Наташа Ростова на первом балу.
Акварель Л.О. Пастернака
"То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. … Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия».
Лев Толстой. "Война и мир"
Нино Рота в голливудском фильме 1956 года
Саундтрек к первой экранизации "Войны и мира" написал прославленный мастер киномузыки - итальянский композитор Нино Рота. Он обладал редкой способностью выражать сложные оттенки чувств в простых мелодиях.
В нарядном, "с иголочки", новогоднем вальсе Наташи есть очарование простодушной юности.
Нино Рота создаёт лёгкую стилизацию под вальсы начала 19 века и не без юмора добавляет чуточку русского колорита: в одном из эпизодов отчётливо слышны намёки на "Очи чёрные".
Вячеслав Овчинников в советском фильме 1967 года
В знаменитом фильме Сергея Бондарчука вальс особый: это не столько собственно вальс, под который танцуют гости на балу, а, скорее, развёрнутое музыкальное выражение "восторга счастия", переполняющего Наташу.
Ян Качмарек в совместном
(Италия, Франция, Германия, Россия, Польша) сериале 2007 года
Странное решение принял автор саундтрека к этой ленте - польский композитор Ян Качмарек: он просто взял известнейший вальс Арама Хачатуряна к спектаклю "Маскарад". Вальс, конечно, прекрасный, но он не имеет отношения ни к Качмареку, ни к эпохе романа Толстого. Очень странно видеть музыкантов в камзолах и париках, играющих на балу 1809 года музыку советского композитора.
Остаётся загадкой также, как этому скромному танцевальному ансамблю из нескольких человек удаётся издавать все эти мощные звучания большого современного симфонического оркестра.
В фильме вообще очень много небрежной композиторской работы и всяческих ляпов. Иначе как неуважением к зрителю это назвать трудно. Качмареку за это минус, а Араму Ильичу Хачатуряну за его чудесный вальс большой плюс.
Мартин Фиппс в английском сериале 2016 года
В отличие от Яна Качмарека, британский композитор Мартин Фиппс подошёл к работе над саундтреком к этому нашумевшему сериалу очень ответственно. Он изучил русскую бытовую музыку до начала Отечественной войны 1812 года и включил в фильм раритетные сочинения русских композиторов, которые даже и в самой России уже никто не помнит.
Но для сцены первого бала Наташи он сочинил музыку сам. Элегантный очень напевный вальс переходит у него в тихую музыку внутреннего счастья - проекцию ближайшего будущего Наташи и Андрея с ангельским детским хором на втором плане.
Сергей Сергеевич Прокофьев в опере 1946 года
Опера Прокофьева "Война и мир" экранизировалась трижды, поэтому его музыку тоже уместно включить в этот список.
Интересно, что в первой редакции оперы сцены бала не было вообще. Только для второго, расширенного варианта спустя три года Прокофьев написал этот один из лучших своих вальсов. Здесь в музыке ясно слышны "крупные" и "общие" планы этой картины: и робкий взгляд юной Наташи, и пышный блеск великосветского бала.
Ещё знакомые вальсы из фильмов
Евгений Дога.
Вальс из к/фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (реж. Э.Лотяну). 1978 год.
Альфред Шнитке. Вальс из к/фильма «Горячий снег» (реж. Гавриил Егиазаров). 1972 год
Андрей Петров.
Вальс из к/фильма «Берегись автомобиля»(реж. Э.Рязанов»). 1966 г.
Георгий Свиридов.
Вальс из к/фильма «Метель» (реж. В.Басов). 1964 год.
Дмитрий Шостакович.
Вальс из к/фильма «Первый эшелон» (реж. Михаил Калатозов). 1955г.