А.Фет. Диана |
Метки: Афанасий Фет Диана древнеримская мифология русская поэзия |
Незавершеная поэма А.С. Пушкина "Актеон" |
Метки: Александр Пушкин Артемида Эллада древнегреческая мифология незавершенные поэмы Актеон Россия русская поэзия Луна в мифологии легенды Диана поэты Царская Россия |
Николай Чернышевский |
русский писатель, публицист, литературный критик, философ, революционный демократ
Николай Гаврилович Чернышевский родился (12) 24 июля 1828 года в Саратове в семье священника. Начальное образование он получил дома, а в 1842 году был определен на обучение в Саратовскую духовную семинарию. Однако духовное поприще не влекло Николая, и в 1846 году он поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.
В университете Чернышевский был в числе лучших учеников, но гораздо больше основных предметов его увлекали социально-политические темы. Именно тогда сложилось мировоззрение Чернышевского, которое формировалось под влиянием работ классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма.
После окончания университета в 1850 году Чернышевский несколько лет преподавал в Саратовской гимназии, а в 1853 году вернулся в Петербург на должность учителя русского языка Второго кадетского корпуса, но продержался там менее года. Превосходный преподаватель, он был недостаточно строг к ученикам, и вскоре ему пришлось оставить корпус.
С того времени он всецело отдался литературной деятельности. Его карьера публициста началась с небольших статей в журналах «Санкт-Петербургские Ведомости» и «Отечественные Записки», рецензий и переводов. Затем Чернышевский был приглашен Н.Некрасовым в «Современник», где скоро стал одним из руководителей, а его статьи, преимущественно были посвященны критике и истории литературы.
В конце 1857 года Чернышевский, передав отдел критики Н.Добролюбову , которого он привел в «Современник» двумя годами ранее, обратился к экономико-политическим темам, прежде всего – посвященным предстоящей крестьянской реформе. В своих работах он критиковал либерально-дворянские проекты реформы. В «Письмах без адреса», написанных уже после реформы, Николай Гаврилович обвинил самодержавие в ограблении крестьян. Также в 1861-62 годах Николай Гаврилович был идейным вдохновителем революционной организации «Земля и воля».
Вся эта деятельность не могла уйти от надзора полиции, и в мае 1862 года «Современник» был закрыт, а вскоре арестован и сам Чернышевский и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел около двух лет. За это время он написал ряд повестей и рассказов, а также свою главную книгу – роман «Что делать?», который был опубликован в 1863 году.
Весной 1864 года Чернышевский был признан виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления», лишен всего состояния и осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь на вечное поселение. Более 20 лет он провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке, но продолжал свою литературную деятельность – работал над разными сочинениями и переводами.
Только в 1883 году Николай Гаврилович получил разрешение поселиться в Астрахани, а еще через 6 лет – на родине, в Саратове. В эти годы он вновь взялся за литературу и журналистику, строил большие планы. Им были написаны несколько статей и философских работ, воспоминания о Добролюбове и Некрасове, переведены 11 томов «Всеобщей истории» Г.Вебера… Но чрезмерная работа надорвала старческий и больной организм.
Скончался Николай Гаврилович Чернышевский от кровоизлияния в мозг (17) 29 октября 1889 года в Саратове, где и был похоронен на Воскресенском кладбище.
В память о Чернышевском названы улицы и площади во многих городах России, памятники ему установлены в Саратове и Москве. Также на родине писателя в Саратове есть музей Н.Г.Чернышевского.
|
Начинается подготовка третьего сборника стихов «Золотая строфа: Философская лирика» |
|
Из печати вышел шестой альманах «Золотая строфа» |
|
Для москвичей. Театральный фестиваль, посвященный 120-летию Осипа Мандельштама |
|
Да, наша жизнь текла мятежно |
|
последняя любовь |
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
|
Она сидела на полу |
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
|
День Рождения А.С. Пушкина |
Признание
Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье.
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
|
Без заголовка |
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее; он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
|
В разлуке |
В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек...
|
Мечтатели "Белые ночи" Ф.М. Достоевский |
- Есть, Настенька, если вы того не знаете, есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое-то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом. В этих углах, милая Настенька, выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время. Вот эта-то жизнь и есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем (увы, Настенька!) тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого.
- Фу! господи боже мой! какое предисловие! Что же это я такое услышу?
- Услышите вы, Настенька (мне кажется, я никогда не устану называть вас Настенькой), услышите вы, что в этих углах проживают странные люди - мечтатели. Мечтатель - если нужно его подробное определение - не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка, или, по крайней мере, он очень похож в этом отношении на то занимательное животное, которое и животное и дом вместе, которое называется черепахой. Как вы думаете, отчего он так любит свои четыре стены,
выкрашенные непременно зеленою краскою, закоптелые, унылые и непозволительно обкуренные? Зачем этот смешной господин, когда его приходит навестить кто-нибудь из его редких знакомых (а кончает он тем, что знакомые у него все переводятся), зачем этот смешной человек встречает его, так сконфузившись, так изменившись в лице и в таком замешательстве, как будто он только что сделал в своих четырех стенах преступление, как будто он фабриковал фальшивые бумажки или какие-нибудь стишки для отсылки в журнал при анонимном письме, в котором обозначается, что настоящий поэт уже умер и что друг его считает священным долгом опубликовать его вирши? Отчего, скажите мне, Настенька, разговор так не вяжется у этих двух собеседников? отчего ни смех, ни какое-нибудь бойкое словцо не слетает с языка внезапно вошедшего и озадаченного приятеля, который в другом случае очень любит и смех, и бойкое
словцо, и разговоры о прекрасном поле, и другие веселые темы? Отчего же,наконец, этот приятель, вероятно недавний знакомый, и при первом визите, - потому что второго в таком случае уже не будет и приятель другой раз не придет, - отчего сам приятель так конфузится, так костенеет, при всем своем остроумии (если только оно есть у него), глядя на опрокинутое лицо хозяина, который в свою очередь уже совсем успел потеряться и сбиться с последнего толка после исполинских, но тщетных усилий разгладить и упестрить разговор,
показать и с своей стороны знание светскости, тоже заговорить о прекрасном поле и хоть такою покорностию понравится бедному, не туда попавшему человеку, который ошибкою пришел к нему в гости? Отчего, наконец, гость вдруг хватается за шляпу и быстро уходит, внезапно вспомнив о самонужнейшем деле, которого никогда не бывало, и кое-как высвобождает свою руку из жарких пожатий хозяина, всячески старающегося показать свое раскаяние и поправить потерянное? Отчего уходящий приятель хохочет, выйдя за дверь, тут же дает самому себе слово никогда не приходить к этому чудаку, хотя этот чудак в сущности и превосходнейший малый, и в то же время никак не может отказать своему воображению в маленькой прихоти: сравнить, хоть отдаленным образом, физиономию своего недавнего собеседника во все время свидания с видом того несчастного котеночка, которого измяли, застращали и всячески обидели дети, вероломно захватив его в плен, сконфузили в прах, который забился наконец от них под стул, в темноту, и там целый час на досуге принужден ощетиниваться, отфыркиваться и мыть свое обиженное рыльце обеими лапами и долго еще после того враждебно взирать на природу и жизнь и даже на подачку с господского обеда, припасенную для него сострадательною ключницею?
|
"Старосветские помещики" |
«Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа стосковалась за человеком и призывает его, и после которого следует неминуемо смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов. Я помню, что в детстве часто его слышал: иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносил мое имя. День обыкновенно в это время был самый ясный и солнечный; ни один лист в саду на дереве не шевелился, тишина была мертвая, даже кузнечик в это время переставал кричать; ни души в саду; но, признаюсь, если бы ночь самая бешеная и бурная, со всем адом стихий, настигла меня одного среди непроходимого леса, я бы не испугался ее, как этой ужасной тишины среди безоблачного дня. Я обыкновенно тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада, и тогда только успокоивался, когда попадался мне навстречу какой-нибудь человек, вид которого изгонял эту страшную сердечную пустыню». Гоголь
Метки: н.в.гоголь |
О произведениях Чехова |
|
Об А.П.Чехове |
|
О Чехове |
|
Песня к ней |
ПЕСНЯ К НЕЙ (МНЕ ГОВОРЯТ, ЧТО ТЫ - БЛОНДИНКА)
Мне говорят, что ты - блондинка
И что блондинка - неверна,
И добавляют: "Как былинка..."
Но мне такая речь смешна!
Твой глаз - яснее, чем росинка,
До губ твоих - душа жадна!
Мне говорят, что ты брюнетка,
Что взор брюнетки - как костер,
И что в огне его нередко
Сгорает сердце... Что за вздор!
Ты целовать умеешь метко,
И по душе мне твой задор.
Мне говорят: "Не будь с шатенкой:
Она бледна, скучна чуть-чуть..."
Смеюсь над дружеской оценкой!
Дай запах кос твоих вдохнуть,
Моя царица, - и коленкой
Стань, торжествуя, мне на грудь!
Метки: поль верлен |
ночной разговор |
Ты спишь ли, друг мой дорогой?
Проснись и двери мне открой.
Нет ни звезды во мгле сырой.
Позволь в твой дом войти!
Впусти меня на эту ночь,
На эту ночь, на эту ночь.
Из жалости на эту ночь
В свой дом меня впусти!
Я так устал и так продрог,
Я под собой не чую ног.
Пусти меня на свой порог
И на ночь приюти.
Как ветер с градом и дождем
Шумит напрасно за окном,
Так я стучусь в твой тихий дом.
Дай мне приют в пути!
Впусти меня на эту ночь,
На эту, эту, ЭТУ ночь.
Из жалости на эту ночь
В свой дом меня впусти!
Тебе ни дождь, ни снег, ни град
Не помешал попасть в мой сад.
И, значит, можешь путь назад
Ты без труда найти.
Еще кругом глухая ночь,
Глухая ночь, глухая ночь.
Тебя впустить на эту ночь
Я не могу - прости!
Пусть на ветру ты весь продрог, -
От худших бед помилуй бог
Ту, что тебе через порог
Позволит перейти!
В саду раскрывшийся цветок
Лежит, растоптан, одинок.
И это девушке урок,
Как ей себя вести.
Птенца, не знавшего тревог,
В кустах охотник подстерег.
И это девушке урок,
Как ей себя вести!
Стоит кругом глухая ночь,
Глухая ночь, глухая ночь.
Тебя впустить на эту ночь
Я не могу - прости!
|
Н. В. ГОГОЛЬ- к 200 летнему ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОГО ПИСАТЕЛЯ |
Ко дню рождения Н.В.Гоголя - 2
Второй пост по гоголевско-российской теме мне бы хотелось посвятить бессмертной поэме "Мертвые души".
Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и к литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира. В Баден-Бадене в августе 1837 года Гоголь читал незаконченную поэму в присутствии фрейлины императорского двора Александры Смирновой (урождённой Россет) и сына Николая Карамзина Андрея Карамзина, в октябре 1838 года читал часть рукописи Александру Тургеневу. Работа над первым томом проходила в Риме в конце 1837 года — начале 1839 года.
Гоголь, подобно Данте Алигьери, предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова. Работу над вторым томом Гоголь начал предположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германии, Франции и главным образом в Италии в 1842—1843 годах. В конце июня или в начале июля 1845 года писатель сжёг рукопись второго тома. При работе над вторым томом значение произведения в представлении писателя вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг беловую рукопись второго тома (единственным свидетелем был слуга Семён) и спустя десять дней умер.
Кроме собственно цитат из самой поэмы,мне бы хотелось ознакомить вас с отрывками из книги Николаевская Россия-маркиза де-Кюстина, известного французского путешественника и литератора, рассказывает о жизни России
.Просто для сравнения видения русского и иностранного
Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как‑то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живет, и хорошо живет. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. (c) Н.В.Гоголь- Мертвые души
Мертвые души-иллюстрации
Мертвые души- 1960
Читать далее
Метки: ГОГОЛЬ МЕРТВЫЕ ДУШИ 200 |
Без заголовка |
Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза.
Хоть я грустно очарован
Вашей девственной красой,
Хоть вампиром именован
Я в губернии Тверской,
Но колен моих пред вами
Преклонить я не посмел
И влюбленными мольбами
Вас тревожить не хотел.
Упиваясь неприятно
Хмелем светской суеты,
Позабуду, вероятно,
Ваши милые черты,
Легкий стан, движений стройность,
Осторожный разговор,
Эту скромную спокойность,
Хитрый смех и хитрый взор.
Если ж нет... по прежню следу
В ваши мирные края
Через год опять заеду
И влюблюсь до ноября
1829
|
любимые цитаты из "Горе от ума" |
Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится
Ах! Матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.
"Однако бодр и свеж и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин...
Монашеским известен поведеньем"
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож?
А чем не муж? Ума в нем только мало,
Но чтоб иметь детей,
Кому ума не доставало?
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
|
где твое личико смуглое |
|
Поражена потерей невозвратной |
|