Перуанка все записи автора
Чумаш, Chumash, самоназвание Ughuigh, Oxoix – некогда крупный индейский народ, проживающий на побережье в центре и юге штата Калифорния по берегам канала Санта-Барбара, а также на островах Санта-Крус, Сан-Мигель, Санта-Роса.
Численность народа чумаш до контакта с испанцами на 1770 года, по оценке А.Кребера составляла порядка 10 тыс. человек. Алан К.Браун насчитывал около 15 тыс. Ш.Кук говорил о цифрах от 8 тыс. до 18 тыс. 500. Также исследователи полагают, что численность чумаш начала сокращаться в период первых контактов с испанцами с 1542 по 1769 годы, которые в ходе экспедиций в Калифорнию останавливались на зимовки в селениях чумаш и распространили среди них различные инфекционные заболевания.
Чумаш –в большей степени морские охотники и собиратели, торговали с соседними племенами – габриэленьо, ипай, диегоэньо и другими. Они одни из тех прибрежных племен, кто без страха путешествовал по побережью океана на юг для обмена продуктами охоты с вышеуказанными племенами. Чумаш строили дощатые лодки томолос и считались непревзойдёнными охотниками на китов.
До прихода испанцев племя чумаш в целом насчитывало около 150 поселений, в каждом из которых проживало до 1000 жителей. Во главе каждого селения стоял наследственный вождь. Ими могли быть как мужчины, так и женщины. Чумаш вели родословную по материнской линии. Кроме того, в иерархии чумаш имелись низшие вожди из числа религиозных лидеров и племенных авторитетов. Нередко между соседствующими селениями чумаш вспыхивали конфликты из-за границ владения природными ресурсами.
Из диких животных, наиболее почитаемых чумаш, была карликовая серая лиса – разновидность лис, обитающих на островах у побережья Калифорнии.
Чумаш первые из калифорнийских индейцев в 1542 году, кто встретился с испанцами. Также они первыми подверглись христианизации францисканцами. Именно в их землях были основаны первые католические миссии Сан-Диего и Монтерей.
С 1772 по 1817 годы все чумаш из своих селений были насильственно перемещены испанцами на территорию миссий.
По словам В.М. Головина, «Солдаты хватают их арканами, свитыми из конских волос. Подскакав во всю прыть к индейцу, солдат накидывает на него аркан, одним концом к седлу привязанный, и, свалив его на землю, тащит на некоторое расстояние, чтоб он выбился из сил; тогда солдат, связав индейца, оставляет его и скачет за другим; а наловив сколько ему нужно, гонит их в президию с завязанными руками. Но при ловле индейцев арканами нередко убивают их до смерти».
Чумаш сопротивлялись христианизации и эксплуатации в миссиях.
«На берегу я заметил двух всадников и начал убегать. Они нагнали меня, набросили лассо и скрутили словно лисицу. Потом меня доставили в миссию. Священник обрезал мне волосы и сказал, что я дитя Христово и имя мое Иисус. Я много работал, копал огород, пас испанский скот. Через несколько месяцев я бежал, но меня поймали и вновь доставили в миссию. Там три дня меня били, и не давали еды…», – вспоминал один из индейцев чумаш спустя годы.
На насилие чумаш отвечали насилием. В.М.Головин: «Они даже имеют высокое понятие о справедливости, например: прежде они поставляли себе за правило, да и ныне некоторые роды из них сего держатся, убивать только такое число испанцев, какое испанцы из них убьют; ибо сии последние часто посылают солдат хватать индейцев, коих они употребляют в президиях для разных трудных и низких работ, и держат всегда скованных. После того соотечественники их ищут случая отмстить, и когда удастся им захватить где испанцев, то убив из них столько, сколько умерщвлено их товарищей, прочих освобождают».
Испанцы полностью уничтожили племенную организацию чумаш и ликвидировали их самобытную культуру. Мужчин использовали на тяжелых работах, а женщин в качестве прислуги. «Из их (чумаш) женщин выходят отличные горничные и служанки» –говорили испанцы.
Культурную ценность народа чумаш представляет находящаяся в 18 км к северо-западу от г. Санта-Барбара в историческом парке штата Калифорния «Расписная пещера» – Painted Cave State Historic Park, украшенная настенной росписью. Песчаные стены неправильной формы содержат многочисленные рисунки, выполненные минеральными пигментами. Часть рисунков предположительно отражает космологические представления чумаш. Хронологический разброс между наиболее ранними и поздними рисунками индейцев, по разным оценкам, колеблется от 200 до 1000 и более лет. Также на стенах пещеры имеются граффити более позднего происхождения, отражающие раннюю колонизацию территории племени белыми поселенцами.
Кроме этого, в 2006 году американские исследователи впервые обнаружили вырезанные на дереве рисунки чумаш. Символы свидетельствуют, что чумаш изучали звезды и записывали свои знания на скалах и деревьях.
Весь ствол покрыт множеством значков, похожих, на первый взгляд, на ящериц или скорпионов. Над ними изображен огромный зверь высотой почти в метр и две сферы. Народ чумаш оставил похожие рисунки на скалах, которые протянулись от Сан-Луис Обиспо через Санта-Барбару вплоть до Малибу. «Дерево скорпионов» –единственные известные на сегодняшний день на Западном побережье символы и рисунки, вырезанные на дереве. Никто пока не может сказать, когда именно они сделаны. Возможно, их создали члены семьи чумаш, которая жила неподалеку от этого места и погибла во время эпидемии гриппа в 1918 году.
Изучение рисунков на дереве показало, что чумаш изображали созвездие Большой Медведицы и ее положение по отношению к Полярной звезде. Полярная звезда находится всего в одном градусе от Северного полюса, и невооруженным глазом заметить ее суточное вращение из-за этого почти невозможно. Создается ощущение, что она неподвижна, а Большая Медведица вращается вокруг нее. По положению созвездия можно определить, например, время. Судя по всему, чумаш тоже заметили эти «звездные часы», и в значках на дубе отразились их знания об астрономии и космологии.
Знаки на дереве и похожие наскальные рисунки, по мнению ученых, не были творениями одурманенного разными средствами шамана (такая теория существовала на протяжении десятилетий) – чумаш записывали свои знания о звездах.
К своему исследованию ученые привлекли 79-летнего чумаша Джо Талаугона (Joe Talaugon), который полагает, что сделанные учеными выводы насчет рисунков, помогут современным чумаш вспомнить свою историю, «выкорчеванную» испанскими миссионерами, правившими Калифорнией в течение 200 лет.
В последние годы сторонники «возрождения» культуры чумаш активно занялись прошлым этого народа: они реконструировали каноэ, на котором индейцы отваживались выходить в море, издали несколько книг о языке чумаш, попытались восстановить их музыку и танцы.
Однако больше всего исследователей радует то, что им удалось опровергнуть общепринятое мнение о чумаш, которое давно закрепилось в исторической науке. В течение долгого времени ученые считали чумаш лишь охотниками и собирателями. Сегодня уже можно утверждать, что общество чумаш было весьма сложным и развитым.
В середине 1960-х годов умерла последний носитель языка чумаш –Мэри Йи, говорившая на одном из сохранившемся до того времени
диалекте – барбареньо. Чумашские языки считаются исчезнувшей семьей индейских языков, ранее распространённых на южном побережье штата Калифорния (от Сан-Луис-Обиспо до Малибу), в соседних континентальных районах (долина Сан-Хоакин) и на трёх прилегающих островах (Сан-Мигель, Санта-Роза и Санта-Крус). В настоящее время предпринимаются попытки реанимировать язык инесеньо, задокументированный в неопубликованных полевых исследованиях лингвиста Дж.Харрингтона.
Антропологи Р.Диксон и А.Кребер предполагали, что чумашские языки могли быть родственны соседним салинским языкам в рамках гипотетической искоманской группы. Эдвард Сепир принял эту точку зрения и включил искоманские языки в свою гипотетическую семью хокских языков. Позднее в 1977 году Кэтрин Клар (Kathryn Klar, ) установила, что у салинских и чумашских языков общим было только одно слово, которое чумашские языки заимствовали из салинских (слово означало «раковина белого моллюска»). Таким образом, оказалось, что включение чумашских языков в хокские абсолютно беспочвенно, в результате чего чумашские языки оказались изолятами.
В настоящее время по различным оценкам исследователей насчитывается от 2000 до 5000 чумаш, хотя к 1990 году их численность составляла около 280 человек. Проживают чумаш в резервации Санта-Инес в округе Санта-Барбара. Большинство чумаш вымерло из-за эпидемий, занесённых белыми. «Жадность человека и его стремление господствовать над природой, – считали чумаш, –рано или поздно приведут его к неминуемой гибели».
Отсюда