Бренд Vassa&Co широко известен в России. В то же время личность главного дизайнера марки покрыта завесой тайны. Странно, не правда ли? Елена Васса – именно так она просит себя называть – согласилась рассказать "Бизнес-Стилю" о себе, своем творчестве и об индустрии моды в России.
"Бизнес-Стиль": Елена, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Е.В.: Я получила образование в Америке и работала в Calvin Klein в Нью-Йорке. В один прекрасный момент подумала: как же так, ведь там все получается, почему бы и в России не попробовать создавать качественную и модную одежду? В конечном итоге принцип работы был успешно перенесен в наши отечественные реалии, и все закрутилось.
Б-С: Стиль изделий Vassa уникален для России. Как он формировался?
Е.В.: Наверное, одежда именно такая, какая она есть, потому что я много времени провела в Нью-Йорке. Когда я приехала домой в 2000году, нужно было создать что-то непохожее на других, что-то особенное. Для меня мода - это прежде всего бизнес. Я понимала, что все, что я делаю, имеет право на существование, только когда это продается. И эти принципы были изначально заложены в этот проект. Нью-йоркская школа, бизнес-подход и все-таки тот факт, что среди русских дизайнеров только я - минималист. А минимализм для меня - это высшее проявление дизайнерской мысли, потому что с минимумом красок, деталей сложнее всего сделать образ, который бы запоминался и одновременно являлся бы своеобразным почерком. Для меня, к примеру, украшательство и декорирование - это не дизайн. Я очень просила своих партнеров, чтобы мы не отходили от этих принципов, а выбрали свой стиль и ни в коем случае не шарахались из стороны в сторону.
Б-С: На каких женщин Вы делали ставку?
Е.В.: В моем видении, наша клиентка - это самодостаточная женщина, которая делает карьеру. Сегодня мы все уже прекрасно понимаем, что такое дресс-код. Он определяет практически все. Я постоянно держу это в голове, и очень хорошо чувствую тех женщин, которые к нам приходят. И здесь абсолютно не важен возраст - это может быть 20, 50 или 60, ведь сейчас уже стерты временные и возрастные границы.
Б-С: В 2000 году создавать одежду такого стиля являлось достаточно рискованным шагом. Сложно было начинать?
Е.В.: Очень сложно. Мои партнеры говорили, что это не для России. Все-таки русская женщина - это такая a la italiana. Иначе почему у нас здесь самая продаваемая марка Versace или Dolce&Gabbana? И, конечно, мои партнеры сомневались. Однако это было уникально само по себе, совершенно противоположно по эстетике. И в то же время мы хотели предложить качество высочайшего уровня с демократичными ценами. Имидж, образ бренда был для женщин sexy, provcative, сильных - такой boss style. И это очень хорошо пошло, так как российские женщины оказались амбициозными.
Б-С: Какой стиль одежды Вы сами предпочитаете?
Е.В: Я предпочитаю "деловой casual". Так как мои партнеры, в основном, мужчины, достаточно жесткие в бизнесе, мне приходится внешность (белую и пушистую) обрамлять жесткими деталями - большие часы, такой unysex-style.
Б-С: Что, на Ваш взгляд, является главным женским аксессуаром?
Е.В: Я не ношу серьги, у меня даже уши не проколоты. Украшений должно быть минимум, но они должны запоминаться. Я отдаю предпочтение браслетам, обожаю крупные часы известных марок. Вот, например, последний дизайн Patek Philippe нравится, колье Chanel красоты невероятной. А вообще, на рынке представлен очень широкий выбор аксессуаров, но найти свое очень сложно.
Б-С: На какие "ляпы" во внешнем облике человека Вы обращаете внимание?
Е.В.: Я оцениваю очень искушенно, так как мой круг общения - это в основном люди бизнеса. Если кто-то выпадает из этой среды - это четко видно. Ведь люди, которые сделали в жизни много, никогда не имеют никаких лишних деталей в своем антураже. А если вдруг у кого-то одна составляющая туалета резко выбивается, выпадает из общего облика - пояс не той марки или чего-то слишком много, то, значит, человек не из той культуры, сообщества.
Б-С: На что Вы в первую очередь смотрите при знакомстве с человеком?
Е.В.: Как человек сочетает отдельные элементы своего гардероба. Это говорит о многом. Насколько человек тонко чувствует оттенки, когда речь идет о каких-то соотношениях. Этому невозможно научить, это дается от природы. Я обращаю пристальное внимание на детали: оттенки рубашки, галстука, качество пошива, если это индивидуальный покрой. И я ничего не могу с собой поделать, потому что я в день провожу по несколько примерок.
Б-C: Кто из мировых кутюрье является для Вас примером?
Е.В.: Свою последнюю коллекцию я создала под влиянием творчества великих мастеров, таких как, например, Джеффри Бин. Мне нравятся люди, которые занимались настоящим дизайном, создавали новое, для них это был образ и силуэт. Ну и, конечно, те люди, которые создали огромные империи - Донна Каран, Ralph Lauren, Calvin Klein, в первую очередь относящиеся к моде как к индустрии. Для них важнее всего, чтобы заработал гигантский механизм. Это большая работа, и мы к этому стремимся.
Б-С: Осенью у Вас планируется показ в Лондоне на закрытом приеме по случаю игры в поло. Расскажите поподробнее.
Е.В.: Мы покажем часть премиальной коллекции Vassa Delux Collection a/w 2007-2008, преимущественно коктейльные платья для поло-эвентов. Интересно, что там будет первый раз играть женская команда под именем Vassa. Ее будет представлять модель Джуди Кит. А Адольфо Комьенсо - это самый лучший лондонский игрок - будет возглавлять мужскую команду La Dolfina.
Б-С: Что Вы можете сказать об индустрии моды в России на сегодняшний день?
Е.В.: Развитие индустрии моды у нас и в Европе кардинально отличается. Если сравнивать, допустим, с Италией, то там в определенный период правительство выделило fashion-индустрию как стратегическую промышленность. Они защищают свои территорию. Попробуйте, например, открыть свой бизнес в Италии - вам быстренько его прикроют. У нас же ничего такого нет. Мы абсолютно не защищены, и нет гарантий, что мы выживем. Все-таки нужны время и средства, каким бы талантливым не был дизайн и качественной продукция. Нужны условия, которые дадут возможность встать на ноги. Потом уже конкурентная борьба. А тут можно смотреть, кто лучше, чья реклама лучше. Но когда приходят монстры, у которых миллионы на рекламу, что либо противопоставить фактически невозможно. Мода - это прежде всего грамотная реклама. Мы на данном этапе приоритет в инвестициях делаем в сторону производства. Но пока, к сожалению, мы не находим в этом поддержки и понимания со стороны государства.
Б-С: Ваша самая заветная мечта?
Е.В.: Чтобы у меня были все возможности творить. Создавать ту коллекцию, с которой я приехала сюда, ту коллекцию, которую я показала в первый раз в Москве. Моя мечта - это чтобы Vassa прозвучала как империя. Кроме того, хотелось бы, чтобы Vassa как стиль прозвучала во многих областях.