-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Карелии

 -Интересы

saratov алтай архангельск архангельская область афиша петрозаводск база отдыха карелия байдарка ладога башкоркостан белое море белое море карта белое море фото беломорск соловки бурятия валаам валаам и кижи валаам карта валаам кижи валаам отдых валаам отзывы валаам фото

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Челябинская_область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.02.2008
Записей: 1479
Комментариев: 1596
Написано: 3355


Соловецкий архипелаг. Рассказ о путешествии

Понедельник, 12 Мая 2008 г. 19:51 + в цитатник
Nataiv все записи автора

 (700x525, 338Kb)

Здесь кончается власть советская и начинается власть соловецкая!

Соловецкий архипелаг, или Соловки, расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит из шести крупных и множества небольших островов. Наиболее известен Большой Соловецкий остров — примерно 25 километров в длину и 16 в ширину (246 кв.км). Другие острова значительно меньше и расположены по сторонам от него: к востоку — Анзерский остров (47 кв.км), к югу — острова Большая и Малая Муксалма (17 и 0,57 кв.км) и с западной стороны — острова Большой и Малый Заяцкие (1,25 и 1,02 кв.км). Все острова отличаются сравнительно ровным рельефом с небольшими возвышенностями. Неповторимы живописная изрезанность Соловецких берегов, валунные отложения вдоль моря, широкие массивы смешанных лесов, разбросанные среди них озера.

 (700x453, 121Kb)

За долгие годы жизни на островах люди связали отдельные их части дорогами, соединили каналами озера, расчистили сенокосы, построили дамбы. На островах были устроены гавани, рыболовные тони, садки для рыбы, построен док, налажены многие промыслы и ремесла. Сегодня ежегодно множество туристов и поломников посещают Соловки - спешат ознакомиться с достопримечательностями островов и, в первую очередь, увидеть овеянные легендами величественные сооружения соловецкого монастыря.

 (699x472, 110Kb)

Вознесенская церковь на горе Секирной, уникальный монастырский сухой док, ботанический сад, одна из первых в России гидроэлектростанций, система каналов, переговорный камень, филипповские садки для рыбы, Савватьево, лабиринты - памятниках неолитической культуры II-I тысячелетия до н.э., валунная дамба, церковь Андрея Первозванного... все это ждет вас на островах. Там можно приобрести разнообразные экскурсии во все концы островов: Обзорная экскурсия по Соловецкому кремлю, История и архитектура Соловецкого монастыря, Соловецкая крепость, Промыслы и ремесла Соловецкого монастыря, Ссылка и заключение на Соловках от Ивана Грозного до Иосифа Сталина, Острова духовного подвига. Соловецкие подвижники благочестия, История Соловецких лагерей особого назначения. 1923-1939 гг., Гора Секирная. Свято-Вознесенский скит, Памятники Соловецких скитов. Савватиево, Исаково, г. Секирная, Лодочный поход по большому кругу озёрно-канальной системы Соловков (на лодках - в одну сторону), (на лодках - в обе стороны), Лодочный поход по малому кругу озерно-канальной системы Соловков (на лодках - в одну сторону), (на лодках - в обе стороны), Ботанический сад - Макарьевская пустынь, Филипповские садки. Особенности Белого моря, Природа Соловков (с посещением Ботанического сада и Филипповских садков), Достопримечательности Большого Заяцкого острова, Археологические памятники Соловецких островов. Мыс лабиринтов Большого Соловецкого острова, Морская прогулка на остров Большая Муксалма, К строгим скитам острова Анзер, Анзер, Большая Муксалма - острова молитвы и труда... Примечания по экскурсионному обслуживанию: 1. Базовое количество посетителей в экскурсионной группе 10 человек; для групп менее 10 человек оплачивается экскурсионное обслуживание базового количества посетителей в группе. Максимальное количество человек в группе - 30 для пешеходных экскурсий, 25 человек - с использованием транспорта. 2. Экскурсии с использованием транспорта осуществляются по предварительным заявкам при наличии свободного транспорта. 3. При использовании собственного транспорта или при использовании частного транспорта туристической фирмой оплата музеем за транспортные услуги в ходе экскурсии не взимается и Соловецкий музей-заповедник за качество предоставленных транспортных услуг ответственности не несет. 4. Расстояния до объектов в программе рассчитаны от Петербургской гостиницы. 5. Все экскурсии начинаются от экскурсионного бюро (Петербургская гостиница). Северная земля издавна влекла людей своими богатствами. В лесах водился ценный пушной зверь, реки и озера изобиловали рыбой, морские берега открывали возможность солеварения. Однако из-за большой удаленности и трудных дорог освоение Севера шло медленно. Раньте других на завоевание "полунощных стран" вышли новгородцы. Они первыми основали промысловые поселения и становища, послужившие базой для дальнейшего продвижения к Белому морю. В XII—XIII веках происходит постепенная колонизация Карельского берега Белого моря, оттуда открывался кратчайший путь на Соловецкие острова. Вслед за промысловиками обширные, почти не занятые территории стали осваивать монахи. Их численность увеличивается к концу XIV столетия, когда на Руси утвердился новый тип монастыря-хозяйственника, жизнь в котором строилась на общежитийном уставе и производительном труде всех членов. Основателем одного из таких монастырей был крупнейший религиозный подвижник своего времени — Кирилл Белозерский. Сейчас трудно сказать, было ли это волей случая или следствием закономерности, но учеником Кирилла оказался будущий "начальник" Соловецкой обители — Савватий. Путь его на Соловки был не прост. После долгого проживания под руководством мудрого наставника и, видимо, после его смерти он в поисках "безмолвного" жития отправляется дальше на Север. Некоторое время он находит успокоение в малочисленном Валаамском монастыре на Ладожском озере. Однако вскоре и этот монастырь показался ему шумным, и он ищет одинокого пристанища на малоизвестном и удаленном в море Соловецком острове. Продвигаясь вдоль Карельского берега, он узнает от местных жителей, что остров велик и необитаем, что на нем много лесов и озер. Поморы, узнав о намерении престарелого монаха в одиночестве отправиться на остров, отговаривают его, ссылаясь на преклонный возраст и трудности в добывании пропитания. Советы мирян возымели действие, и уже вскоре Савватий находит себе попутчика в лице уже наезжавшего на Соловки пустынножителя Гетмана. В 1429 году, преодолев опасный двухдневный путь морем, монахи вступили на облюбованную землю. Первые годы жизни на острове складывались особенно трудно. Оторванность от материка, стихийная мощь природы наполняли жизнь постоянными лишениями. Суровый климат и скудная земля не способствовали развитию земледелия — кроме репы, ничего не удавалось вырастить. Для пополнения продовольственных запасов поселенцам приходилось обращаться к наезжавшим на остров промысловикам, а порой и самим отправляться на материк. На шестом году жизни монахов произошло несчастье. Во время отъезда Германа в Онегу неожиданно заболел и почувствовал близкую кончину Савватий. В одиночестве он отправляется на Карельский берег и там вскоре умирает. Строго говоря, Савватий не был основателем монастыря, но для будущего соловецкого монашества он несомненно является авторитетным старцем. Своими аскетическими подвигами он открыл инокам путь на Соловки, вдохновил их на будущее "благоустроение". Уже через несколько лет его мощи с почестями были перенесены на Соловецкий остров и захоронены в Спасо-Преображенском соборе. Меньшая известность ожидала Германа. Он не имел столь яркого послужного списка, был неграмотным и принимал на себя основную тяжесть материальных забот. Но именно благодаря ему спустя год после смерти Савватия на Соловки прибыл будущий деятельный организатор монашеского жития — Зосима. Сын богатых родителей из небольшого села Толвуи (на берегу Онежского озера), Зосима, желая отречься от мира, раздает имущество бедным и уходит в Поморье, на Суму-реку. Здесь он встречается с Германом, который подробно рассказывает ему о Савватий, об удобном расположении острова и возможности устройства на нем монастыря. В 1436 году, собрав необходимый "запас", они отплывают на Соловки. Составленные после смерти первых поселенцев жития идеализируют их деяния, но едва ли следует сомневаться, что эти люди отличались редким мужеством и практическим умом. Вокруг них быстро собрались преданные люди, образовалась крепкая религиозно-хозяйственная община, приступившая к деятельному обустройству избранной ими земли: "Тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся" — свидетельствует древнее житие. Соловецкая обитель возникла на землях, принадлежавших Новгородской феодальной республике. Из Новгорода присылают на острова первых трех игуменов и грамоту на право владения островами; от него получают они и первые земельные и морские промысловые угодья на материковом берегу, он же отныне начинает осуществлять административный и духовный контроль над небольшим северным монастырь-ком. После падения в 1478 году Новгородской республики Соловки входят в состав владений Великого князя Московского. Но это мало что изменило в правах монастыря. Новые власти были заинтересованы в существовании в пограничных северных районах миссионера, крепкого хозяина и защитника обширных территорий и потому не раз подтверждали право соловецких старцев (монахов) на владение островами. До середины XVI столетия Соловецкий монастырь мало чем отличался от других скромных северных обителей. В Описи 1549 года перечислены три скромно обставленные деревянные церкви, скотный двор, три соляных варницы, столько же водяных мельниц, рыболовные тони да двенадцать судов*. Незначительные пока земельные и водные угодья располагались на прилегавших к островам материковых побережьях. Скромность монастырского хозяйства этого времени была ярким контрастом к его последующему возвышению. Вторая половина XVI века оказалась решающей в судьбе монастыря — это было время его бурного развития. Под началом деятельного соловецкого игумена Филиппа Колычева один за другим строятся величественные храмы, крупные хозяйственные сооружения. Уходят за горизонт груженные солью и возвращаются с хлебом, зерном, овощами, известью, железом, необходимым имуществом соловецкие ладьи. Монастырские владения сосредоточены теперь во многих местах Поморья и Двины. Мимо монастыря по Белому морю проплывают заморские суда. Рост могущества соседа вскоре замечают иностранные державы, и прежде всего враждебно настроенная Швеция. В 1571 году, в разгар Ливонской войны, монастырь впервые становится свидетелем появления в море неподалеку от него неприятельской флотилии шведских и голландских кораблей. Незащищенная северная обитель впервые испытывает страх — в Москву срочно отправляется грамота с просьбой о защите. Однако только спустя семь лет, в 1678 году, царь сумел оказать посильную помощь и прислать из Москвы небольшую команду, состоявшую из воеводы, десяти стрельцов и четырех пушкарей. Тогда же вокруг монастыря начинают сооружать первую Соловецкую крепость — деревянный острог с башнями — и для ее защиты набираются девяносто пять стрельцов. Этот малочисленный и плохо обученный отряд вскоре отправляется на защиту Кемской волости и терпит поражение. Осложнившаяся обстановка потребовала новых мер по дополнительному укреплению обороноспособности монастыря и всего Поморья. С конца XVI столетия роль защитника Отечества взял на себя новый, каменный кремль. Невиданные доселе мощные валунные стены и башни (1582—1594 гг.) были возведены по приказу царя, но силами самого монастыря и сразу вошли в ряд крупнейших крепостей Русской земли. До середины XIX столетия Соловецкая крепость не подвергалась нападению иноземных войск, однако на протяжении столетий ее стены служили гарантией неприкосновенности северных границ, а находившийся на содержании монастыря военный отряд не раз выступал на защиту материковых земель. В сложной обстановке Смутного времени преисполненные уверенности в своих силах монахи так отвечали на грамоту шведского короля: "У нас в Соловецком монастыре и в Сумском остроге и во всей поморской области тот же единомышленный совет: не хотим никого из иноверцев на Московское государство царем великим князем опричь своих природных бояр Московского государства". В это тревожное время в монастыре и его острогах находилось более тысячи воинов. Только в 1637 году, ввиду уменьшения опасности вражеского нападения, многочисленное соловецкое войско было ликвидировано, оборона Поморья перешла полностью в руки игумена. К середине XVII столетия монастырское хозяйство достигает расцвета, растет его политическое и нравственное влияние не только на Севере, но и во всем государстве. В благодарность за новые земельные пожалования и льготы монастырь ссужает государство значительными денежными средствами. И тем неожиданней и сильней поразила русское общество разгоревшаяся на Соловках церковная "смута", вылившаяся в знаменитое "Соловецкое сидение" — восьмилетнюю оборону (1668— 1676 гг.) монастыря от царских войск. Случилось так, что мощная церковная организация, созданная при участии государства и являвшаяся его надежной опорой, обратилась против своего господина, вступила в острую идеологическую и военную борьбу за "старую веру". Причин для столь яростного взрыва недовольства было несколько. Способствовали ему и сам высокий авторитет монастыря на Севере, и активная роль монашества в его жизнеустройстве, решительный и смелый характер монахов — мореходов, промысловиков, воинов. Хорошо известен был в монастыре сам инициатор реформы — патриарх Никон, живший в свое время на соседнем Анзерском острове. Поставленный в 1649 году на Новгородскую митрополию, а затем избранный патриархом, он не оставлял обитель своим вниманием. Но мелкие подарки не могли сгладить недовольства братии, вызванного перевозом в Москву мощей высокочтимого св. Филиппа, отпи-санием в застраиваемый Никоном кийостровский Крестный монастырь части богатых владений. Ревниво относились соловчане к получившему самостоятельность Анзерскому скиту. Но самый решительный протест вызвали проводившиеся патриархом религиозные реформы. Монахи, искушенные книжники, обладатели богатейшей библиотеки, и "мирские" поселенцы болезненно восприняли незначительные изменения в богослужебных книгах, признав их злостным отступлением от истинной веры и благочестия. И когда в первых, доставленных в 1657 году в монастырь, исправленных книгах были обнаружены многие "богопротивные ереси и новшества лукавые", их решено было, не принимая к службе, спрятать. С 1663 по 1668 год в монастыре на имя царя было составлено и послано девять челобитных, множество "сказок" и других посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. Отмечая непримиримость иноков, в одной из них говорилось: "Аще ли ты, великий государь, наш помазанник божий в старой вере быти не благоволишь и книги перемнить изволишь... вели, государь, на нас свой меч прислать царьской и от сего мятежного жития переселити нас на оное безмятежнье и вечное житие"". Время переговоров подошло к концу, и в 1668 году для усмирения непокорных на острова посылается первый отряд стрельцов. Для начала от монастыря отписываются все вотчины и промыслы, на острова запрещается доставлять деньги и припасы, В ответ на это восставшие также перешли к решительным действиям и заняли оборону вокруг монастыря. Четыре года продолжалась пассивная осада монастыря, но результатов не дала. Для активизации действий на остров направляется новый царский воевода и более многочисленный отряд стрельцов. И вновь попытки переговорами склонить мятежников к сдаче успехом не увенчались. В отместку за их упорство вокруг монастыря сжигаются все суда, запасы сена, дров, имущество рыболовных и звериных промыслов. В 1674 году царь посылает на острова третьего воеводу, Ивана Мещаринова, со строгим приказом "мятеж искоренить вскоре". Отныне у монастыря находилось уже тысячное, хорошо вооруженное войско, немедленно приступившее к штурму его стен. Осада мятежного монастыря продолжалась до января 1676 года. Периоды спокойного противостояния чередовались со вспышками военной активности, когда нападавшие усиливали обстрел, а защитники устраивали смелые вылазки, создавали дополнительные укрепления. Значительную военную и материальную помощь осажденным оказывало население материка: крестьяне, работные люди, участники Крестьянской войны под руководством Степана Разина. Несмотря на многие жертвы и усилившуюся цингу, ревнители старой веры были полны решимости продолжать борьбу, но предательство одного из братии — перебежчика монаха Феоктиста — склонило исход борьбы в пользу царского отряда. Темной снежной ночью, за час до рассвета, по указке Феоктиста стрельцы через подземный ход пробрались к стене, проломали неглубокую закладку окна и проникли в нижние помещения Сушила. Собрав там небольшие силы, отряд неожиданно ворвался в монастырь и открыл ворота Белой башни. Устремившиеся в монастырь войска быстро сломили сопротивление восставших. Спустя день началась редкая по своей жестокости расправа над участниками мятежа. Не принявших покаяния монахов обезглавливали, палили на огне, вешали на деревьях и перекладинах, топили в прорубях, заживо морозили на льду. Лишь немногим была сохранена жизнь, но и они, дабы окончательно пресечь крамолу, были разосланы в различные монастыри. Упорство в вере и мученичество, с каким "соловецкие сидельцы" приняли смерть, создали вокруг них ореол славы. Многочисленные списки "Истории об отцах и страдальцах соловецких", написанной со слов очевидцев писателем-старообрядцем Семеном Денисовым, расходились по всей России и пользовались большой популярностью среди народа. Новый взрыв общественного интереса к Соловкам вызвала в середине XIX столетия знаменитая оборона монастыря от нападения английской эскадры. Действия развивались неожиданно. Весной 1854 года, в разгар Крымской войны, на остров с большим трудом прибывает из Архангельска нарочный с сообщением об опасности вражеского нападения. Специальным предписанием решено было привести монастырь в оборонительное состояние, а церковные драгоценности отправить в Архангельск. Из состава братии, работников и богомольцев набирается отряд охотников, пересматривается старый арсенал. Однако, кроме старых, малопригодных пушек и вышедших из употребления самострелов, пистолетов, пик и бердышей, ничего обнаружить не удается. Незначительное, но более надежное вооружение в количестве восьми пушек со снарядами прибывает из Архангельска. К середине лета соловчане как могли приготовились к отражению возможного нападения. Решающие события произошли б июля, когда два шестидесятипушечных фрегата, "Бриск" и "Миранда", приблизились к Соловецкому монастырю. Пытаясь вступить в переговоры с монастырем, английская команда стала выставлять на мачтах сигнальные флаги. Однако незнакомые с морской грамотой монахи хранили молчание, а два сигнальных выстрела с корабля были восприняты как начало боевых действий. В завязавшейся перестрелке одно из ядер попало в английский фрегат и, повредив его, заставило уйти за мыс. Столь дерзкий ответ возмутил англичан. Утро следующего дня началось с обмена депешами. Руководитель эскадры заявил, что монастырь, обстреляв английский флаг, выступил как военная крепость, и потребовал сдачи гарнизона вместе с вооружением. Соловецкий игумен отвечал, что монастырь открыл огонь после выстрелов с кораблей и что "оружия, флагов и других военных снарядов монастырь не имеет и поэтому сдавать нечего...". Спустя несколько часов с английских кораблей поднялись облака дыма и на монастырь понеслись первые ядра. Интенсивный обстрел обители продолжался около девяти часов, по ней было выпущено примерно тысяча восемьсот ядер и бомб, которых, по признанию английского капитана, хватило бы для разрушения нескольких городов. Превосходство англичан в вооружении оказалось бессильным перед мужеством и смекалкой защитников, мощью крепостных стен, К вечеру яростное сопротивление защитников заставило английские суда отойти от монастыря. Подводя итог баталиям, защитники были удивлены полным отсутствием человеческих жертв. Не пострадали даже чайки, во множестве населявшие монастырь, Лишь незначительно были повреждены некоторые здания. Больше того: одно из последних ядер было обнаружено невзорвавшимся за иконой Богоматери, что и вовсе уверило защитников в промысле божьем. Героическая защита почти безоружной крепости и "чудеса", связанные с ней, резко повысили авторитет монастыря среди верующих. Значительно увеличивается количество прибывающих на Соловки паломников, приезжают туда и почетные гости, и члены императорской фамилии, и даже иностранцы, в числе которых посол Франции в России Талейран.

Источник текста и фото

Место на карте

Рубрики:  Соловки
Православие
География
Путевые заметки
Туристические маршруты
Метки:  

Nataiv   обратиться по имени Понедельник, 12 Мая 2008 г. 20:02 (ссылка)
Сегодня ежегодно множество туристов и поломников посещают Соловки - спешат ознакомиться с достопримечательностями островов и, в первую очередь, увидеть овеянные легендами величественные сооружения соловецкого монастыря.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку