Аньоло Бронзино - флорентийский живописец |
Аньоло Бронзино (Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано — Agnolo di Cosimo di Mariano) (17 ноября 1503, Монтичелли, Тоскана, — 23 ноября 1572, Флоренция) - итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма. (Маньеризм - форма искусства, которая предполагает воспринимать мир как соединение загадочных и ясных явлений. Она объявляет относительным противоречие между телесным и духовным, природой и человеком, признает соседство науки и оккультизма. Маньеризм появился в эпоху позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью. Главным элементом в стиле маньеризма является взволнованность и болезненность чувства автора и персонажа. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета.)
Аньоло Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Бронзино был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих современников-гуманистов, как Данте и Петрарка. Он писал стихи и был членом флорентийской академии.
Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов.
Аньоло Бронзино учился у Раффаэллино дель Гарбо и Якопо Понтормо. Вместе с Понтормо он расписывал фресками чертозу (картезианский монастырь) в Галуццо, виллы Медичи в Кареджи и Кастелло в окрестностях Флоренции. С 1525 по 1535 г. под сильным влиянием своего учителя Бронзино создал несколько картин на религиозные и мифологические сюжеты в стиле маньеризма. Над некоторыми картинами художники работали совместно, поэтому точно определить их авторство очень сложно. В 1530 г. он стал придворным художником герцога Урбино Франческо I Мария делла Ровере. Бронзино участвовал в оформлении фресками религиозного и мифологического содержания виллы Империале в Пезаро. Для Гвидобальдо II делла Ровере Бронзино написал картину «Аполлон и Марс» и в 1532 г. портрет герцога, с которого начался успех портретиста Аньоло Бронзино .
В 1533 г. Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи. В 1537 г. он вступил в гильдию Святого Луки и во флорентийскую академию. Во время своего пребывания в Риме в 1546—1547 гг. он познакомился с творчеством Микеланджело и многому у него научился. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564—1565 гг. всю свою жизнь Бронзино прожил во Флоренции. В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 г., которые однако не сохранились, как и другие театральные и праздничные декорации, которые Бронзино создавал для Медичи и других аристократических семей Флоренции.
В Палаццо Веккьо Бронзино оформил часовню Элеоноры Толедской сценами Сотворения мира и ликами святых.(«Поклонение кресту с бронзовой змеёй»,
«Архангел Михаил»,
"Архангел Гавриил" кисти Бронзино (левая панель триптиха "Благовещение" (1555). Лицо архангела, как это ни странно, во многом сходно с лицом Венеры, изображенной в "Аллегории с Венерой и Амуром".
«Гирлянда с ангелами», «Моисей иссекает воду из скалы» и др.)
Моисей, высекающий воду из скалы, и появление манны небесной
В 1540—1555 гг. Бронзино рисовал эскизы для гобеленовых мастерских во Флоренции, среди них — 16 сцен из истории ветхозаветного Иосифа, над которыми он работал вместе с Франческо Сальвиати. На мотивы его эскизов создавали свои творения гобеленщики Джованни Рост и Николас Кархер.
В 1563 г. Бронзино становится одним из руководителей флорентийской Академии художеств.
В 1569 г. завершает полотно "Мученичество святого Лаврентия".
В это же время Бронзино пишет алтарные образы для флорентийских церквей и аллегорические полотна для герцога, наиболее известными из которых является «Аллегория любви», которую герцог с дипломатическими целями передал в подарок французскому королю Франциску I.
Отличительные черты парадных портретов художника — холодная элегантность и надменность, торжественность поз, бесстрастность лиц, богатство и роскошь одежд («Элеонора Толедская с сыном», ок. 1545).
Специалисты не могут достоверно определить, кто именно из сыновей Элеоноры изображен на этом портрете - Франческо, родившийся в 1541 году, или Джованни, появившийся на свет двумя годами позднее. Но, в любом случае, перед нами - одна из лучших работ Бронзино. Этот портрет входит в число шедевров мировой портретной живописи. Обращает на себя внимание мастерство, с которым написано платье Элеоноры (Бронзино всегда славился умением писать ткани и доспехи). Для портрета Элеонора Толедская позировала в своем любимом платье (в нем же ее и похоронили). Художник верно уловил черты характера супруги герцога Медичи. Ум, властность, победительная красота сочетаются в ее лице с задумчивостью и сдержанностью. Элеонора покровительствовала искусствам и со страстью коллекционировала драгоценности. Одним из любимейших ее камней был жемчуг. И ее платье, и головной убор богато расшиты крупными жемчужинами.
Бронзино писал также картины на религиозные и мифологические темы («Аллегория триумфа Венеры», около 1545, Национальная галерея, Лондон).
Это произведение Бронзино - замечательный пример маньеристического искусства. Венера тянется за поцелуем к Купидону, ласкающему ее грудь. Бородатый Сатурн раздвигает занавес над этой сценой. Ревность сжимает руками голову, а сверху на все это смотрит фигура в маске. Девушка с телом зверя держит в одной руке соты, в другой - свой хвост, заканчивающийся жалом. Холодный свет, окутывающий эту странную сцену, и сглаженная красочная поверхность картины составляют характерные черты стиля художника.
Его композициям свойственна также преувеличенная экспрессия, позы его персонажей переусложнены, их движения напряжены.
Переход через Красное море 1541- 42, Палаццо Веккьо, Флоренция
По общему мнению, это самая впечатляющая фреска Бронзино из тех, что сохранились в капелле Элеоноры Толедской. Кроме того, "Переход через Красное море" - одно из самых масштабных творений мастера в этом жанре. Работа над росписями в капелле была начата в 1540 году и длилась пять лет. Капелла Элеоноры Толедской представляет собой довольно небольшое помещение, все стены которого покрыты росписями, - прием, чрезвычайно популярный среди художников-маньеристов. На потолке капеллы Бронзино изобразил архангела Михаила, святого Иоанна Богослова, святого Иеронима и святого Франциска Ассизского. Они должны были представлять четыре различных "типа" святости - от наиболее близкого к Вседержителю архангела Михаила, через апостола Иоанна и одного из отцов церкви (Иеронима) к "современному" святому Франциску Ассизскому. Стены капеллы Бронзино расписал сценами из Ветхого Завета (преимущественно - связанными с жизнью Моисея). Помимо этих фресок, художник написал маслом алтарный образ для капеллы. Сохранившиеся записи указывают, что фреска "Переход через Красное море" была создана в период между сентябрем 1541 и мартом 1542 года. Сюжетом для нее послужила знаменитая библейская история о чудесном спасении иудеев во время их исхода из Египта (волны Красного моря расступились перед народом Моисея, а затем вновь сомкнулись, поглотив преследующую их армию фараона).
Среди картин и фресок, посвященных религиозной тематике стоит выделить такие как Снятие с креста, Воскресение Христа и Святое Семейство со святой Анной и Иоанном Крестителемю
Алтарь Капеллы Элеоноры Толедской, Снятие с креста, 1542-1545
Бронзино подошел к этому сюжету совершенно "по-маньеристски". В его "Снятии с креста" нет драматизма и глубины, но оно услаждает взор изяществом форм и гармоничностью цветовых сочетаний. Недаром Козимо Медичи назвал эту картину "редкостной по красоте".
Воскресение Христа 1548-52, Церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция
Эта картина стала первым большим алтарным образом, написанным Бронзино. Образ был заказан художнику семейством Гваданьи для их семейной капеллы в церкви Сантиссима Аннунциата. Он остается на прежнем месте и в наши дни. Работу над "Воскресением Христа" мастер начал вскоре после своего возвращения из Рима. Этот образ свидетельствует о том потрясении, которое испытал Бронзино, увидев фреску Мекеланджело "Страшный суд" (1536-41). Влияние Микеланджело прослеживается здесь и в общей (несколько мрачной) атмосфере, и в обилии обнаженных тел. Даже жест, в котором Христос поднимает руку, заимствован художником у Микеланджело. Во втором издании своих "Жизнеописаний знаменитых художников" (1568) Джорджа Вазари назвал картину "Воскресший Христос" "несравненной по красоте", однако уже в 1584 году другой флорентийский критик, Рафаэлло Борджини, отозвался об этой работе Бронзино с явным пренебрежением, что было связано с общей переоценкой маньеризма. Если Бронзино не видел ничего зазорного в том, чтобы следовать манере Микеланджело (или любого другого великого мастера), то живописцы последующих поколений считали это признаком отсутствия индивидуальности. Немало времени прошло, прежде чем манера Бронзина была реабилитирована, а ему самому возвращена былая (и вполне заслуженная) слава.
Бронзино часто упрекали в легковесном подходе к религиозным сюжетам. Например, его "Святое Семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем" критики считали слишком светским и чувственным
Возвращаясь к портретной живописи Аньоло Бронзино, нельзя обойти его знаменитые портреты Биа Медичи дочери Козимо I, Лауры Баттифери, Лукреции Панчатики.
Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542
Бронзино увлекался литературой и даже писал весьма недурные стихи, отдавая предпочтение строгой сонетной форме. Но наибольший вклад в литературу (вернее - в ее историю) он внес все же как живописец - создав изрядное количество портретов литературных деятелей. Одна из самых известных работ, попадающих в эту категорию, - "Портрет Лауры Баттифери".
Необычное, фактурное лицо поэтессы изображено в профиль - этим приемом Бронзино пользовался довольно часто. Баттифери была близкой подругой Бронзино, они даже обменивались время от времени стихотворными посланиями. В одном из своих сонетов Бронзино так охарактеризовал поэтессу: "Пылающая внутри, ледяная снаружи". Эти строки живо вспоминаются при взгляде на ее портрет. Внешние строгость и неприступность все же выдают скрытую страстность натуры. Лаура Баттифери была замужем за Бартоломее Амманати, талантливым флорентийским скульптором и архитектором.
Портрет Лукреции Панчатики Бронзино писал одновременно с портретом Бартоломее Панчатики. Заметьте, что Лукреция Панчатики держит на коленях раскрытую книгу. Книга присутствует и в портрете ее мужа. Бронзино часто наделял этим атрибутом тех, в ком хотел подчеркнуть ум и возвышенность души.
Аньоло Бронзино умер 23 ноября 1572 г. Похоронен в церкви Сан-Кристофоро во Флоренции.
Источники публикации: http://www.museum-online.ru/Mannerism/Angelo_Bronzino , http://www.artprojekt.ru/Gallery/Bronsino/ и др.
Рубрики: | зарубежные творцы живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Кварц_Благородия
Кварц_Благородия, Елизавета Батори родилась в 1560 году, а приводимый здесь портрет датируется 1540 годомОтвет на комментарий Лариса_Воронина
Лариса_Воронина, Лариса, у меня здесь было много постов по искусству эпохи Возрождения. Поищи здесь 'все записи автора' этого сообщения и откроешь для себя кладовую...Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |