О культе лингама в Индии |
Не буду здесь обсуждать переводы слова “лингам”, это можно отнести вовсе в отдельную тему. Версий на эту тему масса и здесь не хватит места для споров и уточнений. О лингамах написано много достаточно интересной литературы. Единственное, что можно сказать точно – понятие “лингам” неразрывно связано с именем бога Шивы, поэтому я бы настоял на формулировке “Шива-лингам”. Потому что ни в каком другом ответвлении индуизма, будь то смартизм, какие-то брахманические традиции, вишнуитские или шактистские, лингаму как таковому не поклоняются. Только лишь представители шиваистских веток имеют свое трепетное отношение к этому понятию, к этой категории. Именно по этой причине уместно говорить не “лингам”, а “Шива-лингам”.
Что касается шиваитской Индии, то культ лингама занимает первостепенную неразрывную роль. Первоначальные изображения лингама в виде конуса, в виде продолговатого камня означал мужское начало и покоился на особом пъедестале, который называется “йони”. Йони в свою очередь символизирует начало женское. Надо заметить, что сам лингам практически никогда не изображался отдельно от йони, символизируя мистическое единство мужского и женского во вселенной и в природе. По всей Индии, где бы вы ни были, вы увидите множество рисунков, изображающих лингам, скульптуры, и даже целые населенные пункты, которые всю жизнь поклоняются именно лингаму. Это шиваитские общины, которые избрали лингам в качестве “мурти” – то есть, изображения-символа божества. Примером мурти в православной традиции является икона, алтарь и аналой. Грубо говоря, мурти нужны неумным людям, чтобы осознать и понять, кому именно они молятся. Для браминов и людей духовно просвещенных мурти наполнены другим, особым смыслом, который для большинства обычных людей, читающих мантры, непостижим.
Шива-лингам может быть изготовлен практически из любого материала, будь то камень, глина, мел, песчаник, мрамор, металл. Лингаяты носят небольшие лингамы у себя на шее на тесьме. Проводя параллель с православной церквью, можно сказать, что у христиан место лингама занимает крест. Можно с уверенностью сказать, что лингам – это некое абстрактное изображение бога Шивы. В городе Варанаси вы встретите массу признаков того, что это не только город Шивы, но и город лингама. Вы сможете там встретить изображение либо сами лингамы самых различных форм в самых неожиданных местах, где меньше всего будете ожидать их увидеть. На одной из фотографий, где я нахожусь в келье у преподавателя местного университета, в Варанаси, видно, что у него в келье огромное количество Шива-лингамов. В темноте и с непривычки их можно спутать со свежевыкрашенными пасхальными яйцами.
При ритуалах поклонения лингаму обязательно используется процесс омовения его водой, молоком, вином и прочими жертвенными жидкостями. Жидкость в этом случае стекает по лингаму в йони, совершая сакральный цикл, раскрывающий смысл и сущность лингама для посвященных. Для хинду это ответственная и очень серьезная процедура, называется она “абхишека”. Это особый обряд поклонения богу Шиве, представленном в виде лингама.
Читать статью целиком: http://tarananda.ru/?p=118
Рубрики: | Об Индии в целом |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |