-Метки

Animals art digital art fantasy fine art illustrations illustrator impressionism landscape macro nature oil oil on canvas oil/canvas painter painting photo photographer photographers photography photos pictures portrait still life surrealism ЖЗЛ акварель актриса антиквариат арт архитектура афоризмы батик видео винтаж город городской пейзаж горы графика декоративно-прикладное искусство дети женский образ живая природа живопись животные иллюстратор иллюстрации импрессионизм искусство история картины кино коты кошки красота креатив куклы личность любовь макро мода море музыка натюрморт осень памятник пейзаж пейзажи позитив портрет поэзия праздник природа проза птицы путешествие реализм ретро санкт-петербург сказки стекло стихи страна сюрреализм танец фото фотограф фотографии фотография фэнтези художник художник-иллюстратор цветы цитаты цифровая живопись цифровое искусство черно-белое читальный зал ювелирные изделия юмор

 -Приложения

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 74702


Франс Халс

Понедельник, 05 Сентября 2011 г. 04:27 + в цитатник
Александр_Ш_Крылов все записи автора  (500x600, 53Kb)
(1580 - 1666)














Франс Халс, прославившийся прежде всего как портретист, был выходцем из Фландрии: он родился в Антверпене в семье ткача. С приходом испанцев его родители, подобно тысячам соотечественников, перебрались на север и обосновались в Харлеме. Здесь Халс обучался живописи и в 1610 г. получил звание мастера — стал членом гильдии Святого Луки.

 (562x700, 75Kb)

"Мужской портрет" Эрмитаж

В 1612—1615 гг. Халс служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия, а по окончании службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет (1616 г.). Художник запечатлел стрелков во время традиционного банкета. Здесь царит порядок. Офицеры — солидные мужчины средних лет, затянутые в чёрные мундиры и с яркими шарфами через плечо, — восседают вокруг стола; рядом стоят трое молодых знаменосцев и слуга. Старшие чины заняты непринуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по несколько дней), младшие почтительно молчат. Характеры всех персонажей — от толстого благодушного капитана до молодцеватого щеголя знаменосца — переданы Франсом Халсом ярко и глубоко. Особенно оживляют композицию приветливые или недоверчивые взгляды стрелков, обращённые прямо на зрителя.


 (517x698, 163Kb)

"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1616 г. Музей Франса Халса, Харлем.


 (584x699, 289Kb)

 (566x700, 243Kb)

"Смеющийся кавалер"

 (589x699, 87Kb)

"Портрет мужчины с перчаткой" 1650 Эрмитаж

В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Один изображает неизвестного молодого человека; его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 1650). Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость, ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.

В том же 1616 г. художник написал портрет торговца рыбой Корне лиса ван дер Морсха. Семидесяти трёхлетний старик, представитель знатной фамилии, изображён с корзинкой селёдок. Он бойко расхваливает свой товар. Эта странная, далёкая от бюргерской чопорности композиция говорит не только о его профессии, но и о репутации завзятого острослова (нидерландское выражение «предложить кому-нибудь селёдку» означает «высмеять»). Тёмный фон портрета оживляет задорная надпись: «Кто желает?».
 (551x698, 38Kb)



Ряд работ Халса 1б1б—1620 гг. посвящён теме весёлых пирушек и карнавального разгула — сам он определённо был любителем шумных застолий (до наших дней в архивах сохранились счета, предъявленные художнику за съеденных его семьёй жареных быков). Герои его «Весёлого общества» (между 1616 и 1620 гг.) — участники масленичного гулянья. Старый пьяница с ожерельем из цветов, колбас, селёдок, стручкового гороха на шее и молодая бойкая красотка представляют встречу Зимы с Весной. Багровая физиономия старика и пунцовое платье девушки с белоснежными, затейливого плетения кружевами ярко выделяются на фоне беснующихся фигур ряженых с лицами, вы мазанными сажей.

 (535x699, 60Kb)

"Весёлое общество"

Халс работал быстро — его живопись однослойная. В те времена художники вначале наносили на грунт линии рисунка, затем покрывали его красочными пятнами и наконец «оживляли» намеченные формы бликами и тенями, выписывали мелкие детали. Халс блестяще справлялся со всеми этими задачами сразу. Кисть мастера безошибочно точна: каждый волосок, ямочка, складка воротника его моделей изображены особым, всегда неповторимым мазком. Он предпочитал неяркие, но тёплые тона: все оттенки коричневого, розовый, жёлтый.

Для заработка Халс нередко писал портреты зажиточных сограждан. Таков «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (около 1622 г.). Купец Исаак Масса был одним из интереснейших людей Харлема: он много путешествовал, долго жил в далёкой России, не раз выступал в роли посредника в русско - голландских дипломатических связях. Муж и жена сидят в парке у подножия дуба, оплетённого вьюнком (аллегория супружества). Чета Масса — истинные голландские бюргеры: они расположились с удобством, ничуть не заботясь о внешнем изяществе.

 (700x600, 186Kb)

"Семейный портрет Исаака Массы и его жены" Около 1622 г. Рикс музей, Амстердам

 (414x450, 44Kb)

"Исаак Масса" 1635

В 20х гг. мастер снова выполнил на заказ портреты стрелковых гильдий Харлема. По сравнению с героями группового портрета 1б1б г. стрелки роты Святого Адриана, изображённые в 1623—1627 гг., держатся более раскованно, «без чинов». Особое достоинство этой картины заключается в тонкой гармонии красок. Коричневато розовый тон стен объединяет всё: глубокие чёрные пятна камзолов и шляп, сверкающую белизну воротников, пёстрые краски шарфов и знамён.

Другой групповой портрет 1627 г. изображает стрелков роты Святого Георгия. Наиболее выразителен капитан, который сидит вполоборота к зрителю и держит перевёрнутый бокал, требуя новой порции вина. Мы сразу же встречаемся взглядом с этим лихим весельчаком.

 (699x482, 65Kb)

"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1627 Музей Франса Халса, Харлем.

Иного рода персонажи запечатлены на групповом портрете 1641 г. — регенты (попечители) харлемского госпиталя Святой Елизаветы. Это всё те же бюргеры, но их нрав сильно изменился. Тёмные фигуры образуют вокруг стола замкнутое кольцо. Лица регентов серьёзны и бесстрастны: здесь царит взаимопонимание, но, кажется, почти не звучит живая речь — собравшиеся объясняются взглядами, жестами. Преобразилась и манера письма Халса: она стала более сдержанной и строгой. Мастер чаще использует серый и чёрный цвета. Но и они таят в себе несметные возможности, недаром голландский художник Винсент Ван Гог отмечал, что «у Франса Халса есть не меньше двадцати семи различных оттенков чёрного».

 (699x424, 123Kb)

"Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме" 1641 Музей Франса Халса, Харлем.

Многочисленным портретам, созданным Халсом в 40е гг., свойственна глубина психологических характеристик. Таков портрет Яспера Схаде ван Веструма, судьи из Утрехта, написанный около 1645 г. На его молодом умном, но вялом лице блуждает печальная улыбка, словно он скрывает опасную болезнь.

 (604x699, 51Kb)


"Цыганка" 1628—1630 Лувр, Париж.

Это один из самых обаятельных образов Халса. Портрет безымянной девушки мастер набросал смелы ми и меткими штрихами. Таким образом ему удалось живо передать не только черты лица, но и движения, мимику непоседливой героини.

 (543x367, 27Kb)

" Регентши приюта для престарелых в Харлеме" Около 1664 г. Музей Франса Халса, Харлем.

Основная тема позднего творчества Халса — усталость, внутренняя неудовлетворённость, горечь разочарований. Около 1664 г. он написал по заказу правления городского приюта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен. Художник показывает старость без прикрас: пергаментные лица, запавшие глаза, сухие губы, бессмысленная злоба, печаль об ушедших годах... Его героини уже распростились с красотой, бодростью, желанием жить — со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений.

 (700x473, 50Kb)
"Регенты богадельни в Харлеме" 1664

На втором портрете фигуры регентов в чёрном почти сливаются с тёмным фоном. Их лица — и старые, и сравнительно молодые — одинаково бесформенны, дряблы и безучастны. Модный наряд одного из регентов выглядит как пародия в этом царстве угасания и распада. Художник писал своих персонажей слабеющей рукой, чудом сохраняя чувство формы.


В старости Франс Халс остался без средств к существованию, поэтому город в память о его заслугах на значил ему пенсию. Когда мастер умер, он был с почестями погребён в Харлемском соборе.


 (698x354, 40Kb)

"Офицеры стрелковой роты Святого Георгия" 1639

 (700x426, 40Kb)

 (699x294, 38Kb)

 (553x700, 64Kb)

"Portrait de Jacob Pietersz Olycan"

 (628x698, 130Kb)

"Портрет юноши с черепом" 1628

 (552x699, 24Kb)

"Женский портрет"

 (548x699, 54Kb)

"Поющие мальчики"

 (536x699, 41Kb)

"Рortrait of a man holding a skull"

 (520x699, 39Kb)

"Портрет стоящей женщины"

 (558x698, 48Kb)

"Портрет мужчины"

 (520x698, 42Kb)

"Портрет сидящей женщины"

 (538x699, 120Kb)

"Portret Stefana Geradsa" 1652

 (573x698, 47Kb)

"Jasper Schade"

 (524x699, 44Kb)

"Isabella Coymans"

 (524x699, 36Kb)

"Jacobus Zaffius"

 (551x699, 27Kb)

"Paulus Verschuur"

 (558x699, 43Kb)

"Portrait of a seated woman presume"

 (452x699, 34Kb)

"Портрет Виллема Хейтхейссена" 1625-1630

 (528x698, 58Kb)

"Portret van Een Vrouw"

 (389x490, 30Kb)

"Весельчак" 1627

 (510x700, 96Kb)
 (585x700, 109Kb)
 (541x699, 26Kb)

"Nicolaes Woutersz van der Мeer"

 (545x699, 33Kb)

"Женский портрет"

 (534x698, 45Kb)

"Vincent Laurensz van der Vinne"

 (633x699, 47Kb)

"Женский портрет"

 (462x600, 52Kb)

"Портрет Виллема Хейтхейссена"

 (538x698, 47Kb)

"Портрет Виллема Хейтхейссена"

 (589x670, 59Kb)

"Паяц с лютней"

 (324x425, 59Kb)

"Портрет Хендрика Свалмиуса"
 (596x699, 104Kb)

"Мальчик с флейтой" 1626-28

 (517x699, 217Kb)

"Кормилица с ребёнком "

 (389x476, 31Kb)

"Двое смеющихся юношей с пивным кувшином"

 (546x699, 36Kb)

" Мужской портрет" 1660-1666

 (566x698, 40Kb)

"Женский портрет"

 (515x699, 120Kb)

"Евангелист Лука" 1623-25

 (501x698, 34Kb)

"Рaulus van Вeresteyn"

 (534x699, 43Kb)

Frans_Hals_-_Portret_van_een_vrouw (528x698, 58 Kb)

"Портрет Ван Эн Вроу"

 (530x698, 31Kb)
 (696x699, 61Kb)
 (568x699, 43Kb)

"Исаак Масса"

 (518x698, 45Kb)
 (569x698, 48Kb)

"Сlaes Duyst van Voorhout"

 (512x698, 48Kb)
 (699x495, 50Kb)

"Семейный портрет на фоне пейзажа"

 (554x699, 54Kb)

"Продовец рыбы"

 (585x699, 54Kb)

"Продавщица рыбы"

 (595x699, 57Kb)

"Малле Баббе" ок. 1630

Мы словно слышим хриплый смех Малле Баббе, прозванной «харлемской ведьмой» (ок. 1630, Берлин, Государственные музеи). Трактирщица со зловещей совой на плече схватилась за тяжелую пивную кружку, но что-то отвлекло ее внимание. Халс видит Малле Баббе такой, какая она есть — порождением темной, порочной, но неистребимо цепкой жизненной силы. В почти монохромной коричневато-серой живописи длинные и короткие, густые и прозрачные мазки нарочито резки, грубоваты, словно колючи.
 (566x700, 56Kb)

"Portrait of Pieter van den Broecke" 1633


 (584x699, 98Kb)

"Gentleman in White" 1637

 (576x699, 45Kb)

"Женский портрет"

 (551x699, 117Kb)

"Joueur de rommelpot avec six enfants"

 (572x699, 49Kb)
 (523x699, 44Kb)
 (554x699, 132Kb)

"Frans Post" (Worcester Art Museum)
 (615x699, 60Kb)

"Певец с флейтой"

 (568x699, 107Kb)

"Лютнист"

 (518x639, 38Kb)
"Pieter Tjarck Lacma"

 (512x699, 86Kb)
Рубрики:  Арт,Art
Живопись
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 2 пользователям

Snub_nosed   обратиться по имени Понедельник, 05 Сентября 2011 г. 10:27 (ссылка)
Спасибо за пост! прекрасные работы)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Благодарю !!

Понедельник, 05 Сентября 2011 г. 21:32ссылка
Рад, что и Вам, Snub_nosed, нравится великий портретист Халс !:give_rose
Otatuana   обратиться по имени Понедельник, 05 Сентября 2011 г. 21:27 (ссылка)
Великолепные портреты! Спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Сентября 2011 г. 21:33ссылка
Otatuana, совершенно согласен !! Отличный мастер Франс Халс.
VovanLX   обратиться по имени Среда, 04 Апреля 2012 г. 19:11 (ссылка)
Великолепное выполнение! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку