-Метки

beatles Омск абхазия австралия австрия армения барнаул беларусь белоруссия бельгия бременские музыканты великий новгород великобритания венгрия владивосток воронеж высоцкий гагарин германия гомель греция грузия дания днепропетровск дон кихот донецк екатеринбург ереван запорожье израиль иркутская область ирландия испания италия казань казахстан калужская область канада кемерово киев китай красноярск крым куба кузбасс латвия ленин ленинградская область литва львов мексика минск москва московская область нидерланды нижний новгород нижний тагил новороссийск новосибирск норвегия оаэ одесса пермь польша пушкин ростов-на-дону ростовская область самара санкт-петербург саратов словакия сочи сша тбилиси тверь томск турция тюменская область тюмень узбекистан украина ульяновск уфа финляндия франция хабаровск халафян ханты-мансийск харьков церетели челябинск чехия швейк швейцария швеция элиста эстония южная корея якутск япония

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Необычные_памятники

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 9755


Скульптор Александр Николаевич Капралов

Воскресенье, 11 Января 2009 г. 21:11 + в цитатник
M0ndschein все записи автора источник

Родился 12 июля 1959 года в пос. Ольгино, ныне р.п. Москаленки, Омской области. В 1989 году окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. С 1988 года – постоянный участник областных и групповых художественных выставок. Член Союза художников России с 1993 года. С 2001 года – доцент кафедры рисунка факультета искусств Омского государственного педагогического университета им. А.М. Горького. Член объединения «Скит» с 1989 года. Произведения хранятся в музеях и художественных галереях Омска, Читы, Новосибирска, Сургута, украшают улицы этих городов. Работал с камнем (мрамор), деревом, глиной. В 1995 году обращается к сварному металлу, богатому выразительными возможностями: рваные графические линии, ажурный объем, фактурные эффекты обожженного до черноты или зачищенного до стального блеска металла. Первым произведением новой техники стало «Колесо покаяния», занявшее впоследствии достойное место в парковой зоне нового здания городского музея «Искусство Омска».

Уникальный почерк Александра Капралова запоминается сразу. Скульптор сумел создать собственный неповторимый стиль, его работы всегда узнаваемы и всегда неожиданны. Искусствоведы отмечают, что образы, созданные художником при помощи рваных краев, накипи сварки, приобретают особую лаконичность и многозначность. Все работы мастера несут в себе мощное философское начало, некую мысль, мораль, идею. В них постоянно присутствуют символика и архетипы.

Произведения Александра Капралова – даже больших размеров и вне конкретных образов – обращены к частному восприятию. Большое детализируется, знаковость базируется на ее общепринятости. В своих работах он негромко, но ясно провозглашает торжество любви и творчества над иллюзорностью власти и мнимого величия. Среди излюбленных тем скульптора, например, – тема трона. Отношение к ней, как и ко всему мирскому, у художника ироническое.

Среди уличных скульптур А.Н. Капралова - металлические скульптуры на центральных улицах Омска: «Дон Кихот» у Театра юного зрителя и тот же Дон, только поменьше – у крыльца ИТ Банка, вызывающий споры и критику памятник Ф.М. Достоевскому «Крест несущий» у здания драмтеатра, «Динамическое равновесие» у музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, скульптура древнегреческой богини Фемиды у здания Юридического института, городская скульптура «Книга» и другие.

 (542x699, 190Kb)
Городская скульптура «Динамическое равновесие».
Скульптура установлена в 1999 году возле Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля на ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус). Первая парковая скульптура А. Капралова, показанная в городе. Скульптура по форме напоминает весы. Две линии – горизонтальная и вертикальная – образуют традиционный крест. В верхней части весов помещены «колючие» фигурки людей, различные предметы, соединенные самым невероятным образом. «Воздушные» клетки весов находятся в равновесии. В вертикальной основе «Динамического равновесия» «сооружена» лестница, ведущая вверх, на небо, и чуть наклонившийся трон для главного судьи, на который всегда найдется желающий взобраться. По замыслу скульптора, символ весов отражает линию жизни человека: он вечно стремится к гармонии, вечно колеблется между духовным и материальным, между потребительским и созидательным. Скульптура выполнена из металла методом сварки.

 (460x699, 128Kb)
Городская скульптура «Между небом и землей» («Коммунальный карась»).

Огромная, с хитроватыми глазищами и зубасто-улыбчивой пастью, скульптура стала сказочным собирательным образом: каждый увидит в ней то, что захочет, - и трех китов, на которых держится мир, и премудрого пескаря, и желанную золотую рыбку… По словам Александра Капралова, главная идея скульптуры такова: « … коммунальный карась – это аллюзия на те времена, когда люди жили в коммуналке и ждали чего-то светлого, и философское понятие о том, что человек живет между небом и землей». Первоначально планировалось, что скульптура, как своеобразная «гастрономическая метафора», оживит территорию возле ресторана «Сенкевич». Однако, ее приобрела компания «Белый свет» и весной 2006 года скульптуру установили на пересечении улиц Герцена и Чапаева, перед входом в офис компании. Скульптура выполнена из металла методом сварки.

 (650x692, 159Kb)
Городская скульптура «Фемида».

30 июня 2007 года на улице Короленко, 12 возле здания Омского юридического института состоялась торжественная церемония открытия статуи античной богини правосудия Фемиды. Автор А.Н. Капралов. Высота скульптуры – 2,2 м, высота постамента - 0,8 м. Работа выполнена методом сварки из черного металла и окрашена под бронзу с патиной, дающей эффект состаренности. Инициаторы установки скульптуры – администрация ОмЮИ. Событие приурочено к 150-летию здания института - бывшего Войскового хозяйственного правления Сибирского линейного казачьего войска.
Со времен Древней Греции Фемида - символ законности и воздаяния за зло. В античности образ богини не был жестко канонизирован, благодаря чему каждый скульптор мог создавать его в соответствии со своим мироощущением – вкладывая, например, в руки статуи факел, рог изобилия или меч и весы. В данном случае Александр Капралов также выбрал для своей Фемиды меч и весы.
Весы в ее руках и повязка на глазах обозначают справедливость и беспристрастие, меч она показывает непокорным и высокомерным, крылья за ее спиной – символ быстроты и неотвратимости наказания.

 (496x698, 168Kb)
Памятник Ф.М. Достоевскому «Крест несущий»

Памятник установлен в 2000 году рядом со зданием Омского академического театра драмы у бывшего острога. Скульптор А.Н. Капралов, архитектор Ю.А. Захаров.
«Наверное, я единственный человек, кто сделал сварную скульптуру исторической личности из металла, - рассказывал о своей работе Александр Капралов, - там в одном только лице около 500 сваренных кусочков металла. Образ Достоевского нельзя лепить так, чтобы ему подошла, скажем, голова Пушкина или Лермонтова. В фигуре тоже должна читаться личность. С одной стороны скульптуры виден крест, с другой – давящий архитектурный блок как идея тюрьмы. Немного ушедшее вниз плечо, деформация в спине – все это так и замышлялось, потому что он такой писатель. Нельзя его лепить просто как человека, стоящего в шинели. В самой фигуре должен читаться трагизм его творчества. И то, что он черный, тоже играет на пользу образа. Я создавал своего Достоевского не для конкурса, не для диплома, не для улицы, а по велению сердца. Это мой любимый писатель». По сути, это единственное скульптурное изображение Ф.М. Достоевского, выполненное в технике сварки. Скульптура стоит на небольшом плинте. Нет высокого пьедестала. Узнаваемое по живописным портретам XIX века лицо писателя, нервные пальцы рук, угадываемый объем креста. Тяжелый, он придавливает своим весом вертикаль фигуры, но не инороден для самого тела, а составляет с ним некое единое целое. Это, именно, не тяжесть извне (полное отсутствие социального подтекста!), а груз самого себя, своих ошибок, привычек. Капраловский Достоевский – мучающийся, страдающий, одинокий и независимый…

 (350x467, 27Kb)
Дон Кихот около ИТ-банка


 (350x467, 27Kb)
Эта скульптура находится возле Театра кукол „Арлекин“, поэтому подвергается постоянным нападкам со стороны детей, желающих засидеть ее до дыр. Расположена эта фигура неброско (от проспекта Мира она отгорожена киоском), поэтому многие омичи не подозревают о ее существовании.
Рубрики:  Разная живность
Литературные герои
Литературные деятели
Символы
Сказки и басни
Мифология, эпос
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Суббота, 24 Ноября 2012 г. 21:55 (ссылка)
Поражена памятником Достоевскому: глубочайшее проникновение в суть жизни и творчества писателя, отражение личности сколь великой, столь и страдающей, но не оставляющей своего креста как долга всей жизни. Для меня это событие личной жизни - знакомство со скульптором (его работой) Александром Капраловым. Низкий ему поклон!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку