МалявКаа (АНТИСПИД) все записи автора
В России ведется активная работа по созданию вакцины против ВИЧ, в частности, существует консорциум из четырех исследовательских институтов - "Вектор", Институт иммунологии, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт особо чистых препаратов. Они образуют субрегиональный центр в разработке вакцины. О том, на каком этапе по созданию вакцины против ВИЧ находится Институт иммунологии Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России, рассказывает корреспонденту журнала "Шаги" Сидорович Игорь Георгиевич, доктором медицинских наук, профессором, заведующим отделом СПИДа и его коллеги.
Возникает вопрос... а почему же её до сих пор не вывели эту вакцину? ВИЧ постоянно мутирует, приспосабливается под лекарства. Циркулируют несколько типов вирусов.
Что сейчас конкретно происходит?
Идет первый этап клинических испытаний. Нужно 15 добровольцев, несколько месяцев на несколько иммунизаций и наблюдений (диспансеризаций). Сейчас такая когорта собрана, 9 добровольцев уже прошли всю процедуру исследования. Как изначально предполагалось, вакцина оказалась безопасной и легко переносимой, никакой опасности нет. Первые добровольцы еще могли теоретически чем-то рисковать, а остальные уже ничем не рискуют. Предварительно прошли доклинические испытания, все согласовано с Минздравом и фармакологическим комитетом. Все проверено, и эти испытания проводятся как бы на всякий случай, но, тем не менее, это обязательный этап проведения такой работы.
Нам довольно трудно было привлечь людей к испытаниям, потому что нет мотивации. При этом мы даже находим возможность выплачивать добровольцам некоторые символические суммы. Это в Америке проще, там народ более патриотический и сознательный, они говорят: "Наш долг - внести свой вклад в создание вакцины". Если мы говорим о терапевтической вакцине, то ясно, что люди рассчитывают, что она как-то поможет их здоровью, наверняка поможет. А в данном случае мы ищем здоровых людей и откровенно говорим, что им эта вакцина ничем не поможет, кроме того, что вероятность их заражения в будущем будет несколько ниже (возможно - да, возможно - нет). Если читатели готовы стать испытателями нашей профилактической вакцины, милости просим.
Привлечь людей к испытаниям очень сложно. Вы знаете, под каким социальным прессом происходит все, что связано с ВИЧ. Если кто-то расскажет, что участвовал в испытаниях, например, вакцины против гепатита, то его похвалят: молодец, герой, а если он скажет, что против СПИДа, то реакцией станет: "А чего он туда пошел? Может у него что-то не так?" Основной мотив отказа от участия в испытаниях - это то, что они связаны с ВИЧ и СПИДом, боязнь заразиться. Другой момент - это непонимание природы современных вакцин. Считается, то вакцина делается из возбудителя, значит, заразят СПИДом. Это глубокое заблуждение. Вакцины против ВИЧ-инфекции никогда не содержат инфекционного материала. Это официальная позиция ВОЗ. Все их компоненты - это синтетические, генно-инженерные продукты. Мало кто знает, что никогда не проводится экспериментального заражения ВИЧ для проверки эффекта вакцины, и это тоже официальная позиция ВОЗ. За рубежом процесс испытания анти-ВИЧ-вакцин хорошо отработан, и фактические результаты достаточно ощутимы. При этом надо отметить, что когорты создаются под эгидой общественных организаций. Общественные организации говорят: вот вы, ученые-медики, разрабатывайте вакцинные препараты, а мы выставим вам отряды добровольцев.
И если в научном плане создания вакцины мы не отстаем от зарубежных коллег, то в плане привлечения добровольцев в нашей стране, конечно, отставание большое. Пример тому - длительный срок, за который мы собирали тех самых 15 добровольцев. А в следующей фазе количество людей увеличится на порядки и составит от 300 до 500 человек и от 2,5 до 5 тысяч человек минимум - это третья фаза. Возникает вопрос, а сможем ли мы в нашей стране осуществить эти испытания?! Соответственно, будет ли в конечном итоге внедрена в практику отечественная анти-ВИЧ-вакцина? Как известно, если не кормить свою армию, будем кормить чужую. Если не иметь своих разработок, то придется покупать дорогие зарубежные. Что, собственно, сейчас и происходит с антиретровирусными препаратами.
На мой взгляд, сейчас важнейшая задача общественных организаций, пусть и новая для них, - это пропаганда знаний о вакцинах (как выясняется, уровень знаний о вакцинах очень низкий) и участия добровольцев в испытаниях. Кроме того, в связи с многочисленными дискуссиями о необходимости, полезности и вредности вакцинаций хочется привести такой пример. В США Центр по контролю за заболеваниями оценил вклад вакцинации в увеличение продолжительности жизни американского народа. Оказалось, что тридцатилетнее увеличение продолжительности жизни на 25 лет обязано вакцинации. Специалисты подсчитали, что если внедрить в клиническую практику даже частично эффективную вакцину против ВИЧ-инфекции, то уже сейчас можно спасти 37 миллиона жизней.
Наша работа заключается в том, что мы участвуем в международном разделении труда по созданию вакцины против ВИЧ. Можно представить это в виде карикатурной картинки: есть некий стог сена среди поля, и к нему рвутся разные желающие его съесть: лоси, бизоны, другие животные. Это разные подходы к созданию этой самой вакцины. Бессмысленно бежать за лосем или слоном, эта дорога уже изучается. Отечественная наука - иммунология - в нашем институте находится в выигрышном положении, мы не идем ни за кем, а протаптываем собственную дорогу, никто в мире такого подхода не реализует, хотя идет колоссальная работа. И наш институт играет в этой международной команде достойную роль. В международных изданиях, посвященных созданию вакцины, отмечено, что в России существует одна из тридцати известных в мире кандидатных вакцин против ВИЧ - и это вакцина, создаваемая нами. Это признание мировой научной общественности, что мы оригинальны и эффективны.