Nataiv все записи автора
Вожеозерский Спасский монастырь или как его еще иногда называют Чарондский, был основан в 1427 г. Мартинианом Белозерским, учеником Кирилла Белозерского. Монастырь был очень беден, поэтому в 1767 г. был упразднен.
Только попав в таинственную Чаронду, бывший древний город в таежной глуши, понимаешь, в чем душа вологодской земли...
Чаронда затерялась на берегу самого чистого на Вологодчине озера Воже, в краю заповедных лесов и щедрых на ягоды болот.
Несколько столетий назад тогда еще град с многотысячным населением Чаронда располагался на торговом пути, соединявшем Белое море с Московией. Тем славным временам даже сейчас найдутся истинные свидетели - например, разрушенная в 1932 году церковь Иоанна Златоуста. И нынче храм не утратил своего былого величия. Еще возвышается церковный свод с оставшимися кое-где внутри фрагментами цветных фресок и колокольня, по сей день служащая нехитрым ориентиром рыбакам.
Однако от бывшего города осталась только маленькая деревенька, где живет 7 человек, отрезанных от цивилизации сотнями километров непроходимых лесов и озерной гладью.
Вернуть к жизни этот забытый край и было главной идеей беспрецедентной акции “Неизвестная Чаронда”, организованной главой Кирилловского района Николаем Дьяковым и тележурналистом Анатолием Ехаловым.
31 марта эта акция стартовала 100-километровым путешествием
команды вологодских журналистов и рыбаков-любителей от Кириллова до таинственной Чаронды. В это трудно поверить, но больше 100 (!) человек из Вологды, Череповца и даже Москвы приехали попытать счастья на берегах озера Воже.
Отведав наваристой ухи и распределившись по “Буранам”, журналисты помчались по льду в Чаронду...
“Сейчас настоящий исторический момент, - остановил на подходе к деревне журналистский караван Анатолий Ехалов. - Такого количества народа в Чаронде давно уже не видели”.
И неудивительно, что местные жители ждали гостей с большим нетерпением, встречали вкусными пирогами и ароматным чаем.
Лично мне показалось, эти люди в чем-то счастливее нас с вами. Там нет проблем с автомобильными дорогами, так как земля Чаронды не знает, что такое асфальт. О событиях в России жители узнают из газет месячной давности да приемника, у которого к нашему приезду уже месяц как сдохли батарейки. А последний раз электрические лампочки в домах горели лет двадцать назад, погаснув после того как сгорела дизельная подстанция.
“Как обходимся без электричества? - переспрашивает меня Анна Снеткова, отметившая недавно 70-летний юбилей. - Вот в лампу солярочки нальем и светим. Масло перетапливаем и в баночки раскладываем. Мясо, колбасу мало видим, рыбу только солим. Вот так и спасаемся...”
Есть в Чаронде что-то притягательное и непонятное привыкшему к удобствам человеку. Люди, родившиеся здесь, все равно возвращаются сюда. Живой пример тому - Василий Коршилов. 30 лет Василий Сергеевич ходил по морям, видел весь свет, однако ничего ему не приглянулось.
Имея в Мурманске шикарную квартиру, он через 30 лет вернулся в родную Чаронду. Сейчас за хлебом он ходит на лыжах в ближайший магазин за 20 км. “Какой же я мужчина, если в 60 лет сорока километров на лыжах не пройду!” - смеется Василий Сергеевич.
Да и остальные жители Чаронды не ропщут на судьбу. Когда в доме гостеприимной Марии Крынкиной за большим столом собрались представители власти и пишущей братии, никто из местных даже и не заикнулся о каких-то личных проблемах. “Знаете, что нам надо, - обращаясь к нам заявил Василий Сидорович Гайдуков, - переименуйте наше озеро. Ведь раньше оно так красиво называлось - Чарондское, а сейчас какое-то Воже!”
Кстати, глава Кирилловского района Николай Дьяков видит в Чаронде прекрасное место отдыха для туристов. “Здесь великолепная рыбалка, чистый воздух и вода, ягод и зверя в достатке, - говорит он. - Для людей, предпочитающих русский экстрим заграничной экзотике, лучшего места, пожалуй, и не найти. Возможно, в будущем удастся приобрести мини-электростанцию или ветряки и подарить деревне свет...”
Ксения Нижегородская.
Упоминание о Спасском монастыре встречается в книге Г. Русского "Клейма к иконам северорусских святых":
"Край дальше начинался скудный, сырой и болотистый, со многими речками и озерами. Дорога, особенно в дождливое лето, оказывалась непроезжей, ею пользовались, обычно, в зимнее время, по санному пути. В летнее время предпочтительнее был водный путь из Белозерского края в Поонежье через озера Воже и Лаче.
Озеро Воже или Чарондское, как называли его в старину, лежит в низких болотистых берегах. Лишь в северо-западной его части берег возвышается и здесь стоял древний городок Чаронда. Чаронда упоминается в Книге Большому Чертежу (1627), свой статус города сохраняла до 1766 года, когда окончательно захирела. Но в начале семнадцатого века это был городок на торговом пути, центр Чарондской волости.
Против городка на единственном острове среди обширного озера (80 км длины и до 15 ширины) находился малый монастырек – Чарондская Спасская пустынь, основанная преп. Мартинианом, учеником Кирилла Белозерского в XV веке. Пустынь на маленьком островке заставляет вспомнить другой Спасский монастырь на Каменном острове на Кубенском озере. Их название имеет и второй смысл: Спас – спасение для застигнутых бурей на озере. Давно упразднен Чарондский монастырек, забыта всякая память о нем, а имя за островком с одиноко стоящей колокольней сохранилось поныне – Спас.
С Воже через речку Свидь и другое большое озеро Лаче водный путь приводил в город на истоке Онеги – Каргополь."
В ней, как видите, говорится об "одиноко стоящей колокольне", а учитывая, что автор сам обошел эти края и описывает то, что видел своими глазами, можно предположить, что колокольня исчезла совсем недавно и есть шансы отыскать ее, а затем и прочие строения монастыря.
Немного из истории этой местности:
(И. А. Смирнов, ИЗ ИСТОРИИ ЧАРОНДЫ)
Чаронда - единственный населенный пункт на западном берегу громадного озера Воже - является одним из древнейших поселений на территории Кирилловского района Вологодской области. Она имеет очень сложную, порой трагическую историю. Являясь административным и хозяйственным центром некогда обширной и богатой Чарондской округи, Чаронда именуется в исторической и географической литературе селом, посадом, иногда городом.
Песчаная полоса берега Воже от пролива в Еломское озеро до устья реки Модлоны была заселена людьми еще в неолитические времена (V- III тысячелетия до новой эры). Отважных охотников и рыболовов привлекало сюда обилие рыбы в озере, а сухой участок среди обширных чарондских болот был удобным местом для поселения. Фрагменты древней глиняной посуды и каменные орудия труда и охоты до сих пор встречаются при распашке чарондских огородов.
От названия "Чаронда" так и веет древностью. Происхождение этого топонима большинство ученых связывает с саамским языком. На современный язык его можно перевести как "берег, поросший мхом", что вполне соответствует действительности: на песчаных дюнах здесь растут сосновые леса, под пологом которых раскинулись удивительные мохово-лишайниковые ковры. Это мнение финского ученого Я. Калима и нашего отечественного специалиста А. В. Кузнецова. Имеется, однако, и другое толкование названия "Чаронда", которое предложила О. А. Черепанова. Она связывает этот термин с легендой, бытовавшей на Белом озере еще в XIX веке, о злом духе Черандаке, обходившем озеро каждую весну и оставлявшем за собой широкую щель во льду. А так как озеро Воже - ближайший сосед озера Белого, то не исключено, что Черандак жил и в нем.
По мнению московского археолога Н. А. Макарова, Чаронда возникла в XIII веке, и ее появление связано с процессом экономического освоения Европейского Севера.
Район Белого озера и Верхней Шексны занимает особое место на исторической карте Севера.
Шексны проходила своеобразная граница между территориями, уже освоенными славянским и финским населением в Х-XI веках, и землями, еще не обжитыми. Вплоть до XVI века на северо-восток от озера Белого лежали громадные необитаемые территории, покрытые девственными лесами. Путь в Поморье лежал через водораздел крупных рек. Преодолеть его в древности можно было только волоком. По реке Ухтоме, впадающей в Белое озеро, добирались до озера Волоцкого, из него суда перетаскивали через Красный волок (2,5 километра) в озеро Долгое, из которого по речке Ухтомке плыли в реку Модлону, впадающую в озеро Воже, затем через реку Свидь и озеро Лача попадали в Онегу и далее в Белое море. Этот путь стал осваиваться с Х века. Он сыграл большую роль в хозяйственном освоении края. Вдоль трассы пути возникла целая цепочка поселений, отдаленных друг от друга на 30-45 километров (однодневный переход на лодке), в том числе и Чаронда. В тот период она входила в состав Белозерского княжества.
Площадь озера Воже - 418 квадратных километров, объем - около 0,6 кубического километра. Озеро вытянуто в направлении с северо-северо-запада на юго-юго-восток на 48 километров. В северной части его ширина - 14 километров, в южной - до 8 километров. Береговая линия озера мало изрезана, лишь на западе в берег глубоко вдаются два залива, называемые озерами: озеро Еломское площадью 1,8 квадратного километра и озеро Мольское площадью 1,5 квадратного километра. В северной части располагается остров Спасский площадью 10 гектаров. Озеро мелководно, средняя глубина в нем - 1,4 метра, а наибольшая (она находится в южной части водоема) - едва достигает 5 метров.
В котловине озера выделяются четыре террасы. В половодье самая низкая из них полностью покрывается водой и поэтому почти сплошь заторфована. На более высокой (второй) террасе развиты верховые и переходные болота. Водосбор озера Воже имеет площадь, равную 5870 квадратным километрам. Свыше 10% водосборной площади озера заболочено. Особенно велики Чарондские болота, которые протянулись вдоль западного и южного берегов озера. Крупные болота есть и на восточном побережье. 73% водосбора заняты лесами, в основном хвойными.
Источник текста и фото
Место на карте