Приключения начинающего журналиста! Душешипательные рассказы! ЧИТАТЬ ВСЕМ . |
Журналист – звучит гордо! Это не только популярная ныне профессия, но и призвание души! И что бы юным дарованиям не потеряться в мире современной журналистики, не запутаться среди лабиринтов разных, порой совершенно противоположных, мнений, не стать ограниченными бульварными писаками, следует постигать эту профессию изнутри!
Это как квест из популярной компьютерной игры, когда с каждым разом тебе дают задания всё сложнее и сложнее, и уровень твой растет, я появляется ясность мысли, растёт опыт за твоими плечами!
Ну так и я , студентка подготовительных курсов журфака МГУ, вооружившись диктофоном, фотоаппаратом, блокнотиком и остреньким простым карандашом, отправилась постигать все тонкости своей будущей ( а почему это будущей?!) профессии!
Ну, с чего еще начать, как не с посещения типографии! Так интересно посмотреть на процесс рождения детища журналистики – газеты или журнала. А посетим мы знаменитую типографию «Красная звезда», которая, между прочим, в ноябре 2005 года отпраздновала свой 70-й юбилей! Тут вспомнилась одноименная газета, которую мой дедушка выписывает уже много-много лет: оказывается со дня основания издательства «Красной Звезды» прошло еще больше - не много ни мало 82 года! Вхожу в священный храм печати: прошли уже времена причудливых линотипов, профессия метранпажа больше не актуальна, более 100 лет утекло со дня основания большевистской «Искры»! Офсетная печать завоевала мир; наблюдаю допечатный процесс, для каждого действия – своя машина, огромные бумажные рулоны катает всего один человек – ловко выходит, профессионал! А вот я и внутри огромной печатной машины в несколько этажей, наблюдаю, как рождается великое газетное слово! Самое главное пальцы никуда ни совать, так можно и инвалидом остаться в столь нежном возрасте. Ну и шумно здесь! «Краски убавить, а натяг прибавить», - сурово командует главный технолог, нелегкая у него работа. Кипы готовых газет бегут по конвейеру, стремясь как можно быстрее попасть в руки к своим читателям, чудесный автомат собирает газеты в пачки, и в завершении всего, по-русски дешево и сердито, как финал всей этой чудесной технологической цепи, тетя приклеивает этикетки на пачки. Видимо аппарат-то старенький был и поломался. Но всё гениальное просто!
Чудесно пахнут только что напечатанные газеты, даль немножко красят пальцы, ну ничего, берем пачку готовых изделий и переходим на следующий уровень.
Как печатается газета - проследили, теперь задача юного журналиста – реклама продукции и получение непосредственной прибыли! А что, надо же с чего-нибудь начинать, поэтому с кипой свеженьких газет бегу на свою электричку. Говорят там уже свой бизнес, новичкам не так уж и легко! Пробую продать парочку газет милым бабушкам у метро. Пенсионеры у нас привыкли экономить, и, прознав, что я, оказывается, продаю газеты дешевле, чем в киоске (ходовой ценой-то я и не поинтересовалась) просто вырвали их у меня из рук! Следующие на пути – два молодых человека, эти согласились приобрести газетки только с номерком моего телефона на полях, а мы – журналисты, люди гордые, не стала я на этих особ время тратить. А вот и электричка, прохожу по ее мрачным вагонам и задорно кричу : « Самые свежие газеты»! Самые интересные новости! Анекдоты, сканворды! Всего 5 рублей (эх, больше брать нужно: например, 6 рублей одной монетой требовать)» Мама просит для озорного сынишки что-нибудь с анекдотами, только бы он на минуту притих, протягиваю ей какой-то женский журнал; нет, думаю, не пойдет – быстренько меняю на свежий номер «Воскресенья». Мужчина с многозначащим видом спрашивает: « Девушка, а сканворды хорошие?» «А как же – лично проверяю каждый раз» - еще один номер уходит с молотка. Пока возилась, заметила, что меня опережает конкурент. «Кто ж тебя сюда поставил?!» - обращается он ко мне! Да никто не ставил, сама пошла проверить свои силы! Дальше хуже – народу все больше, яблоку негде упасть. Когда продвижение по электричке стало невозможным, пришлось остановиться в тамбуре. Нащупываю мелочь в кармане – 35 рублей. Зато сколько радости! Покупаю на эти деньги мороженное и через пару дней благополучно заболеваю. Зато сколько эмоций!
Пройдя тяжелые испытания, перехожу на новый левел! С газетами уже немного разобралась, пора постигать тайны тележурналистики. Мы не ищем легких путей, поэтому сразу идём на прямой эфир: передача «Времечко» по ТВЦ (она, одна из немногих, действительно вещается на всю страну в прямом эфире).
Вот здание, где происходят съемки, везде охрана, камеры, уютный гардероб, большой грузовой лифт, все удобства (серьезно, и в то же время креативно) - особая атмосфера телевидения, очень отличается от печатной журналистики. Жизнь здесь бурлит, все носятся, огромный мир в движении! Долгожданное знакомство с продюсером Надеждой, она провожает всех наверх, в небольшую студию, где непосредственно происходят съемки. Операторы, суфлеры, ведущие – все на своих местах еще за полчаса до начала передачи! Сидит девушка в наушниках, со сломанной ногой, как бы сложно ни было – всеравно работать! Между рядами потихоньку пробирается, постоянно что-то записывая и спрашивая у гостей, «дирижер» Тамара, нам говорили, что она будет жутко кричать и ругаться матом – ничего подобного, всё очень мило и вежливо. Она садиться между нами и будет задавать темп всей передачи, вызывать аплодисменты, реакцию на все происходящее, давать и забирать микрофоны. Три. Два. Один. Съемки начались! Вот и видна профессиональная работа ведущих с первой минуты: переходят плавно из темы в тему, без запинок и оговорок. Первая тема – «Имя и секс». В зале сидят известные люди: певец и шоумен Сергей Крылов, авторы книги "Тайна имени" Дмитрий и Надежда Зима, певица Слава, эксперт-садовод Андрей Туманов; сидят так близко, можно поговорить с ними в перерывах, взять интервью! Ох, и трудная работа «дирижера», поскольку передача действительно снимается в прямом эфире, точно прописанного сценария нет, надо действовать по ситуации. А если учитывать, что эта девушка нас – людей из зала - видит впервые в жизни и не знает, насколько каждый из присутствующих адекватен, приходиться держать все под строгим контролем, но так, что бы передача не умирала. Ну, вот и первая проблема, оказывается, одна из участниц в зале не совсем адекватно оценивает обстановку: она постоянно кричит что-то с места, притом это «что-то» всегда не по теме. В конце ее пробрало так, что она начала громким голосом диктовать с места рецепт приготовления какого-то волшебного бальзама на спирту. Таинственный мужчина с улицы, что попал на передачу просто чудом, увязавшись за нашей группой с журфака, отбирает у меня микрофон и начинает нести околесицу! Полемика все жарче и жарче, страсти на пределе! Вот он – мир телевидения во всей красе! Этот час я просидела в состоянии эйфории. Моя мама дала мне такое задание, если я вылезу с вопросом про какую-то картошку и посевы, даже если будет не в тему, она мне покупает новый плеер. С вопросом-то я выскочила. Даже потом такая шутка прошла, про официальный День картошки. Только где плеер? «Ты теперь такая знаменитая, купишь сама»- всё смеется мать.
Съемки закончены, бреду по узеньким коридорам, пытаясь разведать что-нибудь интересное и не зацепиться за провода. О чудо, мне поручено взять интервью у Игоря Юрьевича Василькова – главного редактора «Времечка» и всего авторского телевидения. Представляюсь важной персоной, и секретарша буквально через 5 минут проводит меня в его кабинет. Я немного растерялась и оставила сумочку в коридоре. Охрана видимо ее перерыла в поисках бомбы, и несколько раз врывалась в кабинет Василькова, пытаясь разыскать владелицу. Руки немного дрожат, и голос сбивается – это моё первое интервью со знаменитым человеком!
Теперь оно уже давно готово и напечатано, еще один уровень я преодолела! Не останавливаемся!
На типографии была, газетками торговала, в прямом эфире вопросы задавала, что же еще остается? А посмотрим, как снимаются передачи. Наставник юного поколения журналистов МГУ – Андрей Владимирович Туманов, берет меня с подругой на съемки передачи «Фазенда» на Первом канале. Это передача о том, как строители переделывают подмосковным дачником из дома во что-то более прекрасное и возвышенное, побеждая обычную дачную разруху и беспорядок. Вот тут-то мы и столкнулись с настоящим телевизионным безобразием. Час! Целый час мы пытались найти этот загородный участок, до которого ехать – минут 15 максимум. Карт или подробных описаний видимо не делают, поэтому ориентирами для гостей и ведущих может служить «деревянный медведь, там от него проехать чуток» или «такой кирпич, только туда не сворачивать». Вот так вот сразу бросается в глаза некоторое телевизионное умопомешательство. Это всеравно что покрасить полы, а потом согнать туда всех - снимать передачу. Или пригласить гостей, что бы делать салат из айвы японской и забыть купить какую-то мелочь…айву японскую. Кто на что горазд. Хотя есть оправдание – можно легко сбиться в таком бешеном ритме, когда сюжет за сюжетом, съемка за съемкой, одни люди сменяют других, все куда-то не успевают.
Чётко расписанного сценария и передачи как-то и не оказалось. Идеи и тексты возникают в процессе. Съемочная группа и строители смотрят по телевизору уже отснятую передачу и посмеиваются над ляпами. Атмосфера дружеская, на столе лежат печенюшки и почему-то горчица (странное сочетание), ну ничего, все знают, что у телевизионщиков вкус особый. На съемки минутного ролика было затрачено 2,5 часа! За сколько же снимают всю передачу? Сколько человек вообще работают? Сколько средств, и сил уходит на каждый сюжет? Откуда берутся все эти умопомрачительные рецепты? Эти вопросы я потом задавала автору по проектам передачи «Фазенда» и получила исчерпывающий ответ. Только этот репортаж уже сдан для одного журнала и находится в процессе редактирования и верстки.
Спустя пару месяцев уже не жалею, что не прошла на телепробы. Мир телевидения затронул моё сердце куда меньше, чем мир печатных изданий. Вот так видимо и определяется дальнейший путь – методом проб и ошибок. «Каждому – своё», - говорил великий Ницше. И с ним трудно не согласиться!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |