-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21140
Комментариев: 152618
Написано: 183769


Брейгель

Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:01 + в цитатник
Anna_Livia все записи автора До Брейгеля я совершенно не воспринимала живопись как искусство. Живопись существовала сама по себе, а я - сама по себе. Но когда мне было примерно 20 лет, мне подарили прекрасный альбом, посвященный творчеству Брейгеля, и я стала всматриваться в его картины и гравюры. Вот с этого момента и вся остальная живопись начала открываться для меня, а мое восприятие открылось для живописи...

Брейгель - загадочная фигура. Он не оставил никаких записей, дневников, осталось совсем немного писем (чуть ли не два-три). Он мало "говорил", но был исключительно работоспособен (при этом он никогда не писал, например, заказные портреты).

Картины Брейгеля нужно рассматривать очень медленно, не спеша, недаром один из его друзей сказал: "Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено". Но и то, что изображено, дает немало поводов для размышлений.

Вот, например, его знаменитая картина "Охотники на снегу" (1565).

 (699x515, 99Kb)



На переднем плане мы видим охотников с собаками и слева от них - кузницу. И - прекрасный зимний пейзаж. Я всегда воспринимала эту картину как удивительно спокойную и умиротворенную. Но если взглядом прочертить траекторию пути охотников, то видно, что там, внизу, в одном из домов вспыхнул пожар, пламя вырывается из трубы, кто-то приставил лестницу и лезет на крышу, другой несет еще одну лестницу, слева по направлению к дому бегут на помощь... Огонь кузницы, который встречают на своем пути охотники, не случаен - он связан с тем далеким пожаром, который еще только предстоит увидеть охотникам.

На этом фрагменте картины (к сожалению, качество плохое, но лучше не нашла), возможно, удастся рассмотреть горящий дом (в левой части фрагмента), в моем альбоме он виден отчетливо.


 (523x684, 77Kb)

Таким образом, и тональность картины меняется. Точнее, меняется ее восприятие (во всяком случае, мое), появляется мотив тревоги в этом спокойствии.

Еще пару слов об этом эффекте скажу по поводу другой его картины "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" (1565)

 (699x465, 103Kb)

Здесь, на мой взгляд, возникает примерно то же самое ощущение. Ясный, спокойный зимний пейзаж, озаренный неярким светом... Но если посмотреть чуть-чуть внимательнее, то нетрудно заметить, что две птицы, сидящие на ветке (на переднем плане в центре), по своему размеру и цвету практически идентичны фигуркам людей, скользящим по льду. Но мы же знаем, что ждет этих птиц! Ловушка нарисована в правой части картины. Брейгель любил символику, и эта ловушка - не случайно появляется здесь.

Немало загадок осталось в его картинах, посвященных жизни крестьян. К примеру, одна из загадок есть в его знаменитой картине "Крестьянская свадьба" (1567 или 1568)

 (699x489, 62Kb)

Среди исследователей творчества Брейгеля до сих пор нет единства по поводу того, кто же из персонажей является женихом. Невеста, это очевидно, сидит за столом на почетном месте. Но вот по поводу жениха (и того, изображен ли он вообще на картине) - мнения разделились. Одна из версий состоит в том, что жених - это молодой крестьянин, помогающий накрывать на стол. Другая версия - в том, что жених на картине отсутствует.

 (576x699, 68Kb)

Многое можно было бы сказать о юморе Брейгеля и о его жизнелюбии... Очень большая тема. Скажу только о двух его картинах. Первая - это всем известная "Притча о слепых" (1568).

 (700x386, 62Kb)

Много сказано о прекрасном пейзаже, контрастирующем с нарочито безобразными фигурами слепых... Но очертания коровы, стоящей за деревом, которая то ли плохо закрашена, то ли наполовину растворилась в пейзаже - такое себе может позволить только гений... Может быть, это шутка художника. А может быть и нет, но в контексте всего творчества Брейгеля эта деталь начинает работать и жить, органично вплетаясь в сюжет картины.

Последняя картина Брейгеля - "Сорока на виселице" (1568). Считается, что он завещал эту картину жене, сказав, что сороки означают сплетников, которых ему хотелось бы видеть повешенными, но это - одна из легенд о Брейгеле, достоверность этих слов проверить уже невозможно. В этой картине присутствуют многие ключевые мотивы его творчества: чудесный пейзаж, крестьянский танец, тема смерти... Но нарушенная геометрия самой виселицы (или мне так кажется?) и крестьянин, справляющий нужду (изображен в левом нижнем углу картины) - это прощальная улыбка художника.

 (650x574, 88Kb)

Сознательно обхожу стороной две огромные темы - его гравюры и его Вавилонские башни. Оставлю на следующий раз. А напоследок скажу о самой масштабной работе Брейгеля - картине "Несение креста" (1564).

 (699x516, 103Kb)

По количеству микросюжетов и сценок эта картина, наверно, сопоставима только с его "Нидерландскими пословицами", "Битвой Поста и Масленицы" и некоторыми гравюрами. Четыре фигуры переднего плана отделены от основного действия. Как и в "Охотниках на снегу", отчетливо прослеживается общий вектор движения толпы, направляющейся к месту казни. Среди толпы не сразу различим Христос. Брейгель не только помещает его в гущу толпы, но еще и рисует "ниже" всех, т.к. он согнулся под тяжестью креста.

 (577x699, 86Kb)

В то же время, найти его на картине можно очень быстро: именно над фигурой Христа небо светлеет (справа от него вплоть до места казни небо темное, а слева от его фигуры - светлое).
Движение толпы сопровождается конными стражниками в красных одеждах, которые, как капли крови, отметили весь крестный путь. Место казни окружено плотным кольцом людей.

Брейгель7 (698x327, 53Kb)

Композиционно Брейгель подчеркивает, выделяет и место казни, и фигуру Христа, несущего крест, еще одним способом. Параллельно кресту высоко в светлом небе видны крылья ветряной мельницы (символ жизни), образующие такой же крест.

Брейгель11 (259x367, 19Kb)

А параллельно месту казни, окруженному кольцом людей, в темном небе виднеется еще одно "кольцо" - шест для колесования (символ смерти).

 (517x699, 88Kb)

О "Вавилонских башнях" (Брейгель нарисовал, по меньшей мере три, но сохранилось две) расскажу в отдельном посте.
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 3 пользователям

MariiaSi   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:09 (ссылка)
да,очень красиво! спасибо за интересную статью.
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:18 (ссылка)
MariiaSi, спасибо! Хотя, конечно, вряд ли это можно назвать в полном смысле слова статьей) Скорее уж, просто поделилась некоторыми своими впечатлениями и опытом "внимательного прочтения" его картин))
Ответить С цитатой В цитатник
emeraldino   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:33 (ссылка)
Брейгель - один из моих любимых художников. У меня всегда от его картин, помимо всего сказанного автором поста, остается ощущение какой-то космической широты, глубины проникновения в жизнь и вселенской, но легкой грусти. Эти его огромные панорамы на картинах, заснеженные равнины, зеркала замерзших озер. Очень нравится картина "Перепись в Вифлееме", где художник сделал Вифлеем типичным фламандским городком 16 века: заснеженным, многолюдным, с характерными остроконечными крышами домов. Сочетание бытовой иронической повествовательности и обращение к темам общечеловеческим: религия, милосердие, вера, добро и зло, - всегда меня завораживала у Брейгеля.
P.S. Несколько пространно, но это Брейгель...)))
Ответить С цитатой В цитатник
DybS   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:36 (ссылка)
Anna_Livia_Plurabelle, моожет,у тебя и пара ссылок о любимом художнике найдется?
Ответить С цитатой В цитатник
OZERO   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:37 (ссылка)
...просто,огромное спасибо!!!...
......
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:43 (ссылка)
emeraldino, а мне еще очень нравится "Поклонение волхвов в снегу" (из этой же серии)
Ответить С цитатой В цитатник
von_zeppelin   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:44 (ссылка)
Замечательный художник!

Я заинтересовался его работами после просмотра фильма А. Тарковского "Солряис". Там, если кто помнит, на космической станции был зал, стены которого украшали репродукции Брейгеля.

Под музыкальное сопровождение Эдуарда Артемьва они выглядели действительно волшебно!

P.S. Жаль, что сканы такого низкого качества. Цветность утрачена полностью...

http://www.liveinternet.ru/users/waldar/post24125157/
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:45 (ссылка)
DybS, нет, ссылок у меня нет, я его люблю в альбоме разглядывать)

OZERO, спасибо!)
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:47 (ссылка)
Waldar, мне и самой жаль, но я в виртуальных галереях ориентируюсь плохо...
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 20:54 (ссылка)
Waldar, я посмотрела тот вариант, который Вы предлагаете и сравнила его со своей репродукцией в альбоме (у меня хороший альбом, изданный в Японии). Эта репродукция сильно высветлена. У Брейгеля краски немного потемнее и ближе к той гамме, которую выложила я.
Ответить С цитатой В цитатник
von_zeppelin   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 21:00 (ссылка)
Возможно. Я оригинала к сожалению не видел и сказать по этому поводу ничего не могу.

Скорее всего это нечто среднее между моим и Вашем вариантом.

В любом случае спасибо Вам!

http://www.youtube.com/watch?v=iFAlegTEBUU

:)
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 21:07 (ссылка)
Waldar, и Вам спасибо! Забыла сказать, я тоже хорошо помню этот фрагмент фильма, в свое время он произвел на меня сильное впечатление...
Ответить С цитатой В цитатник
pmos_nmos   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 21:10 (ссылка)
Anna_Livia_Plurabelle,
Огромное спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Пятница, 27 Июля 2007 г. 21:22 (ссылка)
pmos_nmos, спасибо)
Ответить С цитатой В цитатник
Uroboros_a   обратиться по имени Суббота, 28 Июля 2007 г. 09:06 (ссылка)
Anna_Livia_Plurabelle, очень интересно, спасибо! Раньше не замечала ни коровы, ни горящего дома... Сейчас достала свой журнал, посвященный Брейгелю, и получше рассмотрела эти картины.)
А мне всегда нравилась его картина "Падение Икара". Помню, как нам в ДШИ на уроке по истории искусств показали ее и предложили найти самого Икара)) Никто не увидел, пока учительница не показала две торчащие из воды ножки в правом нижнем углу))) Меня тогда поразила эта идея - жизнь течет своим чередом и никому и дела нет до трагедии какого-то там Икара. ( http://chelny-vegas.ru/newsart/2007big/693-1.jpg )
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Суббота, 28 Июля 2007 г. 11:04 (ссылка)
Uroboros_a, да, Брейгель - это детали, детали и детали... Я тоже очень люблю эту картину, но вообще-то я их все люблю...)
Ответить С цитатой В цитатник
Ана   обратиться по имени Суббота, 28 Июля 2007 г. 11:36 (ссылка)
Читала с огромным интересом, растрогана. Люблю очень его. Такой он... точный, и добрый, и страшный, и смешной. Неописуемый. Очень домашний - и космический, правда, всё правда.

Вы не подскажете, в какой галерее находится "Несение креста"?
Ответить С цитатой В цитатник
pmos_nmos   обратиться по имени Суббота, 28 Июля 2007 г. 11:59 (ссылка)
Ана,
Художественно-исторический музей, Вена
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Суббота, 28 Июля 2007 г. 12:23 (ссылка)
Ана, спасибо за эти слова! pmos_nmos уже ответила на Ваш вопрос, кстати, там же находится и картина "Охотники на снегу"
Ответить С цитатой В цитатник
Ана   обратиться по имени Суббота, 28 Июля 2007 г. 12:45 (ссылка)
Спасибо за инфо! Хочу в Вену))

а я его видела, видела в Лондонской Национальной! я счастливица.

