-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в На_краю_залесья

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2007
Записей: 117
Комментариев: 92
Написано: 215


Геральдика

Понедельник, 18 Июня 2007 г. 14:09 + в цитатник
-_SokoL_- все записи автора

Знаки голубой крови

Геральдика

                                                                                                                                                        Fluctuat nec mergitur

                                                                                                                                                        Сотрясаемый волнами, я не утону

                                                                                                                                                         Надпись на гербе Парижа

На груди у Супермена и на капотах машин. На футболках и банкнотах. На медалях и фюзеляжах самолетов, университетской форме и паспортах, на печатях, почтовых марках и даже татуировках везде, даже на сравнительно «молодых» вещах можно увидеть старомодные щиты с самыми необычными эмблемами. Вот скалится дракон, а здесь лишь несколько белых полос и надпись на латыни. Маленькие британские волшебники первым делом узнают, что спящего дракона будить не следует, а урук-хай щеголяют рисунком белой руки и эльфийской руны «С».

Геральдический герб — не только предок логотипов и торговых марок. Ему не обязательно быть запоминающимся и красочным. Среди корон и дубовых листьев спрятана совершенно особая история, доступная лишь немногим посвященным. Герб — лицо под парадной маской. Нужно уметь заглянуть за нее, чтобы понять, с кем ты имеешь дело.

С радугой на щите

Гобелен из Байо. Рыцари, участвовавшие в битве при Гастингсе (1066), не имели опознавательных знаков.

Что за рыцарь без герба? Существует расхожее мнение о том, будто геральдика неотделима от рыцарства, а следовательно, возникла вместе с ним для одной-единственной цели — чтобы суровым европейским мужикам можно было разобраться, кто из них знатнее. В реальности все было немного иначе. Самые старые из дошедших до нас изображений рыцарей (например, гобелен одиннадцатого века из аббатства Байо) не содержат ни одного намека на геральдические знаки.

Все начиналось с личной цветовой маркировки рыцаря в середине 12 века. Сперва это были простые варианты боевой раскраски доспехов, которые постепенно превратились в помпезные турнирные украшения и стали использоваться для официальных целей. Гербами скреплялись печати, их высекали на родовых гробницах и вытравливали на фамильной стеклянной посуде, по ним же определяли очередность наследования сыновей.

В своем первоначальном виде геральдические знаки требовались для распознавания рыцаря в бою. Когда над головой свищут стрелы, а на тебя скачет несколько центнеров ощетинившегося оружием мяса, вряд ли кто-то из рыцарей заинтересуется количеством когтей на лапе у льва или тонкой игрой слов в семейном девизе. По этой причине боевая геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем.

Такие гербы на доспехах или флагах обобщенно назывались блазонами (вероятно, от французского blason — щит). Позже это понятие расширилось, обозначая устное или письменное описание всех элементов герба с пояснением их смысла (отсюда блазонирование — описание гербов). К примеру, белый цвет мог обозначать честь, синий — верность, красный — отвагу. Возможно, первые рыцари и размышляли о чем-то подобном, рисуя на своих щитах яркие опознавательные пятна, однако, скорее всего, их изначальные намерения были гораздо проще и сводились к тому, чтобы в горячке боя случайно не получить по голове от своих же товарищей.

Изобретение огнестрельного оружия подвело черту под эпохой рыцарства, сделав расписные доспехи неактуальными. Геральдика перекочевала на знамена, картины и гобелены. Она стала более сложной, декоративной, а в дальнейшем вовсе превратилась в необычное хобби для увлеченных историей людей да предмет тихой гордости графских потомков.

Дракон в наследство

В большинстве геральдических систем дизайн герба был индивидуальным и мог использоваться лишь одним владельцем. Основные элементы отцовского герба передавались по наследству всем сыновьям (о дочерях будет сказано отдельно), но в некоторых странах на этот счет существовали особые правила.

Современный герб принца Астурийского Фелипе (Испания) с тремя титульными синими «флажками».

В Великобритании на гербах сыновей к отцовскому рисунку добавлялись особые элементы. На гербе старшего сына к отцовскому добавлялся «титульный воротник» — горизонтальная полоса с тремя вымпелами, свисающими вниз. После смерти отца этот элемент убирался, и сын использовал оригинальный вариант рисунка.

Старинный польский герб семейства Лелива.

Второй сын размещал на фамильном гербе полумесяц, загнутый вверх. Третьему сыну предназначалась звезда (пяти-, шести- либо девятиконечная), четвертому — марлет, геральдический вид птицы. Внешне она напоминала ласточку, ноги которой были обозначены нечетко и часто заменялись на пучки перьев.

Эмблема Вестминстерского аббатства с пятью «ласточками».

Королевские лилии на флаге Квебека.

Пегас в кольце.

Для пятого полагалось кольцо, шестому — лилия (чаще всего их связывают с символикой королевской Франции), седьмому — роза, восьмому — крест с раздвоенными и завитыми концами, девятому — цветок или лист с четырьмя лепестками.

Роза, крест и четырехлистник.

При такой системе семейные «маркеры» имели свойство накапливаться от поколения к поколению, затрудняя расшифровку гербов. Чтобы не запутаться окончательно, средневековые аристократы предпочитали идти на формальное нарушение правил и убирали из своих гербов знаки наследования пра-пра-пращуров, оставляя лишь 2-3 самых «свежих».

С женщинами все было проще. Геральдические правила не предусматривали для них уникального герба. Более того, им вовсе не полагалось иметь герб в традиционном смысле этого слова. Родовитые дамы использовали вместо него так называемый «косоугольник», иначе говоря — геральдический ромб.

Слева направо: дева, замужем, вдова.

В геральдике правая и левая сторона щита определяются не с точки зрения наблюдателя, а относительно человека, стоящего за щитом. Левая часть изображения на рисунке считается правой (декстер), а правая часть, соответственно, левой (синистер).

Сверху ромба иногда помещалась ленточка, свидетельствовавшая о том, что владелица этой эмблемы — девица на выданье. Замужняя дворянка могла временно пользоваться щитовидным «мужским» гербом, совместив в нем рисунок со своего ромба с рисунком из герба супруга (разделив пополам, либо нарисовав собственный ромб в какой-либо части мужнего герба). Овдовев, даме полагалось сменить щит на «девичий» ромб, сохранив на нем прежний двойной рисунок. Единственное исключение составляет женщина-монарх, которая в геральдическом смысле считается мужчиной и может всегда использовать гербовый щит.

Косоугольник Маргарет Тэтчер.

Как раскрасить герб?

Основные цвета геральдики — желтый, белый, красный, синий, черный и зеленый. Пурпурный считался цветом кардиналов и императоров, поэтому обычными дворянами использовался нечасто.

Все геральдические цвета делятся на три вида: металлы (яркие краски — золото и серебро), тинктуры (темные краски, остальные 5 оттенков) и так называемые меха (свыше 8 вариантов). При черно-белом исполнении герба каждому цвету соответствовал особый штриховой узор — например, для красного использовались вертикальные линии, а для синего — горизонтальные.

Учитывая, что боевой герб должен хорошо читаться на большом расстоянии, в его раскраске было принято избегать неконтрастного сочетания цветов. Общее правило тинктур — никогда не класть металл на металл или тинктуру на тинктуру. Меха разрешалось наносить куда угодно.

Исключения из этого правила редки и памятны. К примеру, рыцарь Годфруа Булонский, став первым королем Иерусалима (хотя этот его титул спорен), выбрал для герба пять золотых крестов на белом поле.

Геральдические меха: горностай (слева) и белка (справа).

Мехами назывался особый узор, чаще всего изображавший шкуру горностая (ermine) и белки (vair). В первом случае на белом поле изображались текстура из своеобразных горностаевых «хвостиков», беличья же шерсть имитировалась щитовидными геометрическими фигурами. Существует множество других вариантов раскраски мехов, однако горностай и белка считаются классикой.

Правило тинктур распространяется лишь на случаи наложения цветов друг на друга. Очень часто фоновый цвет герба делился на несколько частей (полей), и в этом случае каждая из них могла быть раскрашена без соблюдения требований о контрастности.

Варианты разделения цветового поля.

Вариантов разделения цветового поля существует множество, однако наиболее предпочтительно следовать форме основной фигуры, изображенной на гербе. К примеру, разделение per fess или per bend производится по, соответственно, горизонтальной или косой линии «перевязи», per pale — по вертикальной линии «столба».

Примеры разделения гербов per fess, per pale и per bend.

Разделительные линии не обязательно должны быть прямыми. Допускаются практически любые их конфигурации — зигзагообразные, зубчатые, волнистые или в виде языков пламени.

Герб Папы Римского: 2 косые разделительные черты per bend ограничивают красное поле, напоминающее мантию.

Что нарисовать на гербе?

Щиты бывают разной формы — круглые, квадратные, прямоугольные, овальные, с вырезами по бокам и без таковых. В геральдике наиболее распространен английский и французский варианты.

Гербы разной формы: английский, французский и испанский.

Ординарии — простые геометрические фигуры (чаще всего полосы) Как правило, они делят щит пополам, либо в пропорции 1/3. Ординарии часто выполняют функции «толстых» цветных разделительных линий, проводя вышеописанное разделение цветовых полей щита. Глава щита (верхняя треть), закрашенная синим, может обозначать небо, основание (нижняя треть) зеленого цвета — землю.

Ординарии.

У ординариев есть «младшие братья» — диминативы и субординарии. Первые — те же ординарии, только более узкие. Вторые — цветные треугольники, круги или квадраты небольшого размера, обычно примыкающие к какому-либо краю герба.

Герб Тринидада и Тобаго. Три каравеллы Колумба отделены тонким белым диминативом от двух колибри.

Примеры некоторых субординариев.

Загрузкой герба могут быть абсолютно любые объекты — как естественные (животные, птицы, рыбы), так и искусственные (башни, оружие, знамена). Как уже было сказано, первые рыцарские гербы представляли собой простое цветное поле, разделенное на несколько частей (обычной линией, либо ординариями). Традиция украшать щиты рисунками появилась позднее и была связана со стремлением придать гербу особое символическое значение.

В геральдических композициях зачастую «шифровалась» фамилия владельца. Нетрудно догадаться, что может быть изображено на гербе Штернбергов (по-немецки stern — звезда, berg — гора) или Эбершильдов (eber — кабан, schild — щит). К примеру, на гербе Шекспира (shake spear — трясти копьем) нарисовано копье.

Изображение божественных сущностей (Христа, Девы Марии) на гербах — не табу, однако вряд ли будет приветствоваться консервативными специалистами по геральдике. То же самое касается изображения Сатаны (или дракона, если таковой призван символизировать его), если его, конечно, не побеждают силы добра. Интересно, что изображение мученического (перевернутого) креста сатанинским не считается.

Герб Архангельска.

Человека (как правило, мужчину) было принято рисовать не полностью, а лишь в виде одной головы. В Европе считалось хорошим тоном поместить на герб голову какого-нибудь великого предка. Другие типичные геральдические персонажи — негр или турок. Женщины и дети до сих пор редкие гости на гербах. Если человек изображался в полный рост, то в большинстве случаев он стоял на ногах, реже — на коленях (молился). Лежащими, как правило, изображали лишь мертвецов.

Голова конквистадора на гербе 202-го артиллерийского полка армии США.

Мертвая женщина на гербе муниципалитета Мора (Португалия).

Герб с загрузкой в виде аквалангиста.

Кроме головы, на герб помещали и другие части тела: ладонь — раскрытую или сжатую в кулак, руку (с оружием либо без), глаз, ногу, а также различные кости. Иногда доходило до откровенной похабщины — например, на гербе семьи Коглионе (Неаполь) изображены три комплекта мужских яичек.

Геральдические животные делились на два типа — «охотники» (хищники) и «жертвы» (травоядные). Среди многообразного гербового бестиария наибольшей популярностью до сих пор пользуются лев и леопард — символы власти и могущества. Оба изображаются одинаково, разве что у льва иногда отсутствует грива. Если это животное обращено мордой к зрителю, его называли львиным леопардом.

Герб Исаака Ньютона — две перекрещенные кости.

На гербе древнего города Владимира изображен золотистый львиный леопард.

Драконы чаще всего рисуются с высунутым раздвоенным языком, глазами орла и крыльями летучей мыши. От виверн их следует отличать по количеству лап (у драконов четыре, у виверны две). Крылья орлов почти всегда раскрыты и обращены внутренней стороной к зрителю. На некоторых гербах животные изображались фрагментарно — например, с «отсеченной» задней половиной.

По умолчанию, все геральдические твари были мужского пола. Исключений было лишь несколько. Сфинксы отображались в их классическом виде — с женской головой и грудью. А вот с половой принадлежностью грифонов было сложнее: самец отличался от самки тем, что не имел крыльев, а тело его покрывали шипы.

По общему правилу геральдические звери должны стоять головой налево (по отношению к наблюдателю) с мордой, изображенной в профиль или фас. Имели значение и другие детали: опущенный хвост, например, указывал на проявление трусости.

Кроме животных и растений, в геральдике часто изображаются природные явления и все, что с ними связано. На главе герба Мурманской области нарисовано северное сияние, а на гербе португальского города Амадора — ветряной «носок» с пропеллером.

Нейтральной позой любого геральдического зверя считается ходьба (passant) — одна лапа поднята в воздух, остальные находятся на земле, — либо состояние покоя (statant) с упором на все конечности. Сидящие твари называются sejant, а сидящие и задирающие лапы вверх — sejant erect. Четырехногие хищники и лошади часто вставали на дыбы (rampant, для грифона употребляется другой термин — segreant). «Жертвы» обычно либо бежали (courant) с отрывом всех лап от земли, либо спали с опущенной головой (dormant).

На гербе сэра Джорджа Мартина (продюсера Битлз) изображены жуки-олени.

Последние штрихи

На королевском гербе Великобритании можно найти почти все элементы декора.

Яркий герб на щите вполне подходит для узнавания в бою, но как быть с желанием пустить пыль в глаза окружающим? Для этого необходим геральдический «тюнинг» — объемистые декоративные элементы вокруг щита.

Прежде всего, герб можно увенчать шлемом. Золотой шлем, нарисованный в фас с закрытым забралом — привилегия лиц королевской крови. Стальной шлем с пятью золотыми решетками на забрале, повернутый в профиль — для наиболее благородных дворян. Шлем с открытым забралом, расположенный в фас — удел рыцарей и баронетов. Ну а профиль шлема с закрытым забралом — для эсквайров. На шлем допускается устанавливать турнирное украшение — навершие (рога, перья), которое, как и сам герб, становилось эффектной «визитной карточкой» рыцаря.

Корона водружается на шлем, либо, в отсутствие такового — прямо на щит. Она не указывает на царское происхождение, а лишь подчеркивает благородство владельца. Аналогично шлему, для каждого дворянского титула и звания полагался свой дизайн короны.

От шлема или короны за щитом расстилается мантия — богатая накидка, исполняемая в цвет герба (либо раскрашиваемая в цвета настоящей мантии — красный и золотой, с горностаевыми хвостиками). Часто она щеголяет изрезанными «в бою» краями.

Чтобы герб выглядел живописнее, по бокам устанавливаются щитодержатели — геральдические животные, реже люди. Как правило, они играют роль дополнительной символической нагрузки (например, английский лев и шотландский единорог на королевском гербе Великобритании).

Все это великолепие покоится на некоем основании — золотой подставке, ветке дерева, гряде гор. Роль основания может играть девизная лента, где записывается краткое изречение на латыни или на родном языке владельца. Изначально в качестве такового использовался рыцарский боевой клич, впоследствии — любое высказывание или игра слов (например, девиз британского рода Онслоу — «Festina lente» переводится как «Поспешай медленно»).

Это интересно
  • Ординария в виде перевернутой буквы V называется «шеврон». Его в полной мере унаследовали современные военные нашивки и корпоративные логотипы.
  • На французских и английских гербах чаще всего встречаются шевроны и пятиконечные звезды. Мифологические сатиры популярны в Испании, итальянцы любят делить щиты по горизонтали на две неравные половины. Венгерские гербы обычно изображают какого-либо зверя, стоящего на зеленом лугу и смотрящего на небо, деревья типичны для средиземноморской геральдики, а немецкие гербы, как правило, увенчиваются шлемом и короной.

Все начиналось с геральдики.

  • В Японии существовали своеобразные геральдические знаки мон (камон и мондокоро), принадлежавшие знатным семьям или кланам. Ими было принято украшать самые разные вещи — кимоно, кабуто (шлем), до (кирасу), флаги и дома. Вместо герба японцы используют императорский символ — желтую хризантему из 16 двойных лепестков.

Мон сегуната Токугава.

Рубрики:  быт и Культура


Процитировано 1 раз

Alaina   обратиться по имени Четверг, 12 Июля 2007 г. 19:02 (ссылка)
Почерпнула много нового.
Вообще сообщество очень хорошее - довольно много интересной информации, собранной в одном месте.
Так держать!)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку