-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ГАЙАВАТА

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2484


Чумаш

Вторник, 08 Ноября 2011 г. 10:48 + в цитатник
Перуанка все записи автора Чумаш, ‭‬Chumash, ‭‬самоназвание‭ ‬Ughuigh, ‭‬Oxoix‭ ‬– некогда крупный индейский народ, ‭‬проживающий на побережье в центре и юге штата‭ ‬Калифорния‭ ‬по берегам канала Санта-Барбара, ‭‬а также на островах Санта-Крус, ‭‬Сан-Мигель, ‭‬Санта-Роса.
Численность народа чумаш до контакта с испанцами на‭ ‬1770‭ ‬года, ‭‬по оценке А.Кребера составляла порядка‭ ‬10‭ ‬тыс.‭ ‬человек.‭ ‬Алан К.Браун‭ ‬насчитывал‭ ‬около‭ ‬15‭ ‬тыс.‭ ‬Ш.Кук говорил о цифрах от‭ ‬8‭ ‬тыс.‭ ‬до‭ ‬18‭ ‬тыс.‭ ‬500.‭ ‬Также исследователи полагают, ‭‬что численность чумаш начала сокращаться в период первых контактов с испанцами‭ ‬с‭ ‬1542‭ ‬по‭ ‬1769‭ ‬годы, ‭‬которые в ходе экспедиций в Калифорнию останавливались на зимовки в селениях чумаш и распространили среди них различные инфекционные заболевания.
Чумаш‭ –‬в большей степени морские охотники и собиратели, ‭‬торговали с соседними племенами‭ ‬– габриэленьо, ‭‬ипай, ‭‬диегоэньо и другими.‭ ‬Они одни из тех прибрежных племен, ‭‬кто без страха путешествовал по побережью океана на юг для обмена продуктами охоты с вышеуказанными племенами.‭ ‬Чумаш строили дощатые лодки‭ ‬томолос и считались непревзойдёнными охотниками на китов.
До прихода испанцев племя чумаш в целом насчитывало около‭ ‬150‭ ‬поселений, ‭‬в каждом из которых‭ ‬проживало‭ ‬до‭ ‬1000‭ ‬жителей.‭ ‬Во главе каждого‭ ‬селения стоял наследственный вождь.‭ ‬Ими могли быть как мужчины, ‭‬так и женщины.‭ ‬Чумаш вели родословную по материнской линии.‭ ‬Кроме того, ‭‬в иерархии чумаш имелись низшие вожди из числа‭ ‬религиозных лидеров‭ ‬и племенных авторитетов.‭ ‬Нередко между соседствующими селениями чумаш вспыхивали конфликты из-за границ владения природными ресурсами.
Из диких животных, ‭‬наиболее почитаемых чумаш, ‭‬была‭ ‬карликовая серая лиса‭ ‬– разновидность лис, ‭‬обитающих на островах у побережья Калифорнии.
Чумаш первые из калифорнийских индейцев‭ ‬в‭ ‬1542‭ ‬году, ‭‬кто встретился с испанцами.‭ ‬Также они первыми подверглись христианизации францисканцами.‭ ‬Именно в их землях были основаны первые католические миссии Сан-Диего и Монтерей.
С‭ ‬1772‭ ‬по‭ ‬1817‭ ‬годы все чумаш из своих селений были насильственно перемещены испанцами на территорию миссий.‭
По словам В.М.‭ ‬Головина, ‭‬«Солдаты хватают их арканами, ‭‬свитыми из конских волос.‭ ‬Подскакав во всю прыть к индейцу, ‭‬солдат накидывает на него аркан, ‭‬одним концом к седлу привязанный, ‭‬и, ‭‬свалив его на землю, ‭‬тащит на некоторое расстояние, ‭‬чтоб он выбился из сил‭; ‬тогда солдат, ‭‬связав индейца, ‭‬оставляет его и скачет за другим‭; ‬а наловив сколько ему нужно, ‭‬гонит их в президию с завязанными руками.‭ ‬Но при ловле индейцев арканами нередко убивают их до смерти‭»‬.
Чумаш сопротивлялись христианизации и эксплуатации в миссиях.
‎«‏На берегу я заметил двух всадников и начал убегать.‭ ‬Они нагнали меня, ‭‬набросили лассо и скрутили словно лисицу.‭ ‬Потом меня доставили в миссию.‭ ‬Священник обрезал мне волосы и сказал, ‭‬что я дитя Христово и имя мое Иисус.‭ ‬Я много работал, ‭‬копал огород, ‭‬пас испанский скот.‭ ‬Через несколько месяцев я бежал, ‭‬но меня поймали и вновь доставили в миссию.‭ ‬Там три дня меня‭ ‬били, ‭‬и не‭ ‬давали еды‭…»‬, ‭–‬ вспоминал один из индейцев чумаш спустя годы.
На насилие чумаш отвечали насилием.‭ ‬В.М.Головин:‭ ‬«Они даже имеют высокое понятие о справедливости, ‭‬например:‭ ‬прежде они поставляли себе за правило, ‭‬да и ныне некоторые роды из них сего держатся, ‭‬убивать только такое число испанцев, ‭‬какое испанцы из них убьют‭; ‬ибо сии последние часто посылают солдат хватать индейцев, ‭‬коих они употребляют в президиях для разных трудных и низких работ, ‭‬и держат всегда скованных.‭ ‬После того соотечественники их ищут случая отмстить, ‭‬и когда удастся им захватить где испанцев, ‭‬то убив из них столько, ‭‬сколько умерщвлено их товарищей, ‭‬прочих освобождают‭»‬.‭
Испанцы полностью уничтожили племенную организацию чумаш и ликвидировали их самобытную культуру.‭ ‬Мужчин использовали на тяжелых работах, ‭‬а женщин в качестве прислуги.‭ ‬«Из их‭ (‬чумаш‭) ‬женщин выходят отличные горничные и служанки‭»‬ –говорили испанцы.
Культурную ценность народа чумаш представляет находящаяся в‭ ‬18‭ ‬км к северо-западу от г.‭ ‬Санта-Барбара в историческом парке штата Калифорния‭ «‬Расписная пещера‭»‬ – Painted‭ ‬Cave‭ ‬State‭ ‬Historic‭ ‬Park, ‭‬украшенная настенной росписью.‭ ‬Песчаные стены неправильной формы содержат многочисленные рисунки, ‭‬выполненные минеральными пигментами.‭ ‬Часть рисунков предположительно отражает космологические представления чумаш.‭ ‬Хронологический разброс между наиболее ранними и поздними рисунками индейцев, ‭‬по разным оценкам, ‭‬колеблется от‭ ‬200‭ ‬до‭ ‬1000‭ ‬и более лет.‭ ‬Также на стенах пещеры имеются граффити более позднего происхождения, ‭‬отражающие раннюю колонизацию‭ ‬территории племени‭ ‬белыми поселенцами.‭
Кроме этого, ‭‬в‭ ‬2006‭ ‬году американские исследователи впервые обнаружили вырезанные на дереве рисунки чумаш.‭ ‬Символы свидетельствуют, ‭‬что чумаш изучали звезды и записывали свои знания на скалах и деревьях.
‎ ‏ Весь ствол покрыт множеством значков, ‭‬похожих, ‭‬на первый взгляд, ‭‬на ящериц или скорпионов.‭ ‬Над ними изображен огромный зверь высотой почти в метр и две сферы.‭ ‬Народ‭ ‬чумаш оставил похожие рисунки на скалах, ‭‬которые протянулись от Сан-Луис Обиспо через Санта-Барбару вплоть до Малибу.‭ «‬Дерево скорпионов‭» –‬единственные известные на сегодняшний день на Западном побережье символы и рисунки, ‭‬вырезанные на дереве.‭ ‬Никто пока не может сказать, ‭‬когда именно они сделаны.‭ ‬Возможно, ‭‬их создали члены семьи чумаш, ‭‬которая жила неподалеку от этого места и погибла во время эпидемии гриппа в‭ ‬1918‭ ‬году.
Изучение рисунков на дереве показало, ‭‬что чумаш изображали‭ ‬созвездие Большой Медведицы и ее‭ ‬положение по отношению к Полярной звезде.‭ ‬Полярная звезда находится всего в одном градусе от Северного полюса, ‭‬и невооруженным глазом заметить ее суточное вращение из-за этого почти невозможно.‭ ‬Создается ощущение, ‭‬что она неподвижна, ‭‬а Большая Медведица вращается вокруг нее.‭ ‬По положению созвездия можно определить, ‭‬например, ‭‬время.‭ ‬Судя по всему, ‭‬чумаш тоже заметили эти‭ «‬звездные часы‭»‬, ‭‬и в значках на дубе отразились их знания об астрономии и космологии.
Знаки на дереве и похожие наскальные‭ ‬рисунки, ‭‬по мнению ученых, ‭‬не были творениями одурманенного разными средствами шамана‭ (‬такая теория существовала на протяжении десятилетий‭) –‬ чумаш записывали свои знания о звездах.
К своему исследованию ученые‭ ‬привлекли‭ ‬79-летнего чумаша Джо Талаугона‭ (‬Joe Talaugon‭)‬, ‭‬который полагает, ‭‬что‭ ‬сделанные учеными выводы насчет рисунков, ‭‬помогут современным чумаш вспомнить свою историю, ‭«‬выкорчеванную‭» ‬испанскими миссионерами, ‭‬правившими Калифорнией в течение‭ ‬200‭ ‬лет.‭
В последние годы сторонники‭ «‬возрождения‭»‬ культуры чумаш активно занялись прошлым этого народа:‭ ‬они реконструировали каноэ, ‭‬на котором индейцы отваживались выходить в море, ‭‬издали несколько книг о языке чумаш, ‭‬попытались восстановить их музыку и танцы.
Однако больше всего исследователей радует то, ‭‬что им удалось опровергнуть‭ ‬общепринятое мнение‭ ‬о чумаш, ‭‬которое‭ ‬давно закрепилось в исторической науке.‭ ‬В течение‭ ‬долгого времени‭ ‬ученые считали‭ ‬чумаш‭ ‬лишь охотниками и собирателями.‭ ‬Сегодня уже можно утверждать, ‭‬что общество чумаш было весьма сложным и развитым.
В середине‭ ‬1960-х годов умерла последний носитель языка‭ ‬чумаш‭ –‬Мэри Йи, ‭‬говорившая на одном из сохранившемся до того времени‭ ‬
диалекте‭ ‬– барбареньо.‭ ‬Чумашские языки считаются‭ ‬исчезнувшей семьей индейских языков, ‭‬ранее распространённых на южном побережье штата‭ ‬Калифорния‭ (‬от‭ ‬Сан-Луис-Обиспо до‭ ‬Малибу‭)‬, ‭‬в соседних континентальных районах‭ (‬долина‭ ‬Сан-Хоакин‭) ‬и на трёх прилегающих островах‭ (‬Сан-Мигель, ‭‬Санта-Роза и‭ ‬Санта-Крус‭)‬.‭ ‬В настоящее время предпринимаются попытки реанимировать язык‭ ‬инесеньо, ‭‬задокументированный в неопубликованных полевых исследованиях лингвиста‭ ‬Дж.Харрингтона.‭ ‬
Антропологи‭ ‬Р.Диксон и‭ ‬А.Кребер предполагали, ‭‬что чумашские языки могли быть родственны соседним‭ ‬салинским языкам в рамках гипотетической искоманской группы.‭ ‬Эдвард Сепир принял эту точку зрения и включил искоманские языки в свою гипотетическую семью‭ ‬хокских языков.‭ ‬Позднее в‭ ‬1977‭ ‬году Кэтрин Клар‭ (‬Kathryn Klar, ‭) ‬установила, ‭‬что у салинских и чумашских языков общим было только одно слово, ‭‬которое чумашские языки заимствовали из салинских‭ (‬слово означало‭ ‬«раковина белого моллюска‭»‬).‭ ‬Таким образом, ‭‬оказалось, ‭‬что‭ ‬включение чумашских языков в хокские‭ ‬абсолютно беспочвенно, ‭‬в результате чего чумашские языки‭ ‬оказались изолятами.‭
В настоящее время по различным оценкам исследователей насчитывается от‭ ‬2000‭ ‬до‭ ‬5000‭ ‬чумаш, ‭‬хотя к‭ ‬1990‭ ‬году их численность составляла около‭ ‬280‭ ‬человек.‭ ‬Проживают чумаш в резервации Санта-Инес в округе Санта-Барбара.‭ ‬Большинство чумаш вымерло из-за эпидемий, ‭‬занесённых белыми.‭ ‬«Жадность человека и его стремление господствовать над природой, ‭–‬ считали чумаш, ‭‬–рано или поздно приведут его к неминуемой гибели‭»‬.

Отсюда
Рубрики:  Племена

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку