Репортаж программы "Вести", посвящённый выставке "Петербургские дворы" Владимира Антощенкова, состоявшейся летом прошлого года.
Петербургские дворы, как белые ночи и разведенные мосты – это своеобразная, присущая только нашему городу особенность, привлекающая внимание ничуть не меньше, чем дворцы и фонтаны, реки и каналы. Это благодатная тема, к которой обращается, наверное, каждый живущий в городе фотограф, но только немногие, и в первую очередь к ним стоит отнести Владимира Антощенкова, смогли выйти за пределы ординарного репродуцирования действительности.
Владимир Антощенков – известный петербургский фотограф, член Союза фотохудожников России, участник большого количества групповых и персональных выставок в родной стране и зарубежом, автор пяти фотоальбомов.
Центр фотографии впервые обращается к творчеству Владимира и рад представить в своих залах проект "Петербургские дворы". На выставке представлены работы, вошедшие в последний выпущенный Владимиром альбом с одноимённым названием. Это произведения, охватывающие период с 1974 по 2006 год, некоторые из которых уже были показаны ранее, но в таком составе, как они представлены в Центре фотографии, зритель сможет увидеть их впервые. Фотографии для выставки были напечатаны в Центре фотографии на оборудовании фирмы Epson под чутким контролем самого автора. Собранные вместе, эти фотографии дают возможность, помимо проникновения в тайный мир жизни городских дворов, целостно взглянуть на замечательного художника.
Обращение к теме петербургских дворов для Антощенкова неслучайно. Город и архитектура – суть творчества фотографа, кандидата архитектуры. По сей день профессиональная деятельность Владимира и его путь в фотографии неразрывно связанны и переплетены. Сейчас Владимир заведует кафедрой урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, читает лекции по архитектурной композиции, истории и новейшим достижениям градостроительства, архитектурному анализу, руководит творческой мастерской.
Владимир очень внимателен к архитектурным деталям, стилям ("Мажорный аккорд", 1999; "Петербургский неоклассицизм", 1997; "Романтика Лидваля", 1988; "Дворовый лев", 1998 и др.), однако даже в этих работах ясно, что взгляд художника направлен, прежде всего, на чувственное, а не рациональное познание предмета, через вскрытие фотографическими методами формальных, материальных и смысловых составляющих. В таких фотографиях, как "Вроде бы дом", "Изощрённая конфигурация", "Сложная форма" – восторг и восхищение автора красотой обыденных, окружающих нас каждый день предметов, вариативностью окружающего пространства, казалось бы известного досконально. Съёмка снизу вверх с использованием широкоугольной оптики позволяет автору превращать простые, геометрически ясные формы в новые фантастические и художественно совершенные знаки. Фотограф улавливает тончайшую игру света в тёмных дворах-колодцах, он умеет находить в лабиринтах, образуемых брандмауэрами, связь с миром живой природы, чуждой, но такой желанной среди каменных стен. А удивительное чувство юмора и лёгкая ирония снимают напряжение взгляда, пойманного в ловушку непарадного "закулисья" Петербурга.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Владимир Антощенков родился в 1933 году в городе Ленинграде. В 1957 году окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. В 1974 году получил ученую степень кандидата архитектуры.
В том же году начал первую серию фоторабот о Ленинграде, участвовал в ряде выставок, в том числе состоялась первая персональная выставка в Доме Архитектора.
В 1986 году после небольшого перерыва вернулся к фотографии и сделал несколько публикаций в журналах, включая "Советское фото". Участвовал во всесоюзной выставке архитектурной фотографии, стал членом Ленинградского Фотоцентра.
В 1989 – 1990 годах – персональные выставки в Ленинграде в Доме Архитектора и в Географическом обществе, а также в США в Центре искусств города Нашуа и в Городской библиотеке города Амхерст.
В 1991 году – персональные выставки в Ротонде Мариинского дворца и в Смольном соборе.
В 1992 году участвовал в большой выставке "Петербург и петербуржцы" в Смольном соборе. Принял участие в Фестивале искусств 1993 года в городе Уорик (Англия), где состоялась персональная выставка "Санкт-Петербург – мой город".
В 1994 году выставлялся в Техническом университете Берлина и в Музее политической истории России в Петербурге. В том же году вступил в Союз фотохудожников России.
В 1995 – 1996 годах активно сотрудничал с журналом "Реалтер".
В 1997 году принял участие в выставке "Санкт-Петербург, город на воде", состоявшейся в Амстердаме и имел персональную выставку в городе Лаппеенранта (Финляндия). Сотрудничал с журналами "Поземельная собственность" и "Градостроительный совет". С 1997 года по настоящее время постоянно работает в журналах "Три искусства" и "Дизайн и строительство".
В 2000 – 2004 годах состоялось семь персональных выставок, в том числе в Центральном выставочном зале Манеж города Москвы (в составе выставки "Архитектура России. Итоги тысячелетия"), в Петропавловской крепости ("Поэтика Санкт-Петербурга"), в Московском Доме фотографии ("Кладка"), в галерее "Фотосоюз" ("Субъективный Петербург"), в Дели и Мумбай в Индии ("Неповторимый Петербург"), а также участвовал в ряде групповых выставок (в том числе во Флориде, США) и конкурсов (в частности, трижды получал 1-е премии на общегородских конкурсах, проводимых Фондом музея города).
В 2003 – 2006 годах вышли в свет альбомы с фотографиями Владимира Антощеноква "Несерьезный Петербург", "Кое-что о Петербурге", "Неповторимый Петербург", книга "Стихи и фото" (в соавторстве с О. Гуцол) и альбом "Петербургские дворы".
В настоящее время продолжает работать в качестве заведующего кафедрой урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, являясь руководителем творческой мастерской. Читает лекции по архитектурной композиции, по истории градостроительства, по новейшим достижениям градостроительства и по архитектурному анализу.