-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21117
Комментариев: 152456
Написано: 183578


Одна из возможных историй "Неизвестной" Крамского

Вторник, 10 Марта 2009 г. 13:15 + в цитатник
NADYNROM все записи автора Одну из самых знаменитых своих картин

Иван Николаевич Крамской

написал в 1883 году и дал ей название

«Неизвестная»

, тем самым окружив ее ореолом таинственности и интриги. Возникало множество гипотез о том, кем же была дама, послужившая моделью художнику. Достаточно популярна версия о собирательности образа и использовании черт различных женщин. Есть и достаточно сенсационное предположение (увы, я не знаю имени его автора) о том, что «Неизвестная» - это портрет Екатерины Долгорукой, светлейшей княгини Юрьевской…
А вот еще одна история о женщине, которая могла быть моделью Крамского. Правда, искусствоведы отмечают, что история не подтверждена никакими документальными свидетельствами и вообще не понятно, откуда у нее «растут ноги».
Но история, даже будучи мифом, по-своему красивая.

 (700x545, 41Kb)

В Фатежском уезде Курской губернии находилось имение столбовой дворянки Бестужевой. Была у нее немалая родня в Санкт-Петербурге и там же особняк.
Племянник помещицы, офицер, выйдя в отставку и возвращаясь с Кавказа домой в Санкт-Петербург, заехал к тете.
Молодой Бестужев был поражен необычайной привлекательностью и красотой ее горничной - взятой из соседней деревни крестьянки. Из-за этого он задержался в имении... Заручившись согласием своей избранницы, племянник обратился к тетушке с мольбой, чтобы та отпустила с ним горничную, на которой он решил жениться после представления ее своим родителям.

Выслушав необычную просьбу, помещица возмутилась - как это столбовой дворянин может жениться на простой мужичке?!. Но тот стоял на своем так усердно, что, хотя и не сразу, но все-таки победил.
В Санкт-Петербурге молодой Бестужев представил родителям свою избранницу. Особых возражений не последовало, ибо невеста пленила и родителей жениха. Ее стали обучать этикету, танцам, у нее оказался приятный голос. Вместе с тем обучили и обыкновенной грамоте.
После свадьбы счастье молодых иногда омрачалось тем, что "на людях" возникали недоразумения из-за необычной красоты и привлекательности Матрены Саввишны. Ее "пленником" оказался и живописец Иван Крамской. Он иногда бывал в их семье. Красавица, несомненно, не могла не заинтересовать Крамского как живописца.
...Как то зимним днем в ненастную погоду, когда с морского залива дул пронизывающий ветер, к Бестужевым пришел "на огонек" Крамской. Его встретил супруг Матрены Саввишны, который помог гостю снять пальто и шляпу, а затем провел его в зал и распорядился, чтобы подали горячего чая. Вскоре в зал стремительно вошла Матрена Саввишна, необычайно возбужденная, румяная. Когда супруг помогал ей снять шубу, то она несколько раз нетерпеливо проговорила: "Ах, какая встреча сейчас была у меня!"
Тут же, за чаем, она поведала супругу и гостю, что встретила свою бывщую хозяйку - помещицу из Фатежского уезда. Та в свою очередь узнала свою бывшую горничную и, очевидно, решила, что Матрена Саввишна тут же должна осыпать ее благодарностями за позволение уехать с ее племянником. Но бывшая горничная проехала мимо с таким независимым и гордым видом, мол, я тебя не знаю и знать не желаю...
Рассказ произвел на Крамского неизгладимое впечатление. В картине, которую он решил писать, непременно надо будет выразить не только ее привлекательность, но показать хотя бы в какой-то мере и внутренний мир этой очаровательной молодой женщины. Насколько это удалось художнику, искусствоведы спорят по сей день.
Но семейная жизнь не заладилась, ее мужу случалось вызывать слишком ретивых кавалеров на дуэль. Трижды были такие дуэли, но все они завершались примирением. Тем не менее, они не могли не портить отношений в семье. К тому же их сын заболел и умер. Все это побудило родню супруга Матрены Саввишны возбудить перед церковью ходатайство о расторжении брака, что и было осуществлено.
Узнав об этом, Крамской счел своим долгом проводить Матрену Саввишну -она решила вернуться в родное село к своей старшей сестре. При этом условились, что она напишет ему. Долго не было никаких вестей. Крамской сам написал письмо в деревню, но не получил ответа. Прибыв в Фатеж, Крамской узнал печальную весть: в пути Матрена Саввишна тяжело заболела и в Фатеже, в земской больнице, умерла.
По существовавшему в те годы порядку на городском кладбище хоронили только горожан, Матрену Саввишну похоронили на кладбище в ближайшем к городу селе Миленино.
За время пребывания в Фатеже и в родном селе Матрены Саввишны Крамской сделал несколько эскизов, по которым в последующем были написаны такие известные картины, как "Мужик с уздечкой", "Полесовщик" и "Сельская кузница".

Источник © Дмитрий Крамаренко
Рубрики:  русские творцы
живопись
интересные статьи
Метки:  

Процитировано 23 раз

Tarita   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 14:05 (ссылка)
Спасибо. Интересная история. А еще интересен тот факт, что с какой стороны не смотреть на картину - девушка все время смотрит на тебя.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 14:16 (ссылка)
Ну такой взгляд большинству картин свойственен.

Периодически слушаю (или читаю) цикл передач "Собрание Третьяковки" по "Эхо Москвы". Там отмечали, что эта версия, хоть и популярна в интернете, не имеет под собой достоверных подтверждений. И что подобных историй об истинной "Неизвестной" накопилось уже огромное количество.
Хотелось бы я с ними ознакомиться=)
Ответить С цитатой В цитатник
Перуанка   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 15:05 (ссылка)
Независимо от того имеет под собой эта версия почву или это только красивая история, все равно хочу сказать спасибо автору поста.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 15:59 (ссылка)
Я рада, что было интересно=)
Ответить С цитатой В цитатник
Varandey   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 17:15 (ссылка)
Спасибо, очень интересная версия!
Ответить С цитатой В цитатник
жаблик   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 19:41 (ссылка)
Нам экскурсовод в Третьяковке говорила, что Крамской хотел показать друзьям, что умеет писать портрет.
Ответить С цитатой В цитатник
beauty_Nikole   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 20:55 (ссылка)
NADYNROM,спасибо,очень интересная версия ))
Ответить С цитатой В цитатник
beauty_Nikole   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 20:55 (ссылка)
жаблик, потрясающая версия ))
Ответить С цитатой В цитатник
Ната_ль_я   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 21:12 (ссылка)
Доброго вечера. Интересно. Пропустила букву в фамилии.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 23:01 (ссылка)
Varandey, beauty_Nikole, рада, что было интересно=)
жаблик, так ведь Крамской не так мало портретов писал.
Ната_ль_я, спасибо, исправила!
Ответить С цитатой В цитатник
Lunaire   обратиться по имени Вторник, 10 Марта 2009 г. 23:50 (ссылка)
Не слышала об этой версии, спасибо Вам большое за интересную информацию.
Ответить С цитатой В цитатник
жаблик   обратиться по имени Среда, 11 Марта 2009 г. 00:35 (ссылка)
NADYNROM, Имелось в виду что у них было что-то вроде спора и он доказал, что может написать портрет незнакомки с переливом бархата, жемчуга, кружевом ит.д.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 11 Марта 2009 г. 09:03 (ссылка)
Lunaire, пожалуйста=)
жаблик, ну тогда он спор точно выиграл=)
Ответить С цитатой В цитатник
Перуанка   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2009 г. 22:46 (ссылка)
Сегодня прочитала:
"На этой картине, часто украшавшей крышку шоколадных конфет в советское время, изображена проститутка, вернее, камелия — высший ранг женщин свободного поведения. Камелии отдавали себя на содержание богатым любовникам. Бывало, к ним переходило немалое состояние их обожателей. На полотне видно, что левое место в коляске свободно — это был знак «ищу партнера-спонсора», приличные дамы так никогда не ездили: место рядом предназначалось для мужа или прислуги."
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 16 Ноября 2010 г. 19:20 (ссылка)
А у меня есть эта картина и еще с детства я всегда е боялась, потому что на этой картине взгляд девушки направлен во все стороны. Куда бы ты не встал везде кажеся что она смотрит на вас. Это иногда очень страшно.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку