Anna_Livia все записи автора
До Брейгеля я совершенно не воспринимала живопись как искусство. Живопись существовала сама по себе, а я - сама по себе. Но когда мне было примерно 20 лет, мне подарили прекрасный альбом, посвященный творчеству Брейгеля, и я стала всматриваться в его картины и гравюры. Вот с этого момента и вся остальная живопись начала открываться для меня, а мое восприятие открылось для живописи...
Брейгель - загадочная фигура. Он не оставил никаких записей, дневников, осталось совсем немного писем (чуть ли не два-три). Он мало "говорил", но был исключительно работоспособен (при этом он никогда не писал, например, заказные портреты).
Картины Брейгеля нужно рассматривать очень медленно, не спеша, недаром один из его друзей сказал: "Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено". Но и то, что изображено, дает немало поводов для размышлений.
Вот, например, его знаменитая картина "Охотники на снегу" (1565).
На переднем плане мы видим охотников с собаками и слева от них - кузницу. И - прекрасный зимний пейзаж. Я всегда воспринимала эту картину как удивительно спокойную и умиротворенную. Но если взглядом прочертить траекторию пути охотников, то видно, что там, внизу, в одном из домов вспыхнул пожар, пламя вырывается из трубы, кто-то приставил лестницу и лезет на крышу, другой несет еще одну лестницу, слева по направлению к дому бегут на помощь... Огонь кузницы, который встречают на своем пути охотники, не случаен - он связан с тем далеким пожаром, который еще только предстоит увидеть охотникам.
На этом фрагменте картины (к сожалению, качество плохое, но лучше не нашла), возможно, удастся рассмотреть горящий дом (в левой части фрагмента), в моем альбоме он виден отчетливо.
Таким образом, и тональность картины меняется. Точнее, меняется ее восприятие (во всяком случае, мое), появляется мотив тревоги в этом спокойствии.
Еще пару слов об этом эффекте скажу по поводу другой его картины "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" (1565)
Здесь, на мой взгляд, возникает примерно то же самое ощущение. Ясный, спокойный зимний пейзаж, озаренный неярким светом... Но если посмотреть чуть-чуть внимательнее, то нетрудно заметить, что две птицы, сидящие на ветке (на переднем плане в центре), по своему размеру и цвету практически идентичны фигуркам людей, скользящим по льду. Но мы же знаем, что ждет этих птиц! Ловушка нарисована в правой части картины. Брейгель любил символику, и эта ловушка - не случайно появляется здесь.
Немало загадок осталось в его картинах, посвященных жизни крестьян. К примеру, одна из загадок есть в его знаменитой картине "Крестьянская свадьба" (1567 или 1568)
Среди исследователей творчества Брейгеля до сих пор нет единства по поводу того, кто же из персонажей является женихом. Невеста, это очевидно, сидит за столом на почетном месте. Но вот по поводу жениха (и того, изображен ли он вообще на картине) - мнения разделились. Одна из версий состоит в том, что жених - это молодой крестьянин, помогающий накрывать на стол. Другая версия - в том, что жених на картине отсутствует.
Многое можно было бы сказать о юморе Брейгеля и о его жизнелюбии... Очень большая тема. Скажу только о двух его картинах. Первая - это всем известная "Притча о слепых" (1568).
Много сказано о прекрасном пейзаже, контрастирующем с нарочито безобразными фигурами слепых... Но очертания коровы, стоящей за деревом, которая то ли плохо закрашена, то ли наполовину растворилась в пейзаже - такое себе может позволить только гений... Может быть, это шутка художника. А может быть и нет, но в контексте всего творчества Брейгеля эта деталь начинает работать и жить, органично вплетаясь в сюжет картины.
Последняя картина Брейгеля - "Сорока на виселице" (1568). Считается, что он завещал эту картину жене, сказав, что сороки означают сплетников, которых ему хотелось бы видеть повешенными, но это - одна из легенд о Брейгеле, достоверность этих слов проверить уже невозможно. В этой картине присутствуют многие ключевые мотивы его творчества: чудесный пейзаж, крестьянский танец, тема смерти... Но нарушенная геометрия самой виселицы (или мне так кажется?) и крестьянин, справляющий нужду (изображен в левом нижнем углу картины) - это прощальная улыбка художника.
Сознательно обхожу стороной две огромные темы - его гравюры и его Вавилонские башни. Оставлю на следующий раз. А напоследок скажу о самой масштабной работе Брейгеля - картине "Несение креста" (1564).
По количеству микросюжетов и сценок эта картина, наверно, сопоставима только с его "Нидерландскими пословицами", "Битвой Поста и Масленицы" и некоторыми гравюрами. Четыре фигуры переднего плана отделены от основного действия. Как и в "Охотниках на снегу", отчетливо прослеживается общий вектор движения толпы, направляющейся к месту казни. Среди толпы не сразу различим Христос. Брейгель не только помещает его в гущу толпы, но еще и рисует "ниже" всех, т.к. он согнулся под тяжестью креста.
В то же время, найти его на картине можно очень быстро: именно над фигурой Христа небо светлеет (справа от него вплоть до места казни небо темное, а слева от его фигуры - светлое).
Движение толпы сопровождается конными стражниками в красных одеждах, которые, как капли крови, отметили весь крестный путь. Место казни окружено плотным кольцом людей.
Композиционно Брейгель подчеркивает, выделяет и место казни, и фигуру Христа, несущего крест, еще одним способом. Параллельно кресту высоко в светлом небе видны крылья ветряной мельницы (символ жизни), образующие такой же крест.
А параллельно месту казни, окруженному кольцом людей, в темном небе виднеется еще одно "кольцо" - шест для колесования (символ смерти).
О "Вавилонских башнях" (Брейгель нарисовал, по меньшей мере три, но сохранилось две) расскажу в отдельном посте.