Казимир Малевич "Чёрный квадрат"
«Чёрный квадра́т» (1913) — самая известная картина Казимира Малевича.
Картина представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров. На нём изображён чёрный квадрат на белом фоне.
Символ русского авангарда. Самая знаменитая картина русской живописи наряду с «Троицей» Рублёва.
![(450x449, 50Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/912/24912415_kAZIMIR_MALEVICH_CHYORNUYY_KVADRAT.jpg)
Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он рисовал её несколько месяцев.
Картина была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».
Впоследствии Малевич написал несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») — один.
-----------------------------------------------------------------------
По утверждениям самого художника, «Квадрат» занимал центральное место в его творчестве. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать» — говорил Малевич, «и сам не понимал, что такое сделал».
Существует версия, что на появление «Квадрата» повлияла смерть от тифа единственного сына Малевича Анатолия в октябре 1915 года.
Другая версия состоит в том, что картина была написана позже, к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу: Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только.
-----------------------------------------------------------------------
Сам Малевич в своих лекциях об искусстве называл «Квадрат» «Царственным Младенцем», тем самым сближая «Квадрат» с изображением Христа.
В витебский период творчества интерпретация «Квадрата» изменилась. В листке УНОВИС № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года, говорилось:
Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии.
-----------------------------------------------------------------------
Ярослав Ушаков в своей работе «Тайна чёрного квадрата» замечает, что, согласно установлениям иудейского траката «Кицур Шулхан Арух», «по установлению мудрецов, следует оставить на стене напротив входной двери неоштукатуренный квадрат размером локоть на локоть (48x48 см) — чтобы всякий раз, увидев его, вспоминать о разрушенном Иерусалимском Храме». Автор предполагает, что «Чёрный квадрат» — это иудейский символ, «выставленный на всеобщее обозрение».
-----------------------------------------------------------------------
Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «черный квадрат на черном фоне», «черный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите черный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «черный куб на черном квадратном фоне». Это тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне и даст нам искомый «черный квадрат на черном фоне». Приведем теперь формулировки Торы по этому поводу и сопоставим их с приведенной цитатой из Листка УНОВИСА № 1. Писание гласит: «И навяжи их (слова Божии) в знак на руку твою, и да будут они повязкой над глазами твоими» (Дварим-Второзаконие 6,8); или «Положите сии слова мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкой над глазами вашими» (Шмот-Исход 13,9). Очевидно, что слова эти близки к тем, что мы видели на Листке УНОВИСА № 1.