Любопытно, что ЭКО не подвергли "анафеме" только два религиозных течения – иудеи и протестанты. Я даже
статью нашла в журнале "9 месяцев"– практически стенограмма круглого стола, где представители крупнейших религий обсуждали этичность "вспомогательных технологий лечения бесплодия", как по-научному называют ЭКО. Честно говоря, для меня все эти обсуждения и ломания копий были новостью. Я об ЭКО никогда не думала как о чем-то аморальном. Так что заявления типа "даже пророки терпели, и человеку пристало" или "желание человека иметь собственного ребенка – крайнее проявление эгоизма" (это представитель православной церкви так заявил) для меня оказались более чем удивительными. Слова рава Исраэля "Продолжение рода — одна из главных задач человеческого существования на земле. … неспособность исполнить это предназначение причиняет человеку сильнейшие страдания, и если современная наука может ему помочь — это прекрасно" кажутся мне куда более сознательными, чем православное: "…технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности… Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание" (взято
отсюда)
А вся проблема, как выясняется, только в том, что нежизнеспособных восьмиклеточных эмбрионов уничтожают еще до подсадки в матку или после того как беременность случилась-таки. Ну и из матки иногда удаляют эмбрионы "лишние" чтобы не было тяжелой и сомнительно-положительной в результате многоплодной беременности. А подсаживают-то чаще всего не один, а несколько эмбрионов – по словам врачей, в таком случае выше шансы на благополучное наступление беременности. Несколько эмбрионов подсаживают, в частности, в России, в Великобритании, если я не ошибаюсь, законодательно разрешено подсаживать только один эмбрион. Тут-то и кроется основная заговоздка. По иудейским верованиям душа вселяется в человеческий эмбрион на 40-ой день после зачатия, по христианским (православным) – в момент зачатия, т.е. еще в пробирке, а по исламским – на 120-ый день. Но у мусульман этический вопрос все-таки оказывается несколько сложнее – у них считается, что ЭКО это в принципе чрезмерное вмешательство в замысел Творца и, значит, сатанинское действо. Категорически ислам относится и к донорским яйцеклеткам или сперматозоидам. В то же время единственное препятствие к ЭКО у иудеев (опять же – насколько мне известно из найденных материалов) – когда эту процедуру проводит незамужняя женщина, т.е. когда предполагаемый ребенок будет рожден вне брака от донорской спермы.
Мне вот в связи с этим интересно – предают ли анафеме и отлучают ли от церкви тех, кто решился на ЭКО? Отказывался ли кто-нибудь от ЭКО если выяснялось, что это последний шанс, только по морально-этически-религиозным соображениям? Я в больнице лежала с девочкой, которая с литром крови в животе отказывалась от госпитализации и операции после апоплексии яичника только потому, что в больницах, которые ей предлагали, не было искусственной крови, а она, как свидетель Иеговы на переливание "живой" крови согласиться не могла. И я верю что она скорее бы умерла, чем согласилась на госпитализацию, хотя уже мало чего соображала к тому времени. Ее в Склифе прооперировали только после того как она нашла телефон профессора Склифа, которая заверила ее что запас искусственной крови у них есть и она владеет техникой ее переливания и проведения операций с их использованием.