BaggiCat все записи автора
Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с хорошо сделанной, допустим, пластилиновой поделкой можно играть… Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая малыша тем, что сделана его руками.
Что вам может понадобиться
Пластилин
Если вашему малышу 1,5-2 года - пора начинать лепить из пластилина!
Первое, что нужно сделать, купив его - устроить "презентацию" материала. Даже если вы не в состоянии "изваять" зайца или медведя (что в принципе несложно), изобразите что-нибудь попроще: змею (длиннющая колбаса), самолет (две колбаски крест-накрест) или снеговика (три шарика друг на друге). Главное, чтобы ребенок осознал назначение пластилина.
Скорее всего, малыш начнет с того, что станет отрывать маленькие кусочки и куда-нибудь их налеплять. (Занятие, исключительно полезное для развития мелкой моторики рук). Направьте эту деятельность в мирное русло - дайте ему для этой цели кусочек цветного картона. Получится пластилиновый "рельеф" - скорее всего, абстрактный, но, быть может, вам удастся увидеть в нем некий образ. В любом случае у вас в руках окажется первое "объемное" произведение вашего малыша, которое можно уже сохранять и выставлять на всеобщее обозрение. Похвалите, выберите видное место на полке и торжественно установите "шедевр" там . В дальнейшем "галерея" будет пополняться, а мастерство - совершенствоваться.
Несколько рекомендаций, касающихся выбора материала. Хороший пластилин должен:
легко разрезаться пластмассовым стеком для лепки;
быстро согреваться в руках и становиться мягким;
не крошиться, но и не размазываться, не таять в руках;
кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней;
с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен
один кусочек пластилина должен легко лепится к другому и хорошо держаться впоследствии;
легко лепиться к бумаге, картону, дереву;
достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств;
легко отмываться с рук теплой водой.
Поэтому, приобретая пластилин в первый раз, купите самый маленький набор. Если вам повезет найти нечто выше описанное, этот материал доставит вашему ребенку много радости. (В России, например, такой пластилин выпускает ярославский завод "Луч"). Если выбранная вами марка отвечает всем требованиям, можете приобретать комплекты, в которых максимальный набор цветов и обязательно прилагается стек - ножик для разрезания и обработки материала.
Совершенно непригодна для маленьких детей одноразовая масса, которую лепят с использованием специальных форм. Часто дорогой пластилин, не липнущий к рукам, оказывается годен лишь для того, чтобы катать шарики - даже слепить два шарика между собой оказывается невозможным - пластилин не липнет не только к рукам, но вообще ни к чему не липнет. Пластилин, разложенный по отдельным емкостям (по цветам) порой быстро высыхает, оставшись без родной баночки.
Соленое тесто
С самыми маленькими (до года) - хорошо начинать с соленого теста. Материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Если вам удастся правильно вымесить тесто, возможности его становятся практически неограниченными.
Рецептов соленого теста очень много - у нас лучше всего работает такой: 1 часть соли - 2 части муки - 1-2 столовые ложки сухого обойного клея (можно добавить еще столовую ложку растительного масла) перемешать и понемногу добавлять воду, чтобы тесто было крутое, не липло к рукам и не крошилось.
Преимущества соленого теста перед пластилином:
можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
легко отмывается и не оставляет следов;
безопасно при попадании в рот (если не добавлять клей) - обычно один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!
лепится оно замечательно, к рукам не липнет (если правильно замешано);
можно сушить в духовке, а можно и без - просто на воздухе;
краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
с готовым "изделием" можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Недостатки:
фигурки могут деформироваться при высыхании - особенно если тесто недостаточно крутое - пластилин сохраняет форму;
поделки хрупкие - часто бьются и ломаются;
тесто - материал одноразового использования, хороший пластилин можно использовать сколько угодно;
срок хранения теста короче (хотя уложенное в пластиковый пакет, в холодильнике оно хранится довольно долго).
Глина и гипс
Это природные материалы, с которыми работают профессиональные скульпторы. Лет с трех-четырех, когда ребенок перестает все пробовать на вкус, можно попробовать лепить и из них. Но не оставляйте ребенка наедине с глиной и особенно с гипсом! Здесь ваше творчество должно быть совместным. Эти материалы требуют использования воды. Кроме того, желательно хотя бы небольшое знание технологии лепки и "техники безопасности". (Например, при разведении гипса ребенку обязательно нужно надеть защитные очки).
Сейчас продаются различные виды натуральной глины и гипсовый порошок, можно купить и готовые формы для отливки из гипса (делать их самим непросто). К наборам прилагаются подробные инструкции с описанием процесса работы (читайте внимательно!).
Конечно, особенное удовольствие дети получают от росписи готовых изделий. Можно купить специальные краски - восковые, для декоративной росписи. Но сгодится и обычная гуашь.
Прежде чем расписывать поделки из глины и гипса, их нужно тщательно просушить (чем дольше, тем лучше). Глиняные изделия становятся прочными только после обжига, но качественно обжечь в домашних условиях практически невозможно, поэтому лучше просто высушивать их на солнце. А затем поделка "грунтуется" - покрывается несколькими слоями белой краски - и снова сушится. Теперь можно расписывать…
В продаже встречаются искусственные материалы, похожие на натуральную глину и не требующие обжига. Их химический состав до конца неясен, поэтому малышам давать их, наверное, не стоит.
А еще лепить можно из папье-маше (масса для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера), мокрого песка, снега (когда оттепель), обычного теста для кондитерских изделий и даже… из репейника.
Чем еще неплохо обзавестись для лепки
Деревянной или пластиковой дощечкой. Хорошо, если она будет большой (примерно 40-50 х 20-30 см). Тогда на ней поместятся все заготовки, подручные материалы, готовая "продукция", а также останется место, чтобы раскатывать детали. (Маленьким часто удобнее катать шарики по доске, чем между ладонями).
Скалкой - раскатывать тесто или глину. Подойдет, впрочем, и ножка от старой табуретки.
Формочками и стаканчиками - для нарезания одинаковых деталей. Не обязательно специальные формочки для теста - подойдут и обычные детские, из песочницы. Мы нарезали тесто круглыми коробочками от пластилина, баночками от гуаши, обычными чайными блюдцами и стаканами и т.п.
Пластмассовыми или деревянными ножиками. Хороши и для разрезания материала, и для украшения изделий. Должны быть небольшими, чтобы ребенку было удобно взять в руку. В меру острыми, чтобы отрезать кусок пластилина, но не поранить руку или лицо (в одном детском саду был случай серьезной травмы глаза стеком для лепки). Этот же ножик очень пригодится вам, когда придет время отскребать пластилин от пола, двери, стен и мебели…
Зубочистками. Лет с трех - когда дети уже более-менее контролируют свои действия. Универсальное приспособление - годится для украшения изделий точками, полосками, орнаментами, может стать частью поделки (например, из них получаются прекрасные мечи и копья для пластилиновых воинов, мачты для парусов, крылья для ветряных мельниц, стволы для деревьев, флагштоки и т.п.), а также может использоваться в качестве каркаса (вставить в длинную шею динозавра-диплодока из теста, чтобы во время высыхания шея не согнулась).
Соломинками от соков и разными другими предметами, имеющими интересную фактуру. Прижимая их к пластилину, глине или тесту, можно получить узоры всевозможных конфигураций.
Различными природными и неприродными материалами, к которым хорошо лепятся пластилин и тесто. Кора, ветки, шишки, желуди, ракушки, морские губки, ореховая скорлупа, опилки от карандашей,.. горох, фасоль, макароны, крупа, а также пластиковые бутылочки, стаканчики из-под йогуртов и творожков, "бочонки" от шоколадных яиц, упаковки из-под яиц настоящих, спичечные коробки, одноразовые бумажные тарелки и стаканы и т.д.
Основами для "рельефов" и объемных композиций. Не выбрасывайте куски картона, оргалита, коробки из-под обуви, конфет, игрушек и т.п. Лепка - это не только отдельные поделки, но и целые многоплановые композиции.
Теперь выберите удобное место для лепки (практика показала, что хорошо лепить на кухне - там легче все отмыть) и… можно начинать.
Аппликация
Изготовление композиций из бумаги, ткани или природных материалов, работа с ножницами и клеем доставляет много радости даже очень маленьким детям (если, конечно, предоставить им максимальную свободу и не требовать технического совершенства и безупречного качества работы). Традиционная детсадовская аппликация в младших группах всем знакома - стандартный набор аккуратно вырезанных воспитательницей деталей, ею же выбранная композиция - детям остается только по возможности правильно приклеить каждую деталь на свое место. Язык не поворачивается назвать это творчеством.
Первое, что желательно сделать, начиная занятия аппликацией, - подавить в себе желание что-то вырезать или наклеить за ребенка. Показать - другое дело. Но пусть его работа будет авторской.
Что вам может понадобиться.
Ножницы. Подходящие по размеру к ручке ребенка, легкие, с тупыми концами, не тугие, в меру острые - их можно дать полуторагодовалому ребенку и показать, как они действуют. Есть и еще один вариант: подберите большие ножницы с такими кольцами для пальцев, куда поместились бы одновременно и ваши пальцы, и пальчики ребенка. Вложите ножницы в ручку ребенка, сверху возьмитесь сами и - режьте вместе. Несколько таких упражнений - и действие будет освоено. Сперва малыш делает ножницами одиночные надрезы (вроде бахромы), но довольно быстро осваивает и разрезание больших листов. И вот тогда уже можно учить его резать по линиям - сперва по прямым, потом по волнистым.
Основа - листы бумаги или картона (цветного или белого). Любого размера и формата, толщины или фактуры, самых разнообразных конфигураций. Например, можно использовать те же картонные коробки. Кроме того, можно делать объемные поделки из цветной бумаги, для которых основа не требуется.
Клей:
с кисточкой. Для самых маленьких лучше заварить крахмал - наиболее безопасный вид клея. С двух лет уже можно пользоваться обычным канцелярским клеем или (что лучше) ПВА. Последний хорош тем, что легко отмывается, почти не оставляет пятен и клеит прочно.
без кисточки. С 3-4-летками мы очень успешно приспособились делать аппликации клеящими карандашами: малыши осваивают работу с ними быстро и легко, "произведение" получается более аккуратным, клей не проливается, не подтекает, не оставляет пятен. Недостаток один - такие аппликации менее прочные, после засыхания детали могут отваливаться (впрочем, это зависит от качества клеящего карандаша).
Материал для аппликации. Здесь ваша фантазия безгранична. Материалом для поделки может быть не только цветная бумага (простая, глянцевая, бархатная, "мраморная", самоклеющаяся и пр), но и
старые иллюстрированные журналы;
обертки, фантики от конфет, этикетки, упаковки от покупок; одноразовые бумажные тарелки;
кусочки ткани, кожи, меха, ваты;
цветные нитки, обрезки пряжи, пуговицы (аккуратно пришиваются к картону мамой);
крупы, мелкие макароны, вермишель;
фольга, скотч, обрезки полиэтилена;
сухие ветки, иголки, листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки;
опилки от карандашей.
Первые аппликации можно собрать из нарезанных малышом клочков разноцветной бумаги, им же самим наклеенных - домики, кораблики, фантастические растения, остроконечные горы, диковинные цветы - да мало ли что может получиться из неровных треугольников и многоугольников! Стоит лишь чуть-чуть "включить" воображение…
Творческих вам успехов!
лерия Белоцерковская, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества.