-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_Архангельска

 -Интересы

авиабилеты архангельск архангельск архангельск авиа архангельск билет архангельск квартиры архангельск новости архангельск поезд архангельск прогноз архангельск расписание архангельск расписание поездов архангельск фестивали архангельск цены базы архангельска г архангельск газета губерния архангельск газеты архангельска город архангельск гостиницы архангельска губерния архангельск дом архангельск

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.02.2008
Записей: 203
Комментариев: 155
Написано: 399


Новодвинская крепость

Понедельник, 28 Апреля 2008 г. 10:55 + в цитатник
Вечное_отражение все записи автора  (410x437, 65Kb)


Новодвинская крепость - единственная на Русском Севере крепость бастионного типа, отличавшаяся от всех русских фортификационных сооружений, построенных к тому времени. Это была типичная голландская крепость, с каких начинались многие города голландских колоний, в том числе и Нью-Йорк. К тому же, несмотря на утраты, она дошла до нашего времени в своем первозданном виде, ни разу не подвергаясь перестройкам.

В последний раз свою оборонительную функцию крепость выполнила в период Крымской войны (1854-1856 гг). В 1854 году крепость была объявлена на осадном положении и была в спешном порядке довооружена и отремонтирована. Вновь на островах дельты Двины возведены дополнительные артиллерийские позиции и наблюдательные пункты. После неудачной попытки высадки десанта на остров Мудьюг, на котором располагалась батарея береговой обороны, неприятельская эскадра не отважилась войти в устье Северной Двины, опасаясь огня крепостных орудий и береговых батарей. Эскадра тогда надолго осадила Соловецкий монастырь, но и его взять не смогла. Крепости Беломорья остались непокоренными неприятелем.

12 января 1863 года Новодвинская крепость была погашена в списках укреплений Российской империи, в связи с закрытием Архангельского военного порта. Это была единственная крепость бастионного типа на Русском Севере. При этом крепость ни разу не подвергалась перестройке, и поэтому, не смотря на свою тяжелую судьбу и значительные разрушения, сохранилась довольно неплохо.

В мае 1864 года крепостные сооружения были переданы в распоряжение местных церковных властей, которые намеревались на территории крепости устроить женское епархиальное училище, но вскоре охладели к этой идее и стали использовать крепость в качестве склада дармового высококачественного стройматериала. Священнослужители продали большой объем "стенных камней" на строительство железной дороги Вологда-Архангельск. И сегодня, в фундаментах сохранившихся вокзальных построек на многих узловых станциях Северной железной дороги, можно увидеть белокаменные блоки из стен крепости.

Обеспокоенный разворовыванием крепости, в 1898 году архангельский губернатор А.П. Энгельгардт был вынужден даже назначить специальную комиссию для определения состояния крепостных сооружений.

Первые и, наверное, единственные работы по научному изучению крепости были предприняты в 1911 и 1913 годах выдающимся русским реставратором П.П. Покрышкиным. По предложению Покрышкина Новодвинская крепость была введена в свод достопримечательных мест Российской империи. Но дальнейшему исследованию крепости помешала начавшаяся война, а затем и советская власть.

После установления советской власти на Севере Новодвинская крепость со всеми сооружениями была передана Отделу борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБДББ) при НКВД Архангельского губисполкома. Детская колония просуществовала до 1930 года, когда колония была передана для содержания взрослых преступников, а фактически стала первой шарашкой НКВД - заводом "Конвейер", производившей катера, глиссеры, аэросани. Кстати контролировал работы по строительству глиссеров и аэросаней известный советский инженер И.Н. Ювенальев. Зона развивалась и расширялась за пределы крепости. В 1932-1933 годах были разрушены и разобраны восточные и северные куртины, остались земляные валы. Со временем была разрушена облицовка из каменных блоков Морского, частично Флажного и Могильного бастионов и Равелина. В шестидесятые годы в восточной куртине сделано обрушение-пролом к крепостному рву. Первый раз учреждение УГ-42/7 пытались выселить из крепости в начале 90-х годов, но наверное хорошо, что не выселили. Денег на охрану и реставрацию не было и все это делалось на средства МВД, и в последствии Минюста. Тогда же по заказу администрации Архангельской области были выполнены предварительные исследования научно-изыскательных и проектных работы по реставрации крепости. Сейчас началась новая эпопея по выселению зэков из крепости. Пока что дальнейшая участь крепости не ясна.

Схема крепости

Комплекс сооружений крепости находится на западном берегу острова Линской Прилук на берегу Корабельного рукава дельты Северной Двины. С востока рядом с крепостью пролегает русло островной протоки Муткурьи. Корабельный рукав (в петровские времена - Малая Двинка) по своим навигационным условиям был основным судоходным путем для крупных парусных судов. При этом, крепость сама имела эффективное прикрытие за счет естественных препятствий. Прикрытая с востока и запада естественными водными преградами, с севера подход к крепости был и остается затруднен из-за болотистого берега. Южная сторона крепости была единственным направлением со стороны которого войска неприятеля могли подойти к крепости по суше. И во второй половине XVIII века на этом направлении был выкопан пруд, общей площадью 1,4 га.

Крепость представляет собой каменно-земляную цитадель в форме квадрата правильной формы с вытянутыми полуромбовыми бастионами по углам: Флажным, Рогаточным, Могильным и Морским. Волею судьбы она, практически, строго ориентирована по сторонам света.



Толщина земляных валов куртин, с учетом каменных крепостных стен, в основании 20-21 метр, в верхней части 13-14 метров. Толщина каменных стен от 2,3 до 3,3 м, с контрфорсами - 5 м. Высота каменной стены 5 метров, земляного вала - 6,5 м.(с учетом 1,5-2 метрового земляного бруствера). Эти размеры снимались на Рогаточном бастионе крепости. Длина каменных стен между бастионами 120 метров, общая длина стен одного бастиона 300 метров (20+130+130+20). Таким образом, общий объем крепостного вала составлял 142800 м3.

Строительный материал стен - белый известковый и бутовый камень из каменоломни Орлецы на Северной Двине. Внешняя сторона крепостных стен представляет собой наклонный эскарп выложенный из тщательно тесаных каменных блоков. Основание стен - каменный лом, залитый известковым раствором. Для прочности в стену уложены железные полосы, а облицовочные камни стены скреплены железными скобами и круглыми штырями-пиронами. Южная куртина толще остальных, так как прикрывает опасное направление. На углах бастионов возвышались караульные башенки-бартизаны, которые к настоящему времени не сохранились.

Равелин прикрывавший подход к крепости с севера выполнен в форме угла с длиной стен, и соответственно валов, 80 метров. Высота равелина была ниже крепостных стен и валов, чтобы не перекрывать сектор обстрела крепостной артиллерии. Точную его высоту установить не возможно, т.к. его стены к настоящему времени разобраны. Примерный объем вала равелина составлял по различным подсчетам от 8000 до 15000 м3.



Ворота Новодвинской крепости

Во внутрь крепости вели трое ворот. Основные, наиболее используемые ворота - Летние (или Полуденные) расположенные в центре южной куртины. В оформлении ворот использованы композиции античной триумфальной арки. Точно такие же, по своему архитектурному решению, Двинские ворота выходили на берег Двины. В Летних и, возможно, в Двинских воротах арочный проход был защищен подъемной решеткой-герсой. Герса из Летних ворот в настоящее время экспонируется в Историческом музее в Москве. В северной куртине имелись малые ворота через которые существовал проход к Равелину. Рядом с Летними воротами до сих пор можно видеть, заложенный в наше время, проход, который был открыт, когда не было нужды открывать ворота. К Летним и Равелинным воротам, через крепостной ров вели подъемные деревянные свайные мосты. Кроме ворот крепость соединялась с внешним миром более чем десятком подземных ходов.

Снаружи основной цитадели, оборонительные сооружения занимали площадь значительно превышающие площадь самой крепости. Под крепостной стеной располагалась фоссебрея, представлявшая собой дорогу, шириной около семи метров, огражденную двухметровым земляным бруствером. Снаружи бруствер был облицован таким же образом, как и основная стена, на его углах располагались башенки-бартизаны. Каменная стена бруствера служила стенкой крепостного рва. Наружная стенка рва так же была облицована белым камнем. Ров отделялся от Северной Двина каменными стенками-батардами со шлюзами. На обоих стенках имелось по башенке, аналогичной тем, что были установлены на углах бастионов. Снаружи крепостного рва имелся прикрытый путь, частокол и гласис.

Со стороны крепостного двора над Летними и Двинскими воротами были выстроены двухэтажные кирпичные крепостные казематы. В казематах располагались оружейные склады, квартиры офицеров и дом коменданта крепости. Внутри бастионов были устроены массивные каменные строения - пороховые погреба и хлебные склады. На углу Флажного бастиона значительно возвышалось над стенами крепости башня, как место укрепления флага, так вероятно и будучи крепостной опорой боново-цепного заграждения судоходного русла. На противоположном берегу Малой Двинки - острове Маркове, который сейчас смыт течением реки, располагалась вторая мачта для укрепления цепи. Этот способ перекрытия судоходного русла был предложен архиепископом Афанасием. Кстати, именно Афанасий указал на необходимость устройства колодца в крепости, для снабжения водой, т.к. он не был предусмотрен проектом.

***

Новодвинская крепость расположена на Северо-западе Архангельска и не имеет ни чего общего с городом Новодвинском, расположенном на юго-западе от областного центра.

Новодвинская крепость была заложена Петром I в самом начале XVIII века для защиты Архангельска от шведов с моря, а Новодвинск - современный город. Следует отметить, что Новодвинская крепость являлась исторической предшественницей крепости Петербурга, она даже называлась Новодвинской Петропавловской крепостью.

Как добраться: переплыть речку с одного берега на другой (от 22 лесозавода к 23-му). А там на автобусе.

Конвейер, посёлок, возле которого крепость находится, вырос рядом с колонией для преступников, в которой, собственно, крепость и находится.

Новодвинская крепость находится в плохом состоянии. Собственно говоря, сохранилась часть стен, хотя и внушительная, и ряд бастионов.

В 1864 году Новодвинская крепость перешла в собственность церковным властям, которые превратили ее в своеобразную каменоломню. Блоки известняки из крепостных стен продавались Северной железной дороге. После октябрьской революции в крепости находилась детская колония, затем колония особого режима, сейчас там располагается промзона УГ-42/7.

Неужели не убрать отсюда колонию, крепость не восстановить, и не водить сюда туристов? Совсем недавно представители администрации области совместно с руководством Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Архангельской региональной туристической ассоциации, и специалиста Архангельского областного краеведческого музея провели выездное совещание по вопросу создания на базе памятника федерального значения "Новодвинская крепость" объекта привлекательного туристического показа. В частности, обсуждался вопрос благоустройства объекта показа и прилегающей территории, формирования постоянно действующих экспозиций, рассказывающих о богатом историческом прошлом форпоста. По мнению представителя краеведческого музея, Новодвинская крепость является уникальным памятником бастионного типа и является важным компонентом в создании развернутой экспозиции по военной истории Поморского края.

Информация и фото с сайта
Место на карте
Рубрики:  история
география
туристические маршруты
активный отдых
архитектура
археология
Архангельская область
Метки:  

Вечное_отражение   обратиться по имени Понедельник, 28 Апреля 2008 г. 11:28 (ссылка)
12 января 1863 года Новодвинская крепость была погашена в списках укреплений Российской империи, в связи с закрытием Архангельского военного порта
Ответить С цитатой В цитатник