А в Москве его нету, случайно??
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Суббота, 28 Июля 2007 г. 13:08 (ссылка)
Ана, да, повезло!
Насколько мне известно, в Москве его работ нет.
Ответить С цитатой В цитатник
Вредная_Хельга   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 12:32 (ссылка)
Anna_Livia_Plurabelle, очень интересно!!Спасибо!)
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 15:22 (ссылка)
Вредная_Хельга, и Вам спасибо за теплые слова!
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени душа не ползает с лупой по поверхности событий Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 16:03 (ссылка)
.




важнейшее качество - погружение нас
в состояние мечтательности
===========================




действительно замечательный художник
в его картинах невидимым образом
рассеяна любовь к миру
и это завораживает

это важнейшее качество - погружение нас
в состояние мечтательности и полета души

тогда душа не ползает с лупой
по поверхности событий
а проникает в глубины вещей...





.
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени аргументы можно оспаривать... Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 16:08 (ссылка)
Исходное сообщение Anna_Livia_Plurabelle
MariiaSi, спасибо! Хотя, конечно, вряд ли это можно назвать в полном смысле слова статьей) Скорее уж, просто поделилась некоторыми своими впечатлениями и опытом "внимательного прочтения" его картин))





только впечатления и драгоценны
===========================



а всякого рода статьи без впечатлений
всегда о чем-то другом
и редко о самом произведении

аргументы можно оспаривать...
- но не впечатления

впечатления - конечная инстанция



.
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 16:14 (ссылка)
Внешнее - выражение внутреннего. Хотите узнать, какова душа у человека - посмотрите на его лицо) И чем внимательнее вглядываешься - тем больше видишь... А если человек, скажем, близорук - ему и лупа не помешает, а только поможет)))
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени еще нужен и полет Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 16:24 (ссылка)
Исходное сообщение Anna_Livia_Plurabelle
Внешнее - выражение внутреннего. Хотите узнать, какова душа у человека - посмотрите на его лицо) И чем внимательнее вглядываешься - тем больше видишь... А если человек, скажем, близорук - ему и лупа не помешает, а только поможет)))



три стороны проникновения на первый взгляд
============================



внешняя поверхность несет в себе многое

правильно...
но
для этого еще нужен и полет
а не ползанье по поверхности

полет в обе стороны познания:

во внутрь предмета
и в космические дали
(т.е. связи с внешним миром)

да и пожалуй в себя
- вот появилась и третья сторона для полета...





.
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 16:26 (ссылка)
Если я правильно поняла, Вы хотите сказать, что мой взгляд на Брейгеля - это "ползанье по поверхности"?
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени наоборот ... Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 16:31 (ссылка)
Исходное сообщение Anna_Livia_Plurabelle
Если я правильно поняла, Вы хотите сказать, что мой взгляд на Брейгеля - это "ползанье по поверхности"?




наоборот ...
=======


наоборот я с восхищением читаю тексты
они полны чувства нежности и любви к художнику

более того указываю что чувства и впечатления
- единственный верный метод




.
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Воскресенье, 29 Июля 2007 г. 16:42 (ссылка)
Спасибо. Но пафос моего поста сводился, во многом, к тому, что только медленное и внимательное (с лупой!) рассматривание его картин позволяет проникнуть в замысел художника и уточнить первое впечатление.
Первое впечатление от "Охотников на снегу" - удивительно спокойная и умиротворенная картина. Но после "лупы" - впечатление изменилось на противоположное. Появилась тревога, которая окрасила восприятие в иные тона.
Возможно, я не слишком отчетливо провела эту мысль в посте, но я хотела сказать именно это.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку