-Метки

Animals art digital art fantasy fine art illustrations illustrator impressionism landscape macro nature oil oil on canvas oil/canvas painter painting photo photographer photographers photography photos pictures portrait still life surrealism ЖЗЛ акварель актриса антиквариат арт архитектура афоризмы батик видео винтаж город городской пейзаж горы графика декоративно-прикладное искусство дети женский образ живая природа живопись животные иллюстратор иллюстрации импрессионизм искусство история картины кино коты кошки красота креатив куклы личность любовь макро мода море музыка натюрморт осень памятник пейзаж пейзажи позитив портрет поэзия праздник природа проза птицы путешествие реализм ретро санкт-петербург сказки стекло стихи страна сюрреализм танец фото фотограф фотографии фотография фэнтези художник художник-иллюстратор цветы цитаты цифровая живопись цифровое искусство черно-белое читальный зал ювелирные изделия юмор

 -Приложения

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 74702


Соловей мой, соловей...

Четверг, 19 Мая 2011 г. 17:09 + в цитатник
igorinna все записи автора

 

А.А. ААлябьев

Родился в 1787 году в Тобольске, в семье губернатора, получил разностороннее образование и с детских лет приобщился к занятиям искусством. Семья губернатора, который был покровителем местного театра и оркестра, не пропускала, практически, ни одного спектакля и концерта.
Во время войны 1812 года Алябьев добровольно поступил на военную службу и принимал участие в сражениях. Примечателен факт участия Алябьева в беспримерной по изобретательности и смелости операции по взятию Дрездена, организованной и проведенной, практически, без потерь знаменитым партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. Алябьев в составе русских войск вошел в Париж. Затем военная служба продолжалась в Петербурге, где он сочинил, в 1915 году, одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню "Один еще денек".

3419483_img01_hi (537x700, 100Kb)

В 1823 году Алябьев выходит в отставку в звании подполковника и переезжает в Москву. Как-то раз за картами Алябьев уличил одного из игроков в нечестной игре. Будучи человеком чрезвычайно несдержанным и вспыльчивым, он в запале ударил шулера, который через несколько дней скончался. Алябьева обвинили в убийстве, было заведено уголовное дело. Человек, которого ударил композитор, был серьезно.болен, но все попытки доказать, что смерть наступила вовсе не по причине стычки за картежным столом, ни к чему не привели.

 Хотя тюрьма - не самое лучшее место для вдохновения, именно там в томительные месяцы ожидания окончания следствия и приговора Алябьев сочинил массу музыкальных произведений, в том числе и своего знаменитого 'Соловья'.
Будучи до заключения своего кутилой, ловеласом и отчаянным картежником, оказавшись в камере-одиночке, бывший светский баловень занялся единственно возможным теперь для него делом - стал сочинять музыку и из дилетанта довольно скоро превратился в одного из самых задушевных русских композиторов.
- Русскому таланту и тюрьма - на пользу! - как-то сказал по этому поводу композир Верстовский.
- Передайте ему, что рядом со мной полно пустых камер, - с грустной усмешкой отозвался Алябьев, узнав об этом 

Находясь в тюремном заключении, Алябьев пишет один из своих самых знаменитых романсов "Соловей".

 

Ноты

 

В Тобольск Александр Алябьев возвратился в 1828 году уже как ссыльный, лишенный чинов, орденов и дворянского звания. Алябьев жил в приходе Захарьевской церкви, где ему вменялось регулярное покаяние. В этот гериод композитор занимается сочинительством военной и церковной музыки, в основном оставшейся неизданной. В Тобольске Алябьев организовал военный оркестр, часто выступавший с ним на концертах в пользу бедных. В 1832 году Алябьеву было разрешено выехать для лечения на Кавказ. Оттуда он в 1833 году был направлен в Оренбург, а в конце 1830-х годов Алябьев приехал в Московскую губернию без права проживать в Москве. Это право он получил лишь в 1843 году. 

Судьба "Соловья" Алябьева  

«Отчего же «Соловей» Алябьева до сей поры нравится образованным любителям музыки? Потому что в нем есть внутреннее достоинство. Прекрасная идея,  выраженная в привлекательной форме, - не стареется и не выходит из моды.» Д.Ю. Струйский 

 Наследие замечательного русского композитора А.А. Алябьева включает почти все музыкальные жанры, но самая известная сфера его творчества – вокальная лирика. Им написано свыше 160 песен и романсов, из которых наибольшей популярностью пользовался и пользуется романс "Соловей" на слова поэта Дельвига. Исторические сведения, однако, о создании этой неувядаемой мелодии противоречивы. Одни авторы относят это произведение к началу 18- 20-х гг., другие - к периоду 1826-1828 гг.
 
Первое печатное упоминание о романсе - объявление в газете «Московские ведомости» от 1 января 1827 г. о том, что ведущий тенор Большого театра П.А. Булахов 7 января исполнит новую русскую песню «Соловей мой, соловей» на слова А.А. Дельвига с музыкой А.А. Алябьева. Это стихотворение впервые  опубликовано в апреле 1826 г. в альманахе «Северные цветы», а объявление о продаже нот «Соловья» появилось в «Московских ведомостях» в конце ноября 1827 г. Такие факты, по мнению музыковеда Б.С. Штейнпресса, неопровержимо свидетельствуют, что рождение романса произошло между апрелем и декабрем 1826 г., т.е. во время пребывания композитора в камере полицейской части, в Ипатьевском переулке Москвы, в связи с опровергнутом впоследствии обвинением в убийстве.  Известно, однако, что стихотворение Дельвигом было написано еще во второй половине 1825 г., а на титульном листе партитуры Алябьева Третьего струнного квартета  имеется дата окончания работы – 11 декабря 1825 г. и рукой композитора указано на заимствование в третьей части квартета из «русской песни «Соловей». На этих основаниях некоторые исследователи полагают, что романс был сочинен вначале на слова народной песни «Соловей мой, соловей» и скорее всего в 1823 г., когда вышедший в отставку подполковник Алябьев поселился в Москве. Позднее, ввиду несомненных поэтических достоинств, композитор предпочел издать романс с
текстом Дельвига. 
 
3419483_zontag (294x378, 23Kb)
 
 Среди первых исполнителей «Соловья» – ученик М.И. Глинки - Н.К. Иванов, цыганка Татьяна Демьянова, чаровавшая А.С. Пушкина, московская певица П.А. Бартенева, немецкая оперная артистка Г. Зонтаг, впервые познакомившая с русским романсом зарубежную публику, подруга И.С. Тургенева - французская певица П. Виардо. Позднее, в середине ХIХ в. он часто исполнялся как в России, так и за рубежом многими певицами, начиная с всемирно известных примадонн оперных групп и кончая участницами самодеятельности. Следует отметить, что в первозданном виде романс исполняется очень редко. Обычно поют только первые четыре строки (в стихотворении Дельвига их 28), а из мелодии делают тему с вариациями, украшая ее имитацией соловьиного пения, чего в оригинале нет 
 
3419483_43_1_ (572x700, 271Kb)
 
Петр Булахов

      Триумфальный успех «Соловья» породил огромное количество переложений для самых разных инструментов (скрипки, виолончели, гитары, арфы), ансамблей и оркестров. Глинка и сам Алябьев сделали переложения для голоса и хора с оркестром. На мотив его А.Л. Гурилевым написан котильон и полонез, Ф. Листом - две транскрипции для фортепиано, музыка романса включена в балет «Конек-горбунок». В несомненном родстве с «Соловьем» состоят несколько последующих романсов Алябьева: «Прощание с соловьем» (1828, слова Н.А. Кашинцова), «Прощание с соловьем на севере»  (1831, слова И.И. Веттера), «Что поешь, краса-девица» (1834, слова В.В. Домонтовича), «Сладко пел душа-соловушко» (1834, слова И.И. Лажечникова), «Любовник розы соловей» (1834, слова И.И. Козлова).
3419483_1285851660_gorgsand (524x700, 192Kb)
 
Полина Виардо

«Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 года в исполнении кумира московских меломанов Петра Булахова (Сергея Лемешева того времени) и вошел в репертуар самых выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Современники Пушкина слышали «Соловья» в исполнении знаменитой Прасковьи Бартеневой, немецким «оперным дивом» Генриэттой Зонтаг (ее даже называли «соловьем»), а в 40—50-е годы «Соловей» стал коронным номером Полины Виардо, включавшей его во все свои концертные программы и в сцену урока пения в  .«Севильском цирюльнике», что вызывало шквал аплодисментов.  





 

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 4 пользователям

auwa   обратиться по имени Четверг, 19 Мая 2011 г. 17:23 (ссылка)
Очень благодарна за содержательный пост
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Мая 2011 г. 17:33ссылка
auwa, Рада что понравилось)
klavdievna   обратиться по имени Четверг, 19 Мая 2011 г. 20:29 (ссылка)
Спасибо за пост. Вот уж не знала, что такая сложная судьба была у этого композитора.
Ответить С цитатой В цитатник
Pannat   обратиться по имени Четверг, 19 Мая 2011 г. 21:15 (ссылка)
И от меня спасибо, от меломанки :)), прекрасный пост, забираю!
Ответить С цитатой В цитатник
Таточка-Танюша   обратиться по имени Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 22:27 (ссылка)
Замечательный пост! Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку