующим звеном между искусством его учителей – представителей барбизонской школы и его последователей-импрессионистов, среди его учеников - Клод Моне.
Саломея в тюрьме.1873/76 год,
художник Гюстав Моро (1826 - 1898), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Пьета. Около 1876 года,
художник Гюстав Моро (1826 - 1898), французская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Гюстав Моро (Gustave Moreau) - французский художник, яркий представитель символизма. Был учеником Теодора Шассерио в школе изящных искусств в Париже. Его полотна, акварели и рисунки были посвящены в основном библейским, мистическим и фантастическим темам. Был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческого искусства и любителем ориентальных предметов роскоши, шёлка, оружия, фарфора и ковров. Во время путешествий в Италию посетил Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, где изучал искусство Ренессанса - шедевры Андреа Мантенья, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. В 1888 году был выбран в Академию изящных искусств, был профессором в школе изящных искусств в Париже. Его живопись оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм, среди его учеников - Анри Матисс, Жорж Руо, Одилон Редон.
Кубок любви, 19 век,
художник Данте Габриэль Россетти (1828 - 1882), английская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti) - английский поэт, переводчик, иллюстратор и живописец, один из основателей движения прерафаэлитов. Для живописи Россетти характерны эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения. Практически во всех его работах присутствует одна и та же модель - его возлюбленная Джейн Бёрден, жена Уильяма Морриса.
Утенок, 1889 год,
художник Джон Эверетт Милле (1829 - 1896), английская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Джон Эверетт Милле (John Everett Millais) - английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов. Закончил Королевскую Академию художеств в Лондоне. В 1848 году на одной из выставок Джон Эверетт Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает движение прерафаэлитов.
Стрижка овец, 1883/84 год,
художник Джованни Сегантини (1858 - 1899), итальянская школа,
Национальный музей западного искусства (NMWA) - Токио
Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) - итальянский художник-пейзажист, писал картины в пуантилистской технике. Учился живописи в вечерней школе при Академии ди Брера в Милане. Тема его работ - дальние ландшафты с крестьянами и пастухами, выполненные пуантилистским точечным стилем. Много работал в горах Швейцарии. Тяготел к символизму, в поздних работах есть влияние югендстиля (модерна